Организатором мероприятия выступила Медиагруппа «Журналист» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Здесь вы можете скачать альбом фотографий с форума).
Программа форума состояла из двух частей. Первая — выступления, посвящённые актуальным проблемам журналистики и отрасли. Спикерами выступили: Любовь Петрова, Евгений Абов, Виктория Нахлебникова, Алексей Березовой, Александр Гатилин, Светлана Дзюбинская и Ирина Денисова. Они также обсудили вызовы, с которыми сталкиваются представители печатных изданий каждый день.
С приветственным словом выступила Любовь Петрова, главный редактор журнала «Журналист». Она отметила что печатным СМИ приходится не только решать проблемы, связанные с ростом цен на бумагу, полиграфические услуги, доставку, но им приходится выдерживать и жесткую конкуренцию с соцсетями, онлайн-платформами.
Конкуренция требует от изданий быстрой адаптации, необходимости учитывать потребительские предпочтения, создавать привлекательный контент. Цель проектов, реализуемых Медиагруппой «Журналист» «Золотой фонд прессы» и «Золотой фонд 3.0» помочь им в этом. «Мы считаем, что эти проекты помогут увидеть недочеты изданий, учесть рекомендации экспертов. Это будет полезно для всех».
Светлана Дзюбинская, заместитель директора Департамента государственной поддержки периодической и печатной индустрии Минцифры РФ, в своем выступлении рассказала о программе государственной поддержки печатных СМИ. В 2024 году субсидии Федерального бюджета получили 976 газет и журналов на общую сумму 500,5 млн рублей, из них порядка 400 млн рублей направлено региональным и районным изданиям. СМИ, получившие субсидии Федерального бюджета, реализуют более 1600 социально значимых проекта. Также Светлана Дзюбинская отметила, что продолжена работа по мониторингу обеспеченности регионов России нестационарными объектами (киосками) по продаже прессы. Количество таких объектов за 2023 год снизилось на 15% и составило 10 киоск. В сентябре 2023 года Минцифры России направило письмо в адрес глав субъектов с рекомендациями по поддержке киосковых сетей, продающих периодику. Кроме того, в настоящее время Минпромторг России активно работает с сетями ритейла для обеспечения присутствия прессы в торговых сетях. С вопросом о необходимости обеспечить присутствие прессы в торговых сетях к Президенту РФ Владимиру Путину обратились Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев и Председатель Союза журналистов Москвы Павел Гусев.
Евгений Абов, Вице-президент Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), посвятил свое выступление ситуации в медиаотрасли. Также спикер затронул тему создания медиакиосков, которые позволили бы вернуть повышенный спрос на печатную продукцию.
Руководитель Департамента по развитию продукта «Подписчики» (АО «Почта России») Виктория Нахлебникова рассказала о проектах по продвижению подписки и поделилась планами, которые учитывают интересы аудитории: «Рынок электронной коммерции за последние пять лет вырос в 6 раз. Соответственно, интересы аудитории меняются, сегодня смартфон для нас — персональный компьютер в кармане. В связи с этим наша компания делает акцент на онлайн продукцию».
Ирина Денисова, доцент кафедры цифровой журналистики МГУ им. Ломоносова, эксперт проекта «Золотой фонд прессы» выделила тенденции в развитии региональных СМИ, дала рекомендации и сделала следующий вывод: «Если вы будете прислушиваться к посторонним людям, хуже не будет. Это может помочь развить рынок и остаться в классической качественной журналистике и сохранить наши традиции, не бросать ее и помогать дальше идти даже в таких непростых экономических, политических и кадровых реалиях».
Алексей Березовой, автора концепции автоматического ведения социальных сетей, в своей речи презентовал сервис GiveMePublic: «Мы сделали сервис, который ведет социальные сети автоматически, но важно понимать, что искусственный интеллект не лишит работы журналистов, которые будут грамотно и уверенно использовать эти инструменты в своей работе».
Александр Гатилин, координатор Центра поддержки проактивной журналистики «МедиаАктив» рассказал о роли региональных СМИ в жизни общества и подчеркнул: «Главная задача — сохранить субъектность региональных СМИ, как активных участников каналов коммуникации, чтобы общество продолжало им верить».
Вторая часть программы форума — представление лучших проектов конкурса «Главный редактор года». Здесь спикерами выступили руководители региональных СМИ: Виктория Беспальчук, Олеся Салтанова, Михаил Абрамов и Юлия Измайлова.
Олеся Салтанова рассказала о новых проектах газеты «Знамя Победы» города Сухой Лог: «“Тест на сухоложца” и “Юбилейный календарь” — проекты, запущенные к юбилею города Сухой Лог. Они восстанавливают историю региона по архивам и краеведческим книгам».
Михаил Абрамов, главный редактор «Липецкой газеты», рассказал об уже реализованных проектах и отметил главную мотивацию редакции: «Журналисты — творческие люди, которые любят работать по своему графику. Мы создаем проекты, чтобы дисциплинировать всю работу».
Главный редактор газеты «Молодой ленинец» Юлия Измайлова рассказала о курсе пенсионной грамотности. Этот проект редакции стал полуфиналистом Международной премии «Мы вместе» в номинации «Медиапроект» и победителем Всероссийского конкурса социально значимых проектов «Молоды душой».
После презентации проектов Любовь Петрова подвела итоги конкурсов «Главный редактор года», «Золотой Лотос», «Хрустальная матрешка», «Маленький принц», «Лучший дизайн СМИ», «Лучшее корпоративное издание». На церемонии награждения присутствовали партнеры журнала «Журналист» из «Международной ассамблеи столиц и крупных городов» и «Союза женщин России».
В номинации «Главный редактор года» победителем стала Виктория Беспальчук (газета «Калтанский вестник»). Дипломантами стали: Михаил Абрамов («Липецкая газета»), Юлия Измайлова (газета «Молодой ленинец»), Елена Гомзина (газета «5+»), Олеся Салтанова (газета «Знамя победы»), Сергей Козмичев («Богородская газета») и Наталья Осипова («Донская газета»). В этом году также выделили лучшее корпоративное СМИ, в этой номинации победителем стала редакция ИД «Гудок» под руководством Дениса Кравченко.
Затем главный редактор журнала «Журналист» Любовь Петрова подвела итоги конкурса «Золотой лотос». Лидером стал детский журнал «Сибирячок» из Иркутска. Удостоены почётных призов были также журнал «На боевом посту», липецкая газета «Первый номер».
Для награждения номинантов конкурса «Золотая матрëшка» была приглашена Надежда Олейнина, главный редактор журнала «Союз женщин России». Победителем стала районная газета «Сельская нива» (Липецкая область). Дипломанты: газета «Рязанские ведомости» и газета «Октябрьский нефтяник».
Далее огласили результаты конкурса «Маленький принц», победу одержал журнал «Золотой ключик», а дипломантами стали: газета «Шанс» из г. Шахты и журнал «Я пою».
В завершении определили победителей и дипломантов в номинации «Лучший дизайн СМИ». Лидером стала газета «Губернские ведомости». Дипломом была удостоена газета «Моя Воркута», а издания «Золотой ключик» и «Лица» отметили знаком отличия.