Американцы Жак Сервин и Игорь Вамос на протяжении более чем двадцати лет устраивают масштабные мистификации при помощи медиа, тем самым втыкая палки в колеса крупным корпорациям и политикам. Разберемся, как возможно клеветать в созидательных целях.
The Yes Men — американский дуэт активистов, привлекающий внимание к социальным проблемам при помощи медиамистификаций. Их деятельность относят к таким понятиям, как глушение культуры и тактические медиа. Глушение культуры — это тактика воздействия на общественное мнение, путем обнажения принципов работы рекламы и крупных компаний, нацеленная на оказание антипотребительского эффекта. Тактические медиа — альтернативные СМИ, проливающие свет на темы, которые по тем или иным причинам не обсуждаются в крупных изданиях, на телевидении и радио. Часто целями тактических медиа, помимо осведомления аудитории, являются конкретные результаты и изменения. Акции The Yes Men тщательно организованы и комплексны, каждый уровень их подготовки и реализации требует высокого профессионализма в самых разных сферах: от программирования до актерского мастерства.
В ходе своих акций Сервин и Вамос часто прибегают к перевоплощению, а самые известные, «прилипшие» к ним образы — вымышленные персонажи Энди Бичлбаум и Майк Бонанно. Также в деятельность The Yes Men постоянно включаются как сторонние помощники и единомышленники, так и постоянные непубличные участники, как, например, Уитни Блэк и Рокко Феррер. Главная часть каждой акции дуэта — создание инфоповода. В основном это провокационное заявление или какой-либо другой акт, сделанный от лица определенной организации. ЧАСТО, ИЗОБРАЖАЯ ВЛИЯТЕЛЬНУЮ ФИГУРУ, ЖАК И ИГОРЬ СОЗДАЮТ ЕЕ КАРИКАТУРУ, ДЕЛАЯ НЕЛЕПЫЕ, ПОВЕРГАЮЩИЕ В ШОК ВЫСКАЗЫВАНИЯ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ПРЕУВЕЛИЧЕННО ОТОБРАЖАЮЩИЕ РЕАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА. ЗА ЭТИМ СЛЕДУЕТ РЕАКЦИЯ ВЫБРАННОГО ОБЪЕКТА И (САМО-) РАЗОБЛАЧЕНИЕ ДУЭТА, ПОСЛЕ ЧЕГО THE YES MEN, ПРИВЛЕКШИ ВНИМАНИЕ К ПРОБЛЕМЕ, МОГУТ РАЗЪЯСНИТЬ СМЫСЛ АКЦИИ И ПРЕДСТАВИТЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
Провернуть это возможно, только в совершенстве понимая изменчивый медиапроцесс и глубоко погружаясь в контекст вокруг объекта мистификации. Уже не говоря о необходимости иметь нужные связи, крепкие нервы и прекрасное чувство юмора. Имитацию конкретных людей, обличающую их корысть, негуманность и другие несимпатичные качества, The Yes Men называют «коррекцией личности». В инструментарий дуэта в том числе входит и создание идентичных оригинальным сайтов компаний для размещения на них невыгодных заявлений, регистрация фейковых электронных почт и рассылка с них писем, адресованных лидерам мнений. Вступив в переписку с представителями медиа от лица корпораций, активисты могут добиться выхода в эфир из-за невнимательности и доверчивости журналистов или же по договоренности с ними.
САМЫЕ ЯРКИЕ АКЦИИ ПРОЕКТА
Акция, которой The Yes Men впервые громко заявили о себе, состоялась 3 декабря 2004 года. Она прошла в двадцатую годовщину бхопальской химической аварии в Индии, самой крупной по числу жертв техногенной катастрофы в современной истории, случившейся на заводе компании Union Carbide, принадлежащей американской Dow Chemical. В результате выброса токсичного соединения метилизоцианата в воздух территория в 40 км² оказалась под облаком ядовитых паров. На сегодняшний день считается, что количество погибших восходит к числу свыше 5000 человек, а общее число пострадавших составляет более полумиллиона. По решению Верховного суда Индии UC выплатила государству 470 млн долларов, распределенные на урегулирование последствий аварии и выплаты семьям погибших.
В ходе акции Жак Сервин, представившись как Джуд Финистерра из Dow Chemical, дал интервью каналу BBC World. В эфире новостей Сервин заявил, что компания планировала ликвидировать дочернюю Union Carbide, чтобы выручить 12 миллиардов и пустить их на медицинскую помощь пострадавшим, меры по восстановлению поврежденных территорий и исследования опасных химикатов. За выступлением активиста последовал опровергающий его слова пресс-релиз Dow, в котором уточнялось, что выступал не их сотрудник. Опровержение привлекло еще больше внимания, так как отказ от озвученных намерений, пусть и заявленных человеком, не относящимся к компании, напомнил массам о происшествии, от которого сами Dow старались максимально дистанцироваться. Случившееся спровоцировало резкое падение акций компании. Позже Сервин дал разъяснительное интервью Channel 4, а на своем сайте The Yes Men рассказали о том, что связались с жителями Бхопала и выяснили, что те, узнав о ложности заявлений, сначала разочаровались, но затем стали благодарны за напоминание миру о их бедственном положении.
Еще одна яркая акция прошла 14 июня 2007 года на нефтяной конференции в Калгари, Канада. В этот раз дуэт примерил на себя роль представителей Национального нефтяного совета и компании ExxonMobil. Более 300 нефтяных бизнесменов ожидали презентации выводов исследования, порученного министром энергетики США Самюэлем Бодманом. В своем выступлении The Yes Men заявили, что энергетическая политика США и Канады подвергает мир глобальной климатической катастрофе, однако они готовы предложить решение проблемы. Аудитории был предъявлен новаторский проект под названием Vivoleum — оптимизация нефтедобычи путем перехода на получение топлива из умирающих людей. Нефтяники отнеслись к идее с интересом и даже подожгли «памятные свечи», но выступление было прервано охраной, выяснившей, что на сцене самозванцы. Из-за этого активисты не успели сообщить аудитории, что свечи были якобы изготовлены из погибшего уборщика ExxonMobil.
За годы существования проекта Сервин и Вамос действовали от лица команды Джорджа Буша младшего, Всемирной торговой организации, газет The New York Times, The Washington Post и International Herald Tribune, McDonald’s, Министерства жилищного строительства и городского развития США и множества других организаций и структур, а также выпустили три полнометражных фильма (один из которых, «Согласные на все исправляют мир», получил приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале в 2009 году) и одну книгу.
С декабря 2021 по апрель 2022 года в галерее Carriage Trade в Нижнем Ист-Сайде, Нью-Йорк, прошла ретроспективная выставка, посвященная деятельности The Yes Men, на которой экспонировался реквизит с их акций, были представлены видео- и фотоматериалы. За годы своего существования дуэт уже обрел статус культурного феномена.
ЧЕМ THE YES MEN ПОТРЯСАЮТ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ СЕГОДНЯ?
Фейковый модный показ от Adidas
В январе 2023 года активисты выбрали новую мишень — Adidas. The Yes Men опубликовали пресс-релиз и провели модное мероприятие от лица спортивного бренда. Пресс-релиз был разослан модным лидерам мнений и опубликован на заранее созданном фейковом сайте, во всем повторяющем оригинальный. В пресс-релизе, якобы отправленном из штаб-квартиры бренда в Херцогенаурахе, говорилось, что на должность содиректора назначается бывший камбоджийский профсоюзный лидер, фабричная работница Вай Я Нак Пхон для курирования стратегии социальной и экологической ответственности на производстве. Также была анонсирована созданная совместно с музыкантами Фарреллом Уильямсом и Bad Bunny коллекция «realitywear», состоящая из вещей, переработанных из тех, что носили работники камбоджийских фабрик Adidas, труд которых долго не оплачивался во время пандемии Covid-19. Летом на камбоджийских фабриках Adidas проходили забастовки, а, со слов местных профсоюзных активистов, компания задолжала 30 000 своих работников около 11,7 млн долларов.
«Презентация» коллекции в Берлине мгновенно привлекла внимание медиа. На подиум выходили модели с синяками и кровоподтеками, одетые в рваные, выцветшие и обгорелые вещи линейки Adidas. В тот же день компания заявила, что не имеет никакого отношения к пресс-релизу и мероприятию. На тот момент модные издания и блогеры уже подхватили новость о новой вехе в жизни бренда. Новостной портал FashionUnited высказался в статье, которую позже пришлось удалить: «Похоже, Adidas извлек уроки из прошлых ошибок и, похоже, заинтересован серьезно корректировать свой курс». Все это происходило на фоне прекращения сотрудничества бренда с рэпером Канье Уэстом из-за его антисемитских высказываний.
Первой о причастности The Yes Men к случившемуся сообщили The Guardian. Цель акции заключалась в том, чтобы привлечь внимание к проблемам трудящихся камбоджийцев и призвать руководство компании к подписанию соглашения Pay Your Workers, защищающего права работников швейной промышленности, а также к восстановлению на работе всех сотрудников и членов профсоюзов, уволенных в период пандемии, с выплатами по задолженности. Игорь Вамос прокомментировал идею: «После стольких скандалов кажется, что им [Adidas — прим. ред.] было бы здорово начать новую жизнь».
Барби-экоактивистка
В августе этого же года дуэт, объединившись с режиссером, актрисой и экоактивисткой Дэрил Ханной, атаковал одного из крупнейших производителей игрушек, компанию Mattel, и, в частности, ее всемирно известный продукт — Барби. Тактика снова включала поддельный пресс-релиз, но в этот раз был выпущен промо-ролик. Общественности была представлена биопластиковая Барби «EcoWarrior» («ЭкоВоин»), изготовляемая из натуральных материалов: например, из грибного мицелия, водорослей и глины. Участники акции решили воспользоваться ажиотажем вокруг выхода в прокат фильма «Барби». Mattel, согласно приписанным им заявлениям, брали на себя обязательство полностью отказаться от использования пластика к 2030 году.
В рекламном ролике Ханна поделилась историей из своего детства: однажды она, плавая в море с водолазной маской, приняла за розовый коралл торчащие с дна ноги куклы Барби. Взяв игрушку в руки, маленькая Дэрил обнаружила, что та поросла ракушками, а ее волосы были зелеными от водорослей. Этой историей Ханна обрисовала проблему загрязнения и отравления окружающей среды. К слову, в прошлом году американские ученые заключили, что производство одной Барби образует выброс около 660 граммов углекислого газа. Несколько изданий, в числе которых The Washington Times, Dow Jones Newswire и People, приняли заявления за правду и опубликовали статью об экологически чистой Барби. Позже последовал привычный сценарий: издания удалили публикации, а Mattel опровергли информацию о смене экологической политики.
Работы The Yes Men также можно отнести к понятиям современного искусства, перформанса, гражданского активизма, пранка, сатиры. Они ставят перед собой незамысловатую задачу критиковать политиков, госструктуры и крупные корпорации, но реализуют ее не имеющим аналогов способом. Абсурдистский юмор дуэта обличает в их «жертвах» лицемерие и прочие нелицеприятные качества, выносит их сомнительные поступки на передний план. Акции Сервина и Вамоса служат лакмусовой бумажкой и позволяют изучить под микроскопом то, как крупный бизнес и политики поведут себя в невыгодной им ситуации: от их лица дают крайне позитивные обещания, или, напротив, — заявляют ужасные вещи. Готовы ли они будут отчасти выполнить чужие обещания, чтобы не разочаровать общественность; смогут ли извернуться так, чтобы более не ассоциировать себя с приписанными им, наполовину правдивыми, кровожадными идеями? Таким образом дуэт проливает свет на правду при помощи лжи.
Наиболее емко миссию проекта смог выразить его участник Игорь Вамос в интервью издательству The MIT Press: «То, чем мы занимаемся, на самом деле не является “фейк-ньюс”, хоть для этого и используется обман. Скорее, это соответствует традициям сатиры, где цель — не заставить людей поверить во что-то ложное, а заинтересовать их в поиске правды. Джонатан Свифт написал “Скромное предложение” не для того, чтобы люди подумали, что ирландцы должны есть своих собственных детей. Он написал это, чтобы спровоцировать реакцию и с ее помощью показать, что англичане морят ирландцев голодом».
На обложке: основатели проекта The Yes Men, фотограф Fiorenzo Borghi