Как повысить медиаграмотность молодежи с помощью новостных игр

По данным Digital News Report, молодежь гораздо чаще получает информацию о новостях из социальных медиа, чем с сайтов СМИ. На таких онлайн-платформах разворачиваются настоящие битвы с ложной и вводящей в заблуждение информацией.

Исследовательница из Левенского католического университета Джойс Виссенберг считает: «Поскольку дез- и мизинформация чаще всего распространяются на платформах социальных медиа, вполне логично беспокоиться о детях и молодых людях, которые с этим сталкиваются».

 

ВЕРА В НОВОСТНОЙ КОНТЕНТ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫЙ В СОЦСЕТЯХ

Несмотря на то что молодые люди обращаются к онлайн-платформам для получения новостного контента, эта аудитория менее склонна доверять таким им. Виссенберг объясняет: «Исследования выявили определенный «парадокс доверия». Хотя соцсети остаются самым популярным способом получения новостей, по большей части дети и молодежь признаются, что, когда речь заходит о достоверном новостном контенте, они доверяют социальным сетям меньше, чем другим источникам и каналам новостей. Включая телевизионные новостные программы, радиопрограммы или онлайн-газеты».

В рамках проекта Youth Skills Виссенберг вместе с другими исследователями провела опрос в шести школах Эстонии, Финляндии, Германии, Италии, Польше и Португалии, чтобы выяснить, насколько хорошо ученики владеют навыками потребления цифрового контента. Исследование показало, что школьники «не очень уверены в своих навыках, когда речь заходит об их умении находить и оценивать информацию».

 

КАК ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ МЕДИАГРАМОТНОСТИ

Вот список игр, которые в увлекательной форме помогут детям усвоить навыки медиаграмотности.

BAD NEWS GAME

Bad News Game дает игрокам возможность ознакомиться с техниками, используемыми для создания и распространения дезинформации. Игрокам предлагается роль распространителей фейковых новостей. Они должны писать твиты, используя несколько тактик, которые часто применяются для создания дезинформационного контента, включая публикацию контента от имени другого человека, конспирологические теории, поляризацию и др. Игра создана голландской медиагруппой DROG и Кембриджским университетом и использует теорию «прививок», которые делают игроков невосприимчивыми к тактикам, применяемым распространителями дезинформации.

GO VIRAL!

Как и Bad News Game, в игре Go Viral! используется теория «прививок», которые помогают добиться невосприимчивости к дезинформации, связанной с COVID-19. Участники этой игры тоже должны продвигать фейковые новости — на этот раз связанные с пандемией.

LIBERTAS VERITAS

По условиям этой игры участники работают в отделе, занимающемся распространением дезинформации и пропаганды в условиях тоталитарного режима. Каждый выбор, который делают игроки, должен быть направлен на то, чтобы угодить лидеру и повлиять на мнение населения страны.

PLAY INTERLAND — BE INTERNET AWESOME

Созданная Google игра Play Interland ориентирована на то, чтобы помочь детям стать более опытными интернет-пользователями. Она учит не доверять фейковым новостям, ответственно подходить к тому, какими новостями они делятся, заботиться о своей безопасности в цифровом пространстве и многому другому.

FAKEY

Fakey имитирует ленту новостей в соцсетях, где игроки должны либо поделиться контентом, либо поставить лайк, либо заняться проверкой фактов. Эта игра дает игрокам возможность обнаруживать и проверять дезинформацию. Чем лучше игрок справляется с выявлением дезинформации, тем выше будет его уровень в игре.


Иллюстрация на обложке: shutterstock.com