О полезном пресс-секретаре, боязливых врачах и тихих людях, или Почему слово «частный» читается как «честный»

Почему частной газете выгодно «возиться» с проблемами граждан? Елена Иванова, журналист газеты «МОЕ!» (Воронеж) и портала «МОЕ! Online», рассказывает о социальной миссии СМИ на примере семей, где дети страдают аутизмом.

Беседовала: Вероника Ткаченко

— Как  возникла идея проекта «РАСскажиМОЕ!»?

— Нашим главным редактором на  тот момент была мама особенного ребенка. Она обнаружила: в  интернете мало информации о  детях с  расстройством аутистического спектра (РАС), о  том, где в  Воронеже им могут помочь, как  с  ними заниматься дома, куда вообще с ними можно пойти. Она поговорила на эту тему с семьей пресс-секретаря губернатора, где тоже есть ребенок с такими особенностями. Было принято решение, что «МОЕ!» будет делать проект на  тему РАС. Сейчас в  «РАСскажиМОЕ!» больше 12 материалов.

— Все  же это проблема двух семей или  она значима для  всех жителей Воронежа?

— Мамы рассказывали, что даже пару лет назад на детской площадке или в парке на ребенка с РАС обращали внимание: дети могли ткнуть пальцем, родители — увести своего ребенка. После выхода наших статей мамы особенных детей заметили, что люди стали мягче относиться к ним. Мне даже в личку писали, что раньше думали, что аутизм — заболевание сродни шизофрении, и такие дети могут реально причинить вред, укусить, стукнуть. Но теперь понимают, что дети с РАС не психопаты, которые кидаются на тебя с топором.

— Как  вы видели содержание проекта — не  было опасений, что  материалы будут однотипными?

— Главной целью было помочь родителям, им сложнее всего. Ребенок с РАС получает поддержку, и помощь, и любовь, он как бы защищен, а родители зачастую находятся в очень тяжелом состоянии, некоторые впадают в депрессию, часто у них бывает паника. Сразу после постановки диагноза — непонимание, что делать дальше, ведь они узнают о нем не сразу после родов, он ставится ближе к двум с половиной годам.

Получается, что родитель был настроен на здорового ребенка, но  внезапно становится папой, мамой ребенка с  ограниченными возможностями здоровья. Морально это очень сложно принять. Нам хотелось не только им помочь, но  и  показать, что  они не  одни, что  в  Воронеже таких мам с папами много, что их дети должны быть приняты в  обществе.

Чем  больше мы писали на  эту тему, тем больше людей понимало, что с такими детками можно взаимодействовать, что  они могут ходить в  обычный детский сад и школу. «РАСскажиМОЕ!» — это информирование читателей, польза родителям, способ сделать воронежцев толерантным обществом, более мягким и лояльным к тем, кто чуть-чуть от них отличается. И целей, о которых мы писали, начиная работу, я считаю, мы во многом достигли.

Читательский отклик стал особенно заметен после выхода статьи про  папу особенного ребенка. Мамы очень мягко рассказывают о своих детях. Они сглаживают углы, говоря, что все равно любят своего ребенка, что они со всем справятся, что  все будет хорошо.

У  мам всегда есть вера в  лучшее, некоторые надеются, что  ребенок в  итоге выздоровеет. А папа мне рубанул прямо так как есть, что ребенок с особенностями — моя ноша на всю жизнь, что ничего не изменится. И судя по комментариям на сайте, люди прониклись этой исповедью больше, чем историями мам.

— Если посмотреть на  количество просмотров на  сайте «МОЕ!», то  можно заметить, что  большинство читает тексты о  криминале, срочные новости и  смотрит на  котиков. Социальные темы, конечно, по  популярности уступают им. Да и реакции на темы, о которых вы пишете, ставятся реже. Как вы считаете, почему так происходит?

— Да, естественно, все, что связано с «чернухой», часто читается лучше, чем что-то социальное.

— Какими инструментами привлечения аудитории к  социальной тематике вы пользуетесь?

— Выбираем темы, которые могут затронуть большее количество людей. Пробуем разные подходы, как, например, интервью с папами. Еще стараемся работать с заголовками, потому что на цепляющий заголовок человек зайдет с большей долей вероятности. Так было с материалом про сына пресс-секретаря губернатора: «Мысленно мы похоронили здорового ребенка и  приняли больного».

У  человека сразу возникает вопрос: зачем нам хоронить здорового ребенка? Это во-первых. Во-вторых, сыграло роль, что герой интервью — знаковая персона для Воронежа. То, что их семья вообще решилась на этот разговор, стало очень важным пунктом для обозначения этой темы и узнаваемости проекта. У этого материала было много прочтений и репостов, а те, кто не занимает такие высокие должности, сделали вывод, что об этом не страшно и не стыдно говорить во всеуслышание.

Я  думаю, что  статьи на  подобные темы чаще всего все-таки смотрят женщины. Ну зачем мужчине 45-летнему читать статью про мальчика с особенностями, когда у него своих забот выше крыши? Поэтому именно мамы в большинстве своем никогда не пройдут мимо беды чужого ребенка. В  мужскую аудиторию мы заходим с  помощью работы с папами.

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

— Для  чего вообще частной газете социальные проекты?

— Декан факультета журналистики ВГУ Владимир Тулупов говорил на конференции в МГУ, что, если у жителя Воронежа что-то  случается, то  он пишет об  этом в  «МОЕ!». Мы не  ставим себе цели публиковать только коммерческие статьи. Есть рекламный отдел, который занимается именно этим, но вся наша работа выстроена так, чтобы помочь решить проблемы воронежцев, с которыми они к нам приходят. У нас, знаете, такая журналистика, граничащая с волонтерством, — читатели иногда думают, что при возникновении ЧП в первую очередь нужно звонить нам в редакцию, а потом уже в профильные структуры. Такая у людей степень доверия.

Мы номер один в  регионе, потому что люди видят нашу честность и желание помочь. Случалось и такое, что редактору звонили и просили удалить статью. Когда ты пишешь о проблемах города, те, кто занимается этими вопросами, естественно, будут недовольны.

Я помню, как в Воронеже летом взорвалась нефтебаза. Мы про это написали сразу и поставили материал на первую полосу. И стали единственными, кто это сделал. Тогда мой редактор выложила на  своей личной странице пост, что нужно писать о действительно важных для города вещах. Поэтому воронежцы, наверное, больше всего к нам расположены.

Еще пример: читатели пишут, что во дворе не убирают гору мусора. Просят разобраться. Мы публикуем маленькую заметочку, и уже на следующий день приезжают машины, и все ликвидируют.

Был период жутких снегопадов. Нам приходила куча жалоб, что не убирают снег, люди падали на льду, получали травмы. Мы сделали репортаж из больницы, где люди лежали с переломанными руками и ногами. Региональная журналистика — это все, что болит у жителей. Когда есть какие-то спорные вопросы, они идут к нам.

— Вы сотрудничаете в  рамках проекта с  НКО?

— Мы сотрудничали с организацией «Перспектива», писали о том, как они помогают детям с особенностями. Также я пишу статьи от Русфонда по сбору денег, которые очень хорошо заходят. В  прошлом году мы перед Рождеством мальчику на вертикализатор собрали за сутки. С  фондом «Общие дети» мы работаем над  проектом «Папа рядом», всех желающих пап направляем к психологу этого фонда, который помогает бесплатно.

— Чиновники поддерживают ваш проект?

— В  начале работы я  столкнулась с  тем, что  ко  всему, что связано с детьми с особенностями, в госучреждениях относились с опаской. Я звонила в психоневрологические диспансеры, говорила, что  журналист и  пишу про  это, но  специалисты боялись идти на  контакт. Психиатры, неврологи говорили: «Пожалуйста, давайте не со мной». Я говорю: ну почему не с вами? Вы там заслуженный мастер всея Руси. «Ну давайте кого-нибудь еще, меня ведь потом за каждую запятую будут спрашивать, я  могу вам что-нибудь не то сказать».

Было очень сложно. Мы решили этот вопрос, поговорив с врачами из платных больниц. На вопросы они отвечали откровенно. Некоторые ситуации решались, когда мы сообщали, что работаем сообща с властями, правительство хочет, чтобы в Воронеже знали про  это заболевание больше, чем знают сейчас. Становилось полегче. Когда говоришь, что ты с поддержкой правительства, то всегда идут навстречу.

— У  вас выходил материал о  девочке Лизе, которой школа отказывает в  возможности обучаться очно. Скажите, как  решилась проблема?

— Мы опубликовали материал, на который обратило внимание министерство образования области — и  связалось с директором школы. Проблема была решена. Дети с  аутизмом в  Воронеже очень уязвимы в  вопросах образования. В  обычных школах либо стараются сделать так, чтобы они забрали документы сами, либо не берут их  изначально. По закону им должны предоставлять личного наставника, а на практике школа говорит, что у нее нет такого человека.

Сейчас я состою в группе мам детей с особенностями, которым в  школе отказали в  обучении — часто у школ нет таких возможностей, хотя по закону должны быть. И выходит так, что родители мыкаются между школами и ищут учебное учреждение уже не по месту жительства, а которое их просто возьмет и хоть что-то им сможет дать.

— Бывали  ли случаи, когда проблему удавалось решить до  выхода материала?

— В  одном случае удалось решить, когда мама пригрозила, что будет жаловаться и писать в  СМИ, тогда школа скрепя сердце пошла навстречу. Но вообще в Воронеже очень сложно со школами в этом плане.

— Пытались выходить на  другие СМИ области или, может, на  федеральные СМИ с  этими темами, чтобы расширить аудиторию?

— Мы работаем в «МОЕ!». Государственные СМИ пишут о проблемах очень мало. Да, рассказывают личную историю, как мама справляется со сложностями. Но о том, какие это сложности, как она их преодолевает и как ей вставляют палки в колеса, когда банально не берут ее ребенка в сад, про это умалчивают. А в федеральные я  как-то  не  думала предлагать эту тему.

— Часто  ли пишут свои истории вам на  почту, и  все  ли истории вы публикуете?

— Все, которые присылают, — да. Человек пишет, готов рассказать свою историю. значит, он перешагнул через свое стеснение, страх, вышел из зоны комфорта.

— То  есть не  было такого, что  вы не  опубликовали какую-нибудь историю?

— Нет. Потому что  мамы обычно стараются не  афишировать такие вопросы. Воронеж — маленький город. Семья себе тихо, мирно живет, воспитывают дочку или сына с особенностями. А если ты расскажешь о своей семье в «МОЕ!», это будут обсуждать. Тебя будут обсуждать. Твоего ребенка будут обсуждать. Поэтому, если родители обратились к нам, мы обязательно стараемся им помочь и привлечь внимание к их проблеме. Мы работаем именно для этого.

СПРАВКА:
«МОЕ!» — еженедельная газета Воронежа и  области, почти 30 лет освещающая все важные события города и региона. Содержит актуальные и остросоциальные материалы, новости, аналитические статьи, полезные
советы. Первый номер газеты вышел в  свет 28 октября 1994 года.

Стартовав как газета объявлений и дайджест мировых и региональных новостей, «МОЕ!» постепенно трансформировалась в полноценный городской еженедельник, а с начала 2000-х начала выходить под девизом «Энциклопедия воронежской жизни».

С апреля 2007 года аудитория начала перемещаться на интернет-портал «МОЕ! Online», сегодня это один из  лидеров на  информационном рынке онлайн-СМИ Воронежской области: 2 млн пользователей и 10,7 млн просмотров в месяц.

В 2015 году коллектив редакции газеты «МОЕ!» стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области СМИ.


Фото в тексте: МОЁ! Online.