Мир непрерывно меняется, и мы стараемся идти в ногу со временем, а кто-то действует на опережение. Однако предсказать будущее невозможно, даже если это попытается сделать машина. Или всё же можно свести завтрашний день человечества к набору единиц и нулей?
Что из себя представляет медиафутуризм?
Медиа — широкое понятие, включающее в себя средства массовой коммуникации, способы передачи информации, а также среду, которую они образуют. В медиапространство входят и СМИ.
Футуризм (от лат. futurum «будущее») — это авангардное течение искусства 1910-х — начала 1920-х годов, характерное для поэзии и живописи. Поэт Ф. Маринетти подчеркивал стремление творцов «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Но это было в прошлом. В XXI же веке активно развиваются технологии. Это, в свою очередь, влияет на деятельность медиасферы. На смену периодике и бумажным изданиям приходят емкие ленты новостей. Теперь, чтобы быть в курсе последних событий, не нужно бежать за свежей газетой и читать ее от начала до конца (в 2018 году онлайн-СМИ стали основным источником новостей для 39% читателей по данным Института изучения журналистики Reuters). И радикальные перемены в работу СМИ приносит именно искусственный интеллект. Делая большие шаги в развитии, ИИ заполоняет нашу жизнь: роботы-пылесосы, умные лампочки и колонки дома, а также нейросети в смартфоне. Здесь и появляется медиафутуризм – воплощение медиа будущего.
ИИ в реальной жизни
Искусственный интеллект способен на предсказание будущего на основе собранных данных. Но как проверить справедливость его утверждений? Для этого нужно дать ИИ те события, которые уже были. Например, Оксфордская математическая модель сделала прогноз о финале Чемпионата мира по футболу в 2022 году, однако команды, выделенные ею, не смогли приблизиться к кубку.
Или другая ошибка ИИ: в 2015 году робот-новостник написал, что курс акций Netflix упал на 71%. В действительности же акции более чем в два раза выросли. Оказалось, что ИИ неверно воспринял обозначение дробления акций «7 – 1», то есть увеличения их числа и уменьшения стоимости каждой, как число «71». Поэтому уделом нейросетей на данный момент остаётся сбор информации, ее систематизация и формирование статистики.
Когда ИИ не принесет вреда?
Любой искусственный интеллект на то и искусственный, потому что может оперировать лишь конкретным перечнем информации. Машина не способна на самое важное — мышление здесь и сейчас. Можно по одному клику создать изображение, похожее на фотографию или картину Леонардо да Винчи, ответить на любой вопрос. Однако полагаться на такой материал хоть и удобно, но все-таки опасно.
Популярные способы применения ИИ для создания контента сегодня — перевод иноязычных текстов и расшифровка интервью. Наиболее актуальны эти функции для работников медиа, в частности журналистов. Сервис автоматизированного перевода на основе нейросетей DeepL — один из лучших примеров использования ИИ. Расшифровщик речи Trint пользуется популярностью у BBC, NPR и The Washington Post.
В российских же СМИ пошли дальше: в «Газета.Ru» применили нейросетевую модель GigaChat. Она подбирает видео к журналистским текстам менее чем за минуту. За день 30 редакторов «Газеты.Ru» с помощью нейросети создают около 500 единиц контента.
Сможет ли машина заменить человеческий интеллект?
Работодатели стали чаще обращаться к роботизированным системам. Согласно опросу, проведенному в 2018 году Институтом исследования журналистики Reuters, 78% руководителей считают, что инвестиции в ИИ необходимы. Весной 2020 года компания Microsoft пошла дальше: были уволены 50 журналистов и редакторов, писавших новости для Microsoft News и других сервисов компании. Их место занял искусственный интеллект.
Внедрение ИИ в различные сферы экономической и социальной жизни активно обсуждается теоретиками и практиками. «Машинный разум» в журналистике, медиакоммуникациях и образовании двигает общество к существенным изменениям.
Исследователи в отчете «Искусственный интеллект в медиа и коммуникациях: практики российского медиабизнеса» также уверены в значимости искусственного интеллекта в сфере медиа. ИИ — это «безусловный будущий лидер по применению новаций» и «активный субъект конкуренции». Ведущие многопрофильные компании (СБЕР, Яндекс, ВК) и медиакомпании (Интерфакс, РБК, РИА Новости) заинтересованы в развитии нейросетей. Однако не у всех есть средства на инвестиции и дорогостоящую поддержку аппаратного обеспечения. Это может еще сильнее отдалить региональные и местные СМИ от крупного медиабизнеса.
Плюсы тоже есть. Для работников медиасферы рутинные задачи выполняются быстрее и проще. Открывается поле для творчества. Именно человеческая мысль — главный инструмент преобразования и исследования мира. Именно художники, композиторы, писатели создают произведения, признанные мировым сообществом. И только настоящий журналист из плоти и крови способен на «работу в поле», общение с людьми, создание текста с уникальным мнением.
А что завтра?
Использование искусственного интеллекта стало выгодным решением для предпринимателей и PR-специалистов. Когда-то в нашу жизнь вошел интернет, теперь очередь нейросетей открывать новые возможности. Не стоит считать оригинальным продуктом статью или исследование, которые написал Chat GPT. Это лишь инструмент, с которым легко и удобно работать любому обывателю.
Мы движемся в направлении медиатизации и виртуализации социальной жизни. Следовательно, наиболее подверженная этому влиянию журналистика также должна видоизменяться, подстраиваясь под востребованные в данный момент формы восприятия контента. Сегодня люди предпочитают сайт, а уже завтра — подкасты. Задача журналиста — находить качественную и актуальную информацию и в доступной форме доносить ее до потребителя. Помогут и упростят выполнение работы искусственный интеллект и современные технологии. Используя искусственный интеллект, люди увеличивают производительность своего труда.
Нейросеть пока не способна заменить человека и его труд, однако становится практичным инструментом в работе.
Фото на обложке: freepik.com