Клуб продвинутого журналиста: нерпы ни к черту

В руки ЖУРНАЛИСТА попало корпоративное печатное издание журнального типа «Водоканал новости» за июль 2023 года.

Рубрика: с места событий1

Заголовок: ИТОГИ ЛАСТОНОГОГО СЕЗОНА2

Лид: Петербургский Водоканал совместно с Фондом друзей балтийской нерпы продолжает работу по спасению и сохранению морских млекопитающих Балтики и Ладожского озера. В июле в дикую природу были выпущены последние ластоногие «пациенты».3 

Сейчас (когда именно?) основатели фонда Вячеслав Алексеев и Елена Андриевская сосредоточили свою работу на научно-исследовательской и просветительской деятельности4 по сохранению популяции краснокнижных животных.

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

1.   Название рубрики обмануло наши ожидания. Вместо репортажа о лечении нерп и тюленей на специальной площадке в Репино автор нам предоставил сухой отчет о деятельности организации и ее партнеров-экологов за лето.

2.   Заголовок не удался. Шутка про «ластоногий сезон» не сработала, потому что рядом оказалось кондовое слово «итоги». Динамики нет, действия нет, желания читать текст нет. Положение спасают только фото с умилительными нерпами.  Заголовок «Не склеили ласты благодаря экологам» подошел бы теме намного лучше.

3.    Лид очень размытый. Заголовок обещает итоги, а лид глаголет о том, что работа в этом направлении продолжается. Инфоповод «в дикую природу были выпущены последние ластоногие «пациенты»» сбивает с толку. Если работа продолжается, то почему в июле выпустили последних? А что будет с остальными «пациентами»? 

4.   Звучит слишком общо и вызывает вопрос, а раньше они чем занимались, если сейчас сосредоточились на этом?

 

За сезон 2023 специалисты фонда спасли шесть ладожских кольчатых нерп и трех балтийских серых тюленей. Все они были выпущены5 в естественную среду обитания после непростого лечения6 и специальной подготовки к самостоятельной жизни в дикой природе.7 

Работа Центра по спасению и реабилитации морских млекопитающих на территории Водоканала8 не прекращается круглый год. (типичный газетный штамп). С середины лета и до закрытия навигационного периода у специалистов фонда еще много работы9

В штиль Вячеслав и Елена совершают выезды к местам отдыха животных (не хватает географических привязок).

Поиск морских млекопитающих ведется с самолетов и катеров, а для видеосъемки и наблюдения используются квадрокоптеры. Все работы проводятся так, чтобы не тревожить животных на излюбленных местах отдыха10.

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

5.   Страдательный залог лишает текст динамики и ярких сцен лечения и спасения животных.

6.   Хотелось бы подробностей, почему лечение было непростым? Или оно всегда непростое?

7.    Тут могло быть самое интересное место в тексте. Как специалисты их учат жить в дикой природе? Как тренируют? Очень любопытно знать!

8.   Официальное название этого подразделения звучит иначе – «Центр изучения и сохранения морских млекопитающих».

9.   Снова общие места из разряда «капитан очевидность».

10.   Второй раз в одном абзаце встречаем оборот «места отдыха», хотя его спокойно можно заменить во втором случае на слово «территориях».

 

Для более тщательного изучения состояния здоровья диких тюленей11 специалисты отбирают образцы шерсти для (второй раз в предложении встречается предлог «для») химико-токсикологических исследований. Результаты анализов позволяют (кому?) оценить состояние (чего?) и определить пространственное распределение популяции (очень сложно сказано), выявить негативные факторы, которые могут представлять угрозу для редких животных12.

Ситуация с животными пока стабильна. (А чего опасались специалисты?)  Более того, в этом году специалисты отметили положительную тенденцию (канцелярское клише): нерпы стали намного чаще (На сколько? С чем сравниваем?) появляться непосредственно на территории города (где именно? что хорошего в этой тенденции?), при этом многие из них находятся в хорошем состоянии13. Из этого (из чего?) в фонде делают следующие выводы:

1)  Животных стало больше, их стали чаще видеть14, а сами нерпы начинают адаптироваться к жизни в городской среде15.

2) Петербуржцы стали намного осознаннее по отношению16 к нерпам и тюленям, и не пытаются их тревожить, сообщают Фонду о каждом случае (чего?) и знают, как себя вести при встрече с ними17.

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

11.   Усложняющая синтаксис цепочка существительных в родительном падеже.

12.   О чем идет речь? Хочется больше конкретики! Какие-то показатели в крови выше нормы? Есть примеси ртути или тяжелых металлов, что говорит о состоянии природных водоемов?

13.   Слишком общо. Не ранены? Не испачканы мазутом? Довольные и упитанные? Хорошая шерсть?

14.   Больше…чаще…хотелось бы какого-то подтверждения в конкретных цифрах и фактах. С каким периодом автор сравнивает текущую ситуацию?

15.   Как это удалось установить? Плещутся в фонтанах на день ВДВ?

16.   Неверный стилистический оборот: невозможно стать осознаннее по отношению к чему-либо, плюс маркер неопределенности «намного».

17.   И как надо? Для еще неосознанных петербуржцев.

 

К приоритетным задачам (чьим?) относится и планомерное информирование граждан (о чём? Всё предложение – сплошной «белый шум»). Ежегодно проводится (где и кем?) крупномасштабная (голословное утверждение) информационная кампания (для кого?) о том, как поступать и что делать18 жителям, если они обнаружили на берегу животное, которому требуется помощь.

Помимо этого, осуществляется постоянная работа с туристическими организациями, базами проката лодок и других плавательных средств (лишняя подробность) по просвещению отдыхающих (канцелярский строй речи), ведь они могут быть (скорее стать) первыми, кто заметит обессиленных животных.

Не прекращается деятельность по очистке побережья Финского залива от мусора, к которой присоединяются общественные организации и неравнодушные жители19Немаловажным является и (языковое клише) общение с рыбаками, ведь перед специалистами фонда стоит задача максимально обезопасить ластоногих от рыболовецких сетей (сложный синтаксис).

ЗАМЕЧАНИЯ РЕДАКТОРА

18.   Плеоназм: как поступать и что делать – это одно и то же.

19.   Снова избитый канцелярский оборот из отчетных докладов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА

Перед нами классический скучный текст на нескучную тему из корпоративного медиа. Складывается впечатление, что текст ваялся на основе релиза или отчета, подготовленного сотрудниками «Центра изучения и сохранения морских млекопитающих» по итогам летнего сезона.

Поэтому в нем сплошняком идут безличные глаголы, канцеляризмы, формализмы, штампы, расплывчатые формулировки, обобщения, слабые и скучные глаголы. Отсутствие конкретики и любопытных подробностей делают материал бесполезным и неинтересным для читателя.

Впрочем, ситуация объяснимая: работники центра заняты реабилитацией нерп и тюленей, и им совершенно некогда переводить текст из официально-делового стиля речи в литературный.

Кроме того, они не обязаны знать, что такие материалы лучше писать в жанре «репортаж» или «фичер». Это задача журналиста профессионального издания, а он, похоже, такую задачу перед собой даже не ставил.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com