Шрифтов много не бывает. И это буквально. Хотя бы потому, что подавляющее количество гарнитур коммерческие. Одним словом, платные. Платить за то, что всегда подразумевалось дармовым, у нас в стране не привыкли. Что ж… Давайте посмотрим, что нам остается из того, что легально можно использовать в газетах.
Ну, во-первых, точно есть смысл проверить – какие шрифты вы используете у себя в издании. Какая у них лицензия – платная или бесплатная. Вбиваете название шрифта в поисковик и смотрите результат. Если ссылки на него ведут в шрифтовые магазины, то тут без вариантов – вы нарушаете закон (ну, если, конечно, вы не покупали на них лицензии). Чем это чревато?
Любой нормальный русский человек надеется на «авось». До каких-то пор это было оправданным. Сначала совершенно дикие 90-е годы, потом сытые двухтысячные. Создатели шрифтов особо не утруждали себя поиском контрафакта. Но в последнее время все чаще шрифтовые студии стали целенаправленно мониторить нелегальное использование своих шрифтов. Цель – любая выложенная вами в интернет полоса своей газеты.
И вот все чаще российские редакции стали получать как минимум досудебные письма шрифтовиков, как максимум – повестки по уже заведенным административным делам. Ну, а дальше эффект домино – штраф плюс сумма претензий, прямопропорциональная годам незаконного пользования чужой собственностью. Таких фактов уже много. В том числе и в глубинке. Так что нет смысла надеяться на то, что вы «в домике».
И еще один важный нюанс. Проверять нужно не только те шрифты, что вы используете в основном наборе и в заголовках. Скрытая угроза на самом деле находится на самом видном месте. Это ваш логотип. Если ваше лого – не результат ручной работы (ну, вдруг вам художник его нарисовал за бутылку коньяка), то в его основе точно готовый шрифт. И если он коммерческий, а вы на него лицензию не покупали, то возвращаемся на два абзаца выше и перечитываем снова.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Варианта всего два. Либо вы покупаете лицензии на используемые шрифты (в том случае, если они коммерческие), и надеетесь на «авось», что за все предыдущее время вам ничего не «прилетит». Но на этот раз «авось» будет уже полновеснее. Либо меняете свои шрифты на гарнитуры с бесплатной лицензией. И обязательно убедитесь, что эта лицензия не просто бесплатная, а бесплатная для коммерческих целей. ПОТОМУ ЧТО БОЛЬШИНСТВО БЕСПЛАТНЫХ ШРИФТОВ ИМЕЕТ ОГРАНИЧЕНИЕ – ТОЛЬКО ДЛЯ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ. Ну, это если бы жена, к примеру, решила мужу открытку на компьютере соорудить с красивым шрифтом (хотя по большому счету я бы и это назвал коммерческой целью, ведь открыточка эта – прямая инвестиция в шубу или новые сапожки).
С покупкой все просто – нашли магазин, где продается ваш шрифт, и купили. Если магазин зарубежный, то придется включить «танцы с бубном», ведь либо они теперь закрыты для российских пользователей, либо нет возможности провести платеж. Ищем знакомых, живущих за рубежом, и просим их совершить покупку. Главное – при покупке указать лицензиата, то есть название вашей редакции, как юридического лица. Большинство шрифтовых магазинов при транзакции предоставляют возможность вписать лицензиата. Тогда у вас будет «всем бумажкам бумажка» о том, что у вас настоящая именная лицензия.
Самый крупный (и соответственно самый популярный) в мире магазин шрифтов – myfonts.com. Из России без VPN на него не зайти. Странные люди. Ведь торгуют не своим товаром. Это по сути агрегатор коммерческих шрифтов от совершенно разных шрифтовых художников и студий. И своей спорной категоричностью они закрыли для всех шрифтовиков большой российский рынок.
Самые крупные магазины шрифтов в России – Паратайп (fonts.ru) и TypeType (typetype.ru). С покупкой шрифтов на этих площадках никаких проблем не будет. Повторюсь – обязательно при оформлении покупки указывайте конечного лицензиата. С российскими магазинами проще еще и потому, что покупку можно совершить не только картой, у них можно выписать счет. А это большой плюс для бюджетных учреждений, где авансовые отчеты – лишняя морока.
Да, и нет никакого смысла обманывать систему, то есть приобрести лицензию не на все начертания (скажем, купить лишь на одно начертание «для галочки»). Сами шрифтовики и прокуратура проверяют это «на раз-два».
Так, а вдруг жалко денег на шрифты? Тогда идем по второму пути – ищем гарнитуры с открытой лицензией.
Да, можно зайти в «ВКонтакте» и поискать там, тем более что групп с шрифтами там очень много. Но, во-первых, зачастую лицензии у них только для личного использования. А во-вторых, в них слишком мало начертаний для того, чтобы выстроить у себя в газете контрастную полноценную систему стилей. Так что это не наш путь.
Наш путь такой – ищем крупные площадки с бесплатными шрифтами, состоящими из нескольких начертаний.
ОТКУДА МОЖНО БРАТЬ ШРИФТЫ:
1. Совершенно очевидно – это шрифты, которые идут с операционной системой (Windows или macOS). Но они в большинстве своем ужасные в плане использования в газетах. Основной набор на их основе читать тяжело, потому что русифицировались шрифты для них, что называется, на скорую руку.
2. Шрифты из сервиса Adobe Fonts. Они входят в подписку на Creative Cloud. Но имейте в виду: они бесплатны только до тех пор, пока вы оплачиваете подписку Creative Cloud. Не оплатили подписку – право на использование этих шрифтов потеряли.
3. Есть несколько хороших бесплатных шрифтов в Паратайп (fonts.ru) – набор PT Public Pack, Golos Text, и новый бесплатный шрифт Tilda.
4. Библиотека шрифтов с открытыми лицензиями от Google – Google Fonts (fonts.google.com). При поиске шрифтов на этой площадке ограничьте поиск, включив в графе «Языки» опцию «кириллица».
А вот тут поставлю многоточие… Потому что выбор шрифтов для газетного набора – это другая животрепещущая тема. Об этом – в следующем номере.
Иллюстрация на обложке: shutterstock.com