7 июня в Москве в ТГК «Измайлово» Медиагруппа «Журналист» и журнал «Журналист» провели практический семинар «Особенности работы цифровых медиа-ресурсов, возможности их монетизации» для журналистов, главных редакторов и издателей.
Спикер — Сергей Малинин, технический директор ИД «Московский комсомолец». Эксперт рассказал об особенностях работы цифровых медиа-ресурсов и возможностях их монетизации. Делимся главными тезисами семинара.
На сегодняшний день все СМИ хотят распространяться на широкую аудиторию и зарабатывать на этом деньги. А интернет, в свою очередь, предоставляет для этого все возможности.
Небольшой экскурс в историю показал участникам семинара, что попытки коммуницировать с аудиторией на онлайн-платформах наблюдались еще в 90-е. Именно тогда появились сущности, которые можно было назвать изданиями, публиковавших тематический контент в определённом стиле. По мере того, как это все обрастало аудиторией и рекламными деньгами, туда потянулись крупные игроки: «Московский комсомолец», «Ведомости» и тд.
Уже сейчас мы наблюдаем явление кросс-доменных медиа, которые не привязаны к определенному носителю. Сегодня также очень актуален подход персональных медиа, где ведущую роль играет личный бренд. Большой популярностью пользуются tg-каналы военкоров или известных политиков.
Многие издания делали и продолжают делать все, для того чтобы увеличить охват аудитории. Раньше основным источником информации помимо печатного издания был сайт, куда СМИ всячески пытались «заманить» читателя. Борьба за это привлечение сегодня обходится очень дорого.
Сергей Малинин также обозначил тенденции способов распространения информации. Ранее их наблюдалось шесть:
- Поисковые системы;
- Страницы в соцсетях;
- Каналы в мессенджерах;
- Рекомендательные системы;
- Агрегаторы;
- Еmail-рассылки;
Однако сегодня к этому списку добавляются видео- и аудиоплатформы и, возможно, рвутся на первые строчки, судя по популярности у читателей.
Были надежды, что СМИ получат новое дыхание, если бы аудитория участвовала в формировании информационной повестки, но тенденции оказались достаточно консервативными: люди хотят получать информацию из достоверных источников быстро и сразу, без дополнительных действий.
Попытки улучшить коммуникацию с аудиторией и привлечь ее к формированию повестки были, но некоторые методы так и не прижились, среди них:
- формирование СМИ по модели social media;
- эксперименты с АR;
- гейминг и геймификация (внедрение игровых элементов);
- аудио-версии материалов;
На сегодняшний день живым трендом стал видео-формат: от коротких роликов до полноценных выпусков дайджеста.
Соцсети продолжают играть большую роль в медиапотреблении. Сегодня их посещаемость в десятки раз превышает другие платформы, в том числе сайты изданий.
«Важно присутствовать там, где присутствует ваша аудитория»
На примере тематического издания «Healthcare» Сергей Малинин объяснил, что необходимо изучать свою аудиторию, основываясь на платформе, где публикуется контент. Соцсетей очень много и аудитория по ним разбросана. Здесь нужно действовать по принципу «демассовизации».
От этого напрямую зависят ваши акценты в контенте. В VK самая активная аудитория — женщины в возрасте 16-24 лет, в Одноклассниках — это старшее поколение, в Telegram молодые и продвинутые пользователи. Делать для всех одинаково не получится, что-то будет провисать. Поэтому важно учитывать эти особенности и ставить в приоритет не количество, а качество.
Запись семинара и презентация скоро станут доступны для членов Клуба Журналист.
Семинар проведен при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Фото: Елизавета Козакова