Каждый год тексты в жанре нон-фикшен становятся все более интересны читательской аудитории. В 2023 году нон-фикшен занял рекордные 27 позиций из 50 в топе бестселлеров Всероссийского книжного рейтинга (это 54% списка). Так почему же этот жанр так популярен?
Почти 60 лет назад литературный мир перевернула сенсация. В эпоху, когда источники художественного вымысла были практически исчерпаны, сюжеты избиты и казалось, что у воображения вот-вот обнаружится край, прозаики смогли вывести новую «формулу» поиска сюжетов, удивить читателей непредсказуемым поворотом событий, а главное — воскресить забытый интерес к прозе. Девизом новой литературной эпохи стал известный фразеологизм: «Жизнь — лучший сценарист».
Современные писатели стали обращаться за сюжетами к самой жизни, на страницах романов появились живые люди с живыми характерами. Давайте отмотаем пленку на несколько десятков лет назад, окунемся в период хрущевской «оттепели» и постараемся разобраться, почему литература, основанная на художественном вымысле, потеряла свое главенствующее место в читательском восприятии, уступив место документальной, нон-фикшн, как новому типу прозы; является ли феномен популярности этого жанра временным или можно говорить о кардинальном изменении в структуре самого понятия «литература»; а также проанализируем современную художественную прозу, после чего ответим на вопрос, связан ли всеобщий интерес к новому жанру с отсутствием среди современных прозаиков талантов, равных уровню Достоевского, Набокова или Булгакова.
Что такое «нон-фикшен»?
В дословном переводе на русский язык термин означает «не вымысел». Сегодня под этим понятием подразумевается вся нехудожественная литература, в которой нет места вымышленным событиям или персонажам. При написании текстов авторы нового жанра опираются на реальные факты, документы, комментарии очевидцев или личный опыт.
Как появился жанр?
Рождение литературной «школы жизни» произошло в середине 60-х годов в США. Несмотря на то, что сам жанр уже несколько веков существовал в России (давайте вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева или путевые записки Чехова, объединенные в книге «Остров Сахалин»), он все-таки находился на периферии литературного мира, и только 58 лет назад это направление наконец вышло на передовую, получило название и общественное признание в качестве нового жанра современности.
Произошло это в 1965 году после выхода романа сорокалетнего Трумена Капоте «Хладнокровное убийство», подзаголовок которого гласил: «non-fiction novel». Произведение мгновенно стало бестселлером и, как это всегда бывает с успешными новинками, нашло отклик в сердцах множества последователей, желающих отхватить кусочек славы.
Со временем интерес к нон-фикшн вырос. В реалиях 21 века «литература факта» (в дословном переводе с английского) стала самым продаваемым жанром по всему миру. Сегодня в России нет ни одного крупного издательства, не публикующего произведения «невыдуманной литературы».
Как нон-фикшен удалось потеснить беллетристику на книжных полках?
Ответ, как зачастую это бывает в литературе, связан с историческим контекстом. Удивительно точно указать на причину повального увлечения нон-фикшн разными читательскими аудиториями удалось Марине Балиной, профессору кафедры современных языков и литератур университета Иллинойс Уэслеан в США. Она объяснила, что в основе ажиотажа, вызванного «документальной литературой», лежит недоверие к истории, а в частности к тому, что принято называть «историческим документом».
Мы живем в условиях информационно-психологической войны, когда со всех сторон на голову сыплются «разоблачения» отечественной истории. Проникая в учебную литературу и СМИ, общественные и политические деятели нагло манипулируют общественным мнением при помощи фальсификаций и провокаций. Зачастую отличить фейк от истины становится для среднестатистического читателя непосильной задачей, документы, противоречащие друг другу, создают в потребительской среде ощущение хаоса и неразберихи. Так читатель потерял веру во вчерашний день. Пандемия коронавируса, накаленная политическая обстановка в мире выбили почву из-под ног современного человека, безжалостно отняв у него уверенность еще и в счастливом «завтра». Рухнувшие постулаты переводят человеческое мышление в малый регистр: «интерес к эпохальному и вымышленному переходит в желание узнать о малом и конкретном» (М. Балина).
И тут на защиту «покоя» человечества приходит литература в жанре нон-фикшн, где на страницах романов оказываются реальные люди, повествующие о своем личном опыте. Современное читательское сообщество, действительно, требует правды, однако ему неинтересно искать этот клад, сундучок с истиной на дне, на страницах запылившихся толстенных энциклопедий (ведь к Интернету в таких условиях доверие пропадает, если не полностью, то в значительной степени). Человек хочет ощутить себя участником происходящего, посмотреть на разыгрывающуюся драму не сверху, а как-бы из-за угла, в щелочку, чтобы наконец понять, что же случилось на самом деле. Острая потребность современного читателя в нон-фикшн обусловлена желанием осмыслить реальные события через знакомство с историей жизни конкретной личности. Чтение книг этого жанра превращается в своеобразный диалог между «искателем правды» — читателем и очевидцем — персонажем, словам которого ты веришь так, словно их произносит кто-то близкий. Наиболее ярко эту тенденцию можно проследить в информационном поле, где на замену выпускам новостей приходят блогеры, повествующие о тех же событиях, только через собственное восприятие.
Вернемся к вопросу, почему нон-фикшн сегодня оказывается интереснее привычной беллетристики. Непростые времена поставили человека в состояние информационной дезориентации, в таких условиях читатель не желает убегать от реальности еще дальше, и тут «на помощь» приходит нон-фикшн, жанр, рассказывающий правду от «первого лица». Это совсем не означает, что в нем нет художественного вымысла, ведь автор оставляет за собой право свободной интерпретации.
Что по талантам?
Важно упомянуть, что возросший интерес к жанру «документальной литературы» совсем не связан с отсутствием среди современных прозаиков талантов. Интерес к нон-фикшн продиктован кризисом доверия к сегодняшним информационным источникам. Кроме того, «литература факта» стала свежим дыханием в литературе, которое принесло с собой в литературное сообщество огромные возможности для писательского эксперимента в то время как беллетристика потеряла оригинальность, пропали сенсационные открытия новых сюжетных поворотов.
Когда ажиотаж с нон-фикшен утихнет?
Новая волна популярности художественного жанра произойдет либо когда человечество окончательно разберется в сложившийся в мире ситуации, устанет от непрерывного потока информации и захочет скрыться от него в мире вымысла; либо когда на свет появится уникальное художественное произведение, способное выйти из «порочного круга» авторской интерпретации уже существующих сюжетов.
Иллюстрация на обложке создана с помощью чат-бота Kandinsky