Человек – существо социальное

Руководитель программ Агентства социальной информации ОЛЬГА ДРОЗДОВА – о «вечных вопросах», новых трендах и взаимодействии с аудиторией

 

– Недавно в Москве состоялась очередная ежегодная конференция «Медиа/НКО Профи», которую АСИ совместно с центром «Благосфера» проводит уже седьмой раз. Что изменилось в социальной журналистике страны за прошедший год?

– Идея конференции принадлежит нашему бывшему главному редактору Алене Быковой, которая предложила обсуждать не только профессиональное мастерство журналиста, но именно содержание социальной журналистики, и в том числе – возможности сотрудничества общественных организаций и журналистов. Дело в том, что долгие годы люди, занятые решением социальных проблем, жалуются на журналистов, и часто справедливо: они нас не видят, не слушают, о нас не пишут. А журналисты, кстати, в свою очередь жалуются – и тоже справедливо – на руководителей НКО, которые не умеют интересно рассказать о своей работе, показать яркий сюжет или историю, которая привлечет читателя.

Идея конференции была в том, чтобы собрать активистов и журналистов на одной площадке и помочь им друг друга услышать. Оказалось, получается, и это полезно всем, хотя «раз и навсегда» все проблемы не решить. Иногда кажется, что мы говорим каждый год об одном и том же, но и контекст меняется, и люди новые приходят, поэтому получается, что все звучит и отзывается по-другому. В этом году у нас было значительно больше региональных участников, и мы провели большую сессию, на которой дали слово представителям небольших редакций. Это стало для многих настоящим открытием: мы не представляем, что происходит в маленьких редакциях, какие возможности диалога они находят. Получилось очень интересно.

На самом деле важно не только слушать мэтров, как мы делали обычно раньше, когда конференцию открывали «звезды». Не менее важно разговаривать на равных. Учиться друг у друга. Очень важно создать площадку для доверительного общения, где можно обсудить насущные вопросы. Мы убедились еще раз: существует стойкий интерес к социальной проблематике, есть запрос на взаимодействие НКО и журналистов. Сообщество живо, оно развивается, это очень важно. В этом году у нас было много участников из регионов, пришли студенты факультетов журналистики московских вузов, и они потом писали нам, что для них встреча была полезнее, чем многие лекции по специальности.

 

– Правда ли, что после пандемии многие редакции начали стали осуществлять собственные социальные проекты, заниматься, по сути, социальной работой?

– Да, это так. Может, с пандемией это напрямую не связано, просто она подтолкнула какие-то процессы. Нам рассказывали коллеги, что часто в небольших городах и поселках газета становится центром жизни, она и просвещает, и помогает, и информирует, и это оказывается очень эффективно. Это, кстати, помогает избавиться и от мифов о том, что такое НКО, что такое журналисты и т д. Такой опыт есть и в Карелии, и в Приморье, и на Алтае, и на юге России…

 

– На конференции было представлено новое исследование ЦИРКОН об освещении проблем НКО и социальной повестки дня в целом в наших СМИ. Расскажите о нем.

– Это уже четвертое исследование, так что можно говорить о некоторой динамике. Мы начинали исследование во время пандемии, когда НКО по всей стране стремились помочь людям. Нам казалось, что мы получим результаты, которые покажут рост внимания СМИ к этой теме и к НКО. Оказалось, что это не совсем так. Конечно, СМИ писали о том, как кто-то где-то кому-то помогает, но никакой информации о том, кто это, какие организации, толком не было. Про НКО писали очень мало. Мы стали обсуждать результаты исследования и с журналистами, и с людьми из НКО, чтобы обращать внимание на тенденции и «узкие места», стараться как-то менять ситуацию. С 2020 года мы проводим этот мониторинг ежегодно.

В ЭТОМ ГОДУ В СМИ ОЧЕВИДНО ОБОЗНАЧИЛАСЬ ТЕНДЕНЦИЯ «ОГОСУДАРСТВЛЕНИЯ» ИНФОРМАЦИИ ОБ НКО: ПОЧТИ ВО ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЯХ ПОДЧЕРКИВАЕТСЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА, КОТОРОЕ ЛИБО ПОДДЕРЖИВАЕТ НКО, ЛИБО ПРЕДПРИНИМАЕТ КАКИЕ-ТО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ИХ КООРДИНАЦИИ.

Так у аудитории возникает впечатление, что НКО – это часть государства, а не самостоятельная сфера деятельности гражданского общества. СМИ всей страны внимательно следят за государственными программами, выступлениями руководства страны по этому поводу, пишут о системе государственных грантов, о получателях грантов, о правилах подачи заявок. Об этом пишут достаточно часто.

Основной жанр – новость, а анализа очень мало.

Самые популярные темы – благотворительность, помощь нуждающимся, в том числе в связи с СВО. Об НКО как таковых, об их экспертизе по-прежнему пишут мало, разве что есть некий важный человек, который какую-то организацию продвигает.

Конечно, есть журналисты и СМИ, которые давно следят за проблемами, постоянно обращаются за информацией. Но в целом массовая аудитория не получает достаточно развернутого анализа и полной картины работы НКО в стране. Пишут о больших организациях, поддержанных государством, а вот про низовые инициативы – совсем мало.

 

– Кто чаще всего рассказывает о социальных проблемах?

– Исследование показало, что чаще о них рассказывают региональные издания (73 %), реже – федеральные (27%). Важная особенность, которую показывают результаты всех исследований: местные инициативы интересны местным СМИ. Это кажется очевидным, но часто НКО хотят, чтобы о них рассказывали на «федеральном уровне», хотя повод бывает локальный.

Среди регионов лидируют Москва и Санкт-Петербург, Краснодарский край, Екатеринбург, Дагестан. Больше всего из федеральных СМИ проблематику освещают ТАСС, МИА «Россия сегодня», «Российская газета», «Православие и мир». Наиболее популярны сюжеты, связанные с волонтерством, государственной поддержкой благотворительности, помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. О мигрантах и беженцах. Пишут о социальном спорте, о ПНИ, много в целом публикаций о защите детей и животных. А о том, кто те люди, которые помогают другим, что это за организации, которые привлекают внимание общества к острым темам, какова их экспертиза, предложения – практически ничего в масштабах страны. А ведь это именно те предложения и оценки, которые и помогут принять важные решения. Если о них не узнает общество, не услышат люди, эти решения принимающие, проблемы останутся с нами надолго. Практика – и отечественная, и мировая – показывает, что именно организации гражданского общества – двигатель необходимых преобразований, улучшения жизни. Они ближе к людям, они слышат, что людей беспокоит, знают свою проблематику, и самое главное – они знают, какие пути решения уже существуют, что предлагают люди, что у них уже получается.

– Получается, внимание к растущей поддержке со стороны государства социальной работы не помогает нам лучше об этой работе узнать?

– Когда журналисты говорят о глобальных проектах, крупных начинаниях, часто они не обращают внимания на конкретный опыт на местах, на конкретные судьбы и на экспертизу НКО, которая помогает решать проблемы. Кроме того, большинство материалов – короткие новости, информация о том или ином решении, там нет места рассказу о судьбе, а читателя прежде всего привлекает судьба человека, которому помогли, или того, кто сам помогает.

Между прочим, в региональных и местных СМИ явно превалирует интерес не к глобальной, а как раз к местной проблематике.

Нельзя не заметить также, что часто даже названия НКО, СМИ не упоминают, считают это рекламой, несмотря на разъяснения юристов о том, что социальная реклама может свободно и бесплатно публиковаться, что вообще разговор об НКО – это общественный интерес прежде всего. Труднее всего в этом плане дело обстоит с ТВ. То же самое и об экспертной оценке НКО, ее в СМИ очень сильно недостает. Это при том, что существует довольно много данных, полученных из исследований, которые делают и социологи, и сами НКО, это очень интересные данные, на самые разные темы. К сожалению, их почти не обсуждают и в СМИ, и в обществе. Мы публикуем их на сайте АСИ, но этого недостаточно.

 

– Что насчет «благодатных материалов»? День защиты детей, день борьбы с ВИЧ, всемирная акция «16 дней без насилия»?

– Большого пика мы не наблюдали. Как ни удивительно, даже после резонансных выступлений, таких, как выступление Нюты Федермессер в Госдуме, всплеск публикаций по проблеме был, но небольшой, и он затухает.

Может быть, это не тренд еще, но все же: если раньше о работе НКО писали в основном в позитивном ключе или нейтрально, последнее время проявляется чуть больше публикаций, которые система мониторинга распознает как негатив. Мы будем внимательно рассматривать и анализировать это.

 

– Правда ли, что в НКО работают в основном женщины?

– Женщины всегда были очень активны и в «третьем секторе», и в социальной журналистике. Возможно, так получается, потому что женщины часто заинтересованы в «горизонтальной        карьере», и им важно не стать генеральным директором и заработать много денег, а делать важное дело, полезное людям, организовать систему такой помощи.

И у нас в АСИ тоже так – женщин большинство. Много молодых. Среди наших сотрудников есть те, кто впервые пришли к нам в студенчестве.

 

– Есть ли у АСИ программы, адресованные молодым?

– Их несколько. Проект «НКО-профи», который показывает некоммерческий сектор как рынок труда, как сферу, где можно себя реализовать. Тут можно найти работу, сделать карьеру, в том числе «горизонтальную».

МЫ ПРОВОДИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ, КОТОРОЕ ПОКАЗАЛО, ЧТО ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ БЫТЬ ВОЛОНТЕРАМИ, ИНОГДА ЧУВСТВУЮТ, ЧТО ИХ ЧАСТО ПРОСТО ИСПОЛЬЗУЮТ «ДЛЯ ГАЛОЧКИ», А ОНИ ХОТЯТ ПРИНЕСТИ РЕАЛЬНУЮ ПОЛЬЗУ И ОДНОВРЕМЕННО СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ ДЛЯ НИХ САМИХ.

Скоро запустим проект для молодых журналистов. Он называется «НКО-Ликбез: осваиваем мастерство интервью». Это небольшой интерактивный курс обучения мастерству интервью в контексте сферы благотворительности и некоммерческих организаций.

– Что бы вы предложили журналистам?

– Это постоянная работа. Конечно, мы бы хотели обсуждать с журналистским сообществом, как изменить ситуацию, чтобы НКО-сектор проявлялся, был понятным и воспринимался как часть нашей жизни. Уже несколько лет мы регулярно проводим тренинги и семинары, в регионах в том числе. Но этого недостаточно. Был бы очень важен серьезный и постоянный разговор всероссийского масштаба.


Фото: Егор Илюшкин