В ситуации политической и экономической нестабильности и стремительно развивающихся технологий 2024-й обещает быть еще одним поворотным годом для журналистики. Для работников медиа важно отслеживать тенденции, чтобы понять, как справляться с трудностями меняющегося новостного ландшафта.
Во время вебинара, прошедшего в рамках программы ICFJ, Ник Ньюман из Института изучения журналистики Reuters рассказал о тенденциях и прогнозах для журналистов на будущий год.
Ньюман опирался на результаты исследования, опубликованного в сотрудничестве с Институтом Reuters и посвященного вероятным тенденциям мира медиа в будущем году, особенно трендам, связанным с технологиями.
«Менее половины респондентов уверены в том, что ждет журналистику в будущем году, — сказал Ньюман. — Значительная часть опрошенных не знает, чего ожидать от нового года».
Вот несколько прогнозов о том, чего журналистам ожидать в 2024 году.
1. Соцсети и традиционные медиа столкнутся с большими переменами
Ньюман предсказывает, что в 2024-м очень изменятся и без того непростые отношения между соцсетями и традиционными медиа.
С одной стороны, все большую популярность будут набирать инфлюенсеры. В результате, считает Ньюман, распространяемая ими информация, скорее всего, будет расходиться гораздо шире, чем новости традиционных медиа.
В последние годы в связи с ростом популярности таких видеоприложений, как TikTok и YouTube, процесс распространения новостей уже значительно изменился. Это подтверждается и результатами исследования, проведенного Ньюманом:
«Данные показывают, что идет переход к более сложной системе распространения информации, и этой системы почти нет в Facebook*».
В ответ на перемены издатели развивают новые способы, позволяющие охватить потребителей новостей. Например, используют каналы WhatsApp для рассылки персонализированного контента.
2. Мы везде будем сталкиваться с воздействием ИИ
Появление ИИ, о котором так много говорили, продолжит в 2024-м оставаться одним из самых беспокоящих факторов.
Проведенное Ньюманом исследование показало, что многих издателей и журналистов более всего беспокоят репутационные риски, связанные с ИИ, особенно в том, как технологии изменят процесс создания контента. Респонденты считают, что использование ИИ во всем, что выходит за рамки помощи в выполнении простых задач, ставит под угрозу верность принципам при создании журналистского контента и может подорвать доверие аудитории.
Другая опасность, связанная с ИИ, заключается в том, что ИИ может заменить традиционные медиа в случаях, когда потребители ищут информацию.
«Некоторые издатели воспринимают это как угрозу своему существованию: они боятся, что генеративный поиск (Search Generative Experience, SGE) заменит в некоторых областях медиакомпании», — сказал Ньюман.
Он подчеркнул, что мы до конца не знаем, каким именно будет воздействие ИИ. И это ограничивает возможность предсказать, как на эту проблему ответит новостная индустрия. Он считает, что самый главный вопрос, который нужно задать, — «Насколько сильно и быстро ИИ сможет разрушить эти бизнес-модели?». И ответ будет зависеть от того, как отреагируют на эту ситуацию издатели.
3. Изменятся схемы финансирования традиционных медиа
Издатели ищут новые способы получать финансирование. Они уже предлагают новые модели подписки, включая пакетирование контента — модель, позволяющую комбинировать различные виды контента в одной подписке. По словам Ньюмана, это помогает снизить число пользователей, отписывающихся от услуг.
Из-за постоянных проблем с финансированием, с которыми сегодня сталкиваются издатели, большинство медиа ориентированы на тех, кто может себе позволить платить за их новости. Это приводит к тому, что для значительной части населения новости становятся недоступными. «Проблема в том, как получить финансирование того типа журналистики, который нужен людям для принятия демократических решений», — говорит Ньюман.
Происходящее в этом году станет чрезвычайно важным для понимания того, как медиа ответят на будущие перемены в поведении аудитории и развитии технологий. Ньюман добавил, что на фоне этих изменений издатели, скорее всего, будут искать более прямых отношений с потребителями
«Многое из того, как мир будет жить следующие 10 лет, определится в этом году», — заключил он.
*признан экстремистской организацией и запрещен на территории РФ
Обложка: Shutterstock