Нейросеть в работе поисковиков — чем грозит владельцам сайтов?

С каждым днем нейросети становятся только совершеннее и выполняют все больше полезных функций. Этой осенью искусственный интеллект смог успешно сдать ЕГЭ по литературе, написать рецензию по книге Пелевина для «Кинопоиска» и даже сгенерировать полноценное видео.

Нейросеть теперь будет применяться и поисковиками для выведения быстрых ответов. Весной Google представил новую систему генеративных ответов, сгенерированных нейросетью. А Яндекс в сентябре предложил всем желающим помочь в тестировании новой функции YandexGPT в приложении Яндекс с Алисой.

ЖУРНАЛИСТ расскажет, как работает новая технология быстрых ответов, и чем она опасна для владельцев сайтов.

В мае Google анонсировали запуск Search Generative Experience – кратких ответов на пользовательские запросы от ИИ. Такой поиск позволит быстро получать ответы на комплексные, более точные вопросы с несколькими параметрами, информацию по которым раньше пришлось бы искать на нескольких сайтах. Это будет полезно, если вы ищете, например, не просто велосипед, а красный шоссейный велосипед с большими колесами. Пока что компания запустила тестирование для избранной группы пользователей из США.

С введением новой функции внешний вид поисковой страницы сильно изменится. Вместо десяти синих ссылок Google будет показывать пользователям несколько блоков текста. Сначала пользователь увидит большой текст с ключевой информацией по запросу . Затем будет список со ссылками на статьи. Там пользователи смогут расширить свои знания по теме или убедиться в достоверности информации. Далее появится блок с товарами, если по этому запросу Google может что-то предложить. В конце будет «разговорный режим», где в поисковой строке пользователь сможет задать дополнительные вопросы по теме, чтобы получить больше деталей. 

В презентации Google выделил следующие преимущества новой технологии:

1.   Увеличение скорости изучения сложных тем: теперь пользователь получает поэтапное решение своего вопроса, сравнение разных вариантов или даже конкретный план.

2.   Оперативность поиска ответов на специфические вопросы: нейросеть быстро изучает все необходимые сайты и делает из них выжимку.

3.   Появление отдельного блока со ссылками на конкретные товары, которые пользователь сразу может заказать.

Но все эти преимущества полезны только пользователям. Как сообщает издание CNBC, хотя новая технология пока не запущена для широкой аудитории, владельцы сайтов уже обеспокоены будущим снижением просмотров и давно выступают против использования  их интернет-ресурсов для обучения нейросети.

Так, Reddit уже запросил плату за обучение искусственного интеллекта на страницах своего ресурса. А компания Getty Images подала в суд на ИИ-Stability AI, создателей генератора изображений, за нарушение авторских прав при использовании изображений со страницы проекта для обучения нейросети. Американский медиамагнат Барри Миллер недавно выступил на Глобальном саммите Г. Эванса с речью против свободного доступа нейросетей к медиаконтенту, назвав использование ИИ большой ошибкой, разрушительной силой для современного журналистики.

Быстрые ответы и раньше понижали просмотры сайтов. Запуск новой технологии Google лишь усугубит противостояние поисковика и веб-страниц. Ратлендж Доггет, генеральный директор TechRaptor, рассказал CNBC: «Сейчас Google сосредоточены на разработке поисковика с нулевым кликом, который использует чужой контент, но не предлагает его авторам никаких преимуществ взамен». Если раньше была вероятность, что пользователь перейдет на сайт-источник, то с введением новой технологии необходимость в этом совсем пропадет.

Пример быстрого ответа от ИИ

Пока что сложно сказать, как создатели текстов могут обезопасить свой оригинальный контент от нейросетей. Издание RB.RU выделило несколько тем, на которые новая технология Google не дает быстрые ответы:

•   Погода и даты.

•   Тексты песен. 

•   Поисковые запросы категории 18+

•   Поиск официального веб-сайта по названию бренда.

•   Новостные запросы по последним событиям.

•   Запросы, связанные с гендерной идентичностью.

•   Рецепты.

•   Вопросы, связанные со здоровьем и финансами.

Если с датой выхода новой технологии Google на российский рынок ничего неизвестно, то Яндекс в сентябре уже анонсировал тестирование быстрых ответов, созданных с помощью YandexGPT. Нейросеть дает короткий ответ на вопрос, объединяя информацию сразу с нескольких страниц. Сейчас технология работает в режиме ограниченного бета-тестирования по заявке.

Для создания быстрого ответа YandexGPT в режиме реального времени анализирует информацию сразу в нескольких источниках. Затем нейросеть делает выжимку из этих текстов, даже если информация находится в разных частях страницы. По итогу ИИ выдает пользователю самый подходящий ответ со ссылкой на источники. Это дает пользователю возможность получить дополнительную информацию, а сайтам – увеличить количество просмотров.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com