«Мы знаем, где найти юных авторов»

Проект для юнкоров «ОГ-ого!» в «Областной газете», главной газете Свердловской области, появился в сентябре 2023 года. За почти 35-летнюю историю издания на его страницах в разные годы существовали рубрики, целевые полосы, материалы для которых готовили начинающие журналисты, – «Новая эра» и «Сверхновая эра». Сейчас один раз в месяц выходит вкладка из четырех страниц А3 формата, в ней публикуются материалы, присланные юнкорами из самых разных городов и поселков Среднего Урала. Руководить этим проектом пригласили меня, но начать рассказ о нем стоит с разговора о том, как она появился.

Инициатором проекта «ОГ-ого!» стал генеральный директор газеты Антон Третьяков. Я задала ему несколько вопросов, касающихся самой идеи участия юных корреспондентов в ежедневном серьезном взрослом издании.

– Что вас подтолкнуло к созданию юнкоровского информационного проекта «ОГ-ого!» как вкладки во «взрослую» газету?

– Я бы назвал три причины. Во-первых, в «Областной газете» уже были такого рода проекты. И мы не придумали нечто новое, просто вернулись к почему-то забытому старому. Вообще, детские или подростковые страницы – не наше изобретение. Какие-то издания делают это в поисках будущих новых авторов, какие-то – для формирования новой аудитории, которая вырастет и останется вместе с газетой, какие-то – потому что среди журналистов редакции есть энтузиасты, которым нравится учить будущих журналистов.

Во-вторых, в прошлом году «Областная газета» перешла на новый формат – каждый день мы выпускаем тематические страницы на социально значимые темы. Многие из тем регулярно повторяются: культура, спорт, образование, молодежная политика, жизнь городов. И нам показалось вполне логичным, что на стыке этих сфер могут появиться тематические полосы, так или иначе всем им посвященные, но подготовленные начинающими журналистами и юные корреспонденты.

В-третьих, это у нас семейное. Я пришел в профессию в 1989 году как начинающий журналист. Правда, у нас была своя газета – газета старшеклассников города Свердловска «Окно». Я даже диплом на журфаке Уральского государственного университета писал по истории самодеятельных изданий учебных заведений Урала, которые выходили с 1890-х годов до 1917 года. Моя жена Любовь Третьякова защитила диссертацию по подростковой самодеятельной прессе, занимается вопросами медиаобразования, много лет ведет Школу юного журналиста УрФУ. Так что я не просто был уверен, что мы найдем наших юных авторов – я знал, где их искать. И кто с ними профессионально работает.

– Какие основные задачи он призван помочь решить?

– Позволю ответить несколько формально. Все таки «Областная газета» – официальное издание Свердловской области, которое учредили губернатор и законодательное собрание. Минцифры России, при предоставлении мер поддержки, определяет направления социально значимых проектов в области печатных средств массовой информации. Например, пропаганда «читающего образа жизни», возвращение в массовое сознание культуры чтения и обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка. Или защита интересов детей и поддержка творчества. А ещё профессиональная ориентация молодежи и информационное обеспечение волонтерской (добровольческой) деятельности. Плюс к этому – содействие духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формированию гармонично развитой личности на основе традиционных российских ценностей, формирование безопасной информационной среды путем популяризации информационных ресурсов, распространяющих достоверную информацию.

Я готов «подписаться» под тем, что наш проект «ОГ-ого!», так или иначе, участвует в решении всех этих задач.

– Чем должна отличаться вкладка «ОГ-ого!» от юнкоровских страниц, которые были прежде?

– У нас нет задачи отличаться. И авторы, и читатели тех проектов давно выросли. Многие авторы, кстати, выросли в хороших профессиональных журналистов. Просто сегодня, кроме «вижу имя свое в газете», нашему юному коллеге, например, надо быть еще и в интернете, и мы это учитываем, у нас сеть группа во «ВКонтакте».

Сейчас ребята, интересующиеся медийной деятельностью, почти всегда объединены в творческие журналистские коллективы в школах. Значит, там есть руководители, с которыми нам тоже надо дружить. Например, помогать им методически.

Антон Третьяков: «Но главное – сотрудничество с нами должно быть интересным и полезным для наших юных коллег. Есть такой известный афоризм – для детей надо писать как для взрослых, только лучше. Недавно я узнал, что это – перефразировка высказывания Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее».
Умение писать текст – базовый навык

С юными корреспондентами я работаю уже почти три десятка лет, всегда совмещая это с основной журналистской, а в последние годы и преподавательской деятельностью (в Гуманитарном университете). Журнал «Класс-Екатеринбург» под моим руководством выходит в гимназии №177 уже 28 лет, это официально зарегистрированное Роскомнадзором СМИ, хотя и школьное. Опыт его издания в большой степени был положен в основу моей кандидатской диссертации, которая посвящена проблемам медиаобразования. В Свердловском творческом союзе журналистов в течение многих лет мне доверяют курировать направление работы с молодежью – вначале в качестве секретаря, затем члена правления организации. Отмечу, что деятельность в рамках еще одной организации – областного Союза юнкоров – позволила сформировать солидную базу контактов школьных и молодежных медиа Среднего Урала.

Польза от юнкоровского проекта в печатном издании в наши дни, когда нейросеть захватывает информационное пространство, а функция съемки видео на смартфонах подростками используется едва ли не чаще остальных, достаточно велика. Можно выделить несколько ее аспектов.

Начнем с имеющего особую актуальность в Год семьи: у представителей разных поколений зачастую мало общих тем для обсуждений, каждый живет в своей «информационной плоскости». В данном случае они, эти «плоскости», пересекаются. Возрастная аудитория, представители которой и являются по большей части подписчиками печатной версии, получают информацию о молодежи и подростках в доступной для себя форме, и тут есть о чем поговорить с младшими членами своей семьи.

Кстати, популяризация «Движения Первых», которая является одной из главных задач «ОГ-ого!», в этом играет особую роль. Не только для школьников важно рассказывать, где и что произошло в рамках деятельности ДП, – в школах с такими направлениями работы их знакомят. А вот для старшего поколения это во многом новая информация. В своем интервью для сентябрьской вкладки Лариса Крапивина, руководитель легендарного отряда «Каравелла», сравнила «Движение Первых» с пионерской организацией, которую бабушки и дедушки вспоминают чаще всего с большим теплом. На областной «Школе актива» ДП в мае 2024 года Антон Третьяков от имени «Областной газеты» подписал с региональным отделением организации официальное соглашение о сотрудничестве. На страницах «ОГ-ого!» будет постоянная рубрика «Новости первых».

Социализация через медиа, которая вообще характерна для юнкоровской деятельности, здесь приобретает более глубокий смысл. Подростки пишут о реализации важных для общества проектов, инициированных местными, региональными или федеральными органами власти, общественными организациями. Они видят, как от слов и планов взрослые переходят к делу, что сдвигается в лучшую сторону. И это способствует воспитанию молодежи, понимающей векторы развития современного общества.

Несомненно, важен медиаобразовательный аспект. Сотрудничая с главной газетой области, с профессиональными журналистами, юнкоры и их руководители повышают уровень медиакомпетенций. По признанию самих ребят, многие умеют снимать, монтировать, а писать им сложно. Однако, по сути, создание качественного текста – базовый навык, он помогает быстрее освоить различные способы обработки информации, очень хорошо развивает мышление и творческие способности человека.

По итогам реализации проекта в течение учебного года можно привести несколько цифр. За 9 месяцев в печатной вкладке были опубликованы материалы 87 начинающих журналистов из 43 территорий Свердловской области, включая самые небольшие и отдаленные поселки. Его востребованность не вызывает сомнения.

С руководителями общаемся в специальном чате

Проект «ОГ-ого!» имеет аккаунт с таким же названием в социальной сети «ВКонтакте». Руководит им Любовь Анатольевна Третьякова, доцент факультета журналистики УрФУ. Вот что она говорит о специфике электронной версии проекта:

– Сегодня аудитория требует «быстрого контента», оперативности. Мы размещаем тексты, фоторепортажи, материалы в формате видео и аудио.

Для организации работы создан чат руководителей юнкоровских  студий области, в котором мы обмениваемся информацией. Я задаю тему, актуальную на данный момент, подсказываю, как ее раскрыть, руководители отправляют работы юнкоров. К примеру, востребованной оказалась тема «Рецепты от мамы и бабушки»: к 8 Марта многие ребята душевно писали про своих самых близких людей, отправляли фотографии, записывали рецепты маминых пирогов. А работы наших юнкоров к Дню Победы можно отправлять на конкурсы! Видео-интервью сельской телестудии «Калач ТВ» с детьми войны про их голодное детство трогали до слез.

Чтобы стимулировать юнкоров и их руководителей, пишем в чате  отзывы, отмечаем авторов работ, которые набрали больше всех просмотров и «лайков». За последние четыре месяца наш проект увеличил число подписчиков в 2,5 раза. В планах – проведение вебинаров для руководителей и отдельно – для школьников.

Профориентация, довузовская подготовка будущих работников сферы медиа – конечно, это одна из главных целей проекта. Потому что реализуется он в партнерстве с факультетом журналистики Уральского государственного университета. И пусть не все юнкоры, публиковавшиеся в «ОГ-ого!», пойдут туда учиться, каждый будет иметь опыт работы над материалом для серьезных медиа, и этот опыт ему обязательно пригодится в жизни.