Мокьюментари: зачем фотографы создают псевдодокументалки

Сегодня, когда подделать изображение становится все проще, а власти продумывают, как регулировать работу ИИ, кажется, что фейки есть везде. Но знаете ли вы, что документальный фейк — это жанр в искусстве и даже журналистике? Из-за него российские телезрители подумали, что Ленин был грибом и радиоволной, а испанский ведущий Икер Хименес рассказал о секретной космической операции, которая никогда не проводилась. ЖУРНАЛИСТ разобрался в истории псевдодокументалок и поговорил с российскими мокьюментари фотографами.

Что такое мокьюментари?

Мокьюментари это вымышленные истории, подтвержденные экспертным мнением. Такие проекты создаются как документальные, но в них всегда есть фейки. Причем границы жанра довольно широкие. В одних работах недостоверность видна сразу, а в других зритель сам должен понять, что его обманывают. Название жанра («mock» – насмешка) намекает на сатиричность псевдодокументалок. Но они бывают и комическими, и серьезными, и даже пугающими.

Как появился мокьюментари?

Мокьюментари зарождался как жанр кино. Один из первых псевдодокументальных фильмов сняли братья Люмьер в 1896 году. Это минутная картина «Разрушение стены», смонтированная с приемом реверса. Работники ломают стену, а потом точно так же собирают ее назад. В XX веке идея мокьюментари развивается, выходит все больше таких картин: «Это — Spinal Tap», «Ведьма из Блэр», «Человек кусает собаку». А позже жанр приходит в журналистику.

1 апреля 1957 года BBC* (*данный источник запрещен Роскомнадзором) выпускает сюжет о том, как в Швейцарии собирают урожай спагетти. Кажется странным, но не все зрители поняли эту первоапрельскую шутку. В то время в Великобритании спагетти продавали в консервах, а о селекции и вредителе спагетти-долгоносике в репортаже рассказывал популярный ведущий Ричард Димблби. Поэтому после эфира редакция получила письма с вопросами о спагетти-урожае.

В России тоже выходят похожие передачи. В программе «Пятое колесо» Сергей Курехин час доказывал, что Ленин был грибом и радиоволной. И, хотя новость звучала как очевидный фейк, некоторые зрители поверили и даже обратились к заведующей идеологическим отделом Ленинградского обкома КПСС.

В 60-е годы появляются первые мокьюментари фотографии. Один из основателей фото-мистификации Джефф Уолл в это время снимает кадры-псевдоситуации. Он воссоздает события, которые когда-то видел, и пытается передать их максимально реалистично. Только над реконструкцией сцен фотограф работает месяцами. Так кадр «Слушатель» передает напряженную ситуацию: на пустыре толпа окружила мужчину, он сидит в неестественной позе, вспотевший и отстраненный. Невозможно точно сказать, что произошло, но зритель пытается додумать историю. Этого и добивается фотограф: отразить событие так, чтобы в него поверили.

{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
Джефф Уолл «Слушатель», Marian Goodman Gallery
{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
Джефф Уолл «Разрушенная комната», Национальная галерея Канады, Оттава
{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
Джефф Уолл «Вид из окна квартиры», Marian Goodman Gallery

Позже вымысел проникает глубже. Теперь фотографы продумывают историю для снимков, добавляя в нее достоверные факты. Жан Фонткуберт выпускает «Спутник» фотохронику полета Ивана Источникова в космос. Герой потерял связь с базой, но оставил записку для экспедиции в бутылке из-под водки. На снимках советские летчики, московские пейзажи, космические разработки. Видимо, настолько убедительные, что испанский журналист Икер Хименес рассказывает о секретной космической операции в своей программе «Четвертое тысячелетие».

{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
Жан Фонткуберт «Спутник», журнал «Искусство»
Мир после Homo sapiens на фото

Наталья Ершова фотограф из Москвы. Она работает в разных жанрах, создает и мокьюментари проекты. Однажды подруга Натальи, сделавшая несколько пластических операций, рассказала ей, что больше не узнает себя в зеркале, не может назвать свое лицо своим. Тогда фотограф задумалась: если постепенно менять себя по частям, когда человек перестает быть собой? Так появился проект «Пятая четверть», снятый вместе с Максимом Михальцовым. Это работа о будущем биоинженерии, мире после Homo sapiens.

В 2003 году для человечества наступает новый этап: ученые расшифровывают геном человека. По сюжету в это время предприниматель, владелец компании «Амфибия» Олег Костюков решает воспользоваться открытием. Он хочет изменить природу людей и самому определить их эволюцию. «Амфибия» создает импланты: существа, которые расширяют возможности человеческого тела. Рекламная кампания выходит со слоганом: «ЧУТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЧЕЛОВЕК».

Наталья Ершова «Пятая четверть»

«Пятая четверть» оформлена как поддельный дневник журналиста, который пытается разобраться в проблеме. «Мокьюментари объединяет убедительность документальной фотографии и возможность создать ситуацию, которая вроде висит в воздухе, но пока снять ее практически невозможно. Поэтому я выбрала этот жанр», — объясняет Наталья Ершова. На страницах история «Амфибии», догадки расследователя, комментарии людей, установивших импланты. У каждого героя своя проблема: Алина купила имплант, чтобы победить рак, Ассоль хотела родить ребенка, Альбина пыталась соответствовать обществу после «живой революции».

{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
Наталья Ершова «Пятая четверть»

Чтобы проект привлек внимание к проблеме, он должен выглядеть убедительно, реалистично. Сюжет основывался на научных данных, авторы консультировались с биологами и врачами, искали исследования и гипотезы. Теоретическую базу собирали около года.

Некоторые зрители и правда подумали, что импланты существуют. Наталья Ершова рассказывает: «Как-то на открытии выставки решили сделать фейковой репортаж. Я рассказывала, как снимала работу. Вжилась в роль, говорила, что один из моих героев действительно существует, и я встретила его в парке. Оператор стоял с удивленным лицом, а потом подошел ко мне и спросил, где купить такой имплант. Я не сразу поняла, что он полностью поверил в историю и действительно гуглил, где находится компания “Амфибия”».

Индийский поход и исторические мистификации

Елена Самородова и Сергей Сонин выпускают проекты-исторические мифы. Их называют создателями мокьюментари по-русски. В работах мультимедийные художники отражают события прошлого и пытаются их переосмыслить. Так, в первом проекте «Генералы 70-х. Неброский шик эпохи СССР» они рассказывают миф о заговоре высшего командования Ленинградского военного округа и УКГБ (управление Комитета государственной безопасности). Позже появятся работы о путешествии Гоголя в Рим и создании жидкостного ракетного двигателя.

В проекте «Утопия и ухрония. Сон помещика Средней полосы» авторы размышляют, как выглядела бы Россия, если бы секретный Индийский поход все-таки состоялся. Такой план действительно существовал: его готовили император Павел I и первый консул Франции Наполеон Бонапарт. Но из-за смерти Павла Первого поход прекратили. На выставке события передают через фотографии, видео, глиняные изделия и шитье по ткани.

Альтернативную реальность в проекте создают предметы русско-французской культуры. Фотограф Елена Самородова рассказывает, что их старались сделать максимально качественно, чтобы создать ощущение достоверности: «То есть события, (Индийского похода), не было, а доказательства есть. Боевые штандарты, изразцы, все очень вещественно».

{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
{"remix_data":[],"remix_entry_point":"challenges","source_tags":["default"],"source_ids":{},"source_ids_track":{},"origin":"unknown","total_draw_time":0,"total_draw_actions":0,"layers_used":0,"brushes_used":0,"photos_added":0,"total_editor_actions":{},"tools_used":{"addons":1,"transform":2},"is_sticker":false,"edited_since_last_sticker_save":true,"containsFTESticker":false}
Елена Самородова и Сергей Сонин «Утопия и ухрония. Сон помещика Средней полосы», галерея a-s-t-r-a
Зачем создают псевдодокументалки?

Фейковые фотографии появились почти одновременно с самой технологией фотофиксации. Первый поддельный снимок сделали еще в 1840-м году, позже создали приложения для обработки фото и нейросети, но люди по прежнему доверяют фотографиям. И это свойство человеческого мозга оценивает и использует жанр мокьюментари. Сегодня псевдодокументалки способ погрузить человека в проблему, заставить поверить в реальность события и отреагировать на него.


Фото на обложке: Джеф Уолл «Внезапный порыв ветра», журнал «Искусство».