Сказать и сделать: как студенты запускают подкасты

Сегодня подкасты становятся все популярнее: их слушает больше полумиллиарда человек во всем мире. Это удобный формат для студентов: ведущие экспериментируют с подачей и при желании остаются анонимными. Подкаст можно запустить самому без профессионального оборудования и при этом набрать аудиторию. Как создаются такие проекты? С какими проблемами сталкиваются подкастеры? Как продвигать свое медиа? ЖУРНАЛИСТ узнал у студентов, которые уже ведут свои подкасты.

«Чокнемся»

1000006140

Комфортные медиа, сны в кино, индустрия трейлеров, — в подкасте «Чокнемся» Рина, Ксюша, Аня, Арина, Артем и Сема обсуждают разные явления из мира поп-культуры. Журналисты запустили подкаст и проект «Фужер» на первом курсе учебы в РГГУ, уже сейчас их слушает больше трех тысяч человек  на платформе «Яндекс.Музыка».

Аня: «К концу первой сессии мы собрали много работ, которые написали в течение семестра: там были статьи, лонгриды, небольшие заметки, репортажи. Все делалось просто на сдачу, но нам стало обидно, что материалы никто не увидит. Поэтому в январе 2022 года мы создали телеграм-канал, куда и стали их выкладывать!».

Ксюша: «Прошла неделя после запуска, и мы подумали, что хотим не только писать, но и говорить. Формат подкастов сейчас популярен, и мы решили попробовать. В то время мы сидели на карантине, первые выпуски создавались по Zoom. Каждый писал себя на диктофон, потом дорожки совмещались. Это сложно, и звук был плохим. Но нам было приятно думать, что мы выпускаем подкаст и люди могут послушать его на разных платформах».

Арина: «Сначала, чтобы набрать аудиторию, использовали сарафанное радио. Присылали проект однокурсникам, выкладывали в соцсети. Потом брали рекламу, записывали гостевые подкасты, писали в тематические паблики. Вообще нас очень продвинул фитчеринг — система продвижения подкастов на разных платформах. Мы отправляли заявки, чтобы нас добавили в плейлисты приложения. Так попадали в подборки «Яндекс.Музыки» и набирали аудиторию».

Артем: «А еще развешивали забавные стикеры по городу! Там были смешные надписи, и к нам после этого приходили слушатели».

Ксюша: «Сложно пройти период, когда ты делаешь проект, а его замечает человек десять, пять из которых — твои родители, бабушка и две лучшие подруги. Первые сто подписчиков на «Яндекс.Музыке» мы набирали девять месяцев. Бросить подкаст в это время очень легко. И здорово, когда есть команда, которая мотивирует».


 

«Сама себя»

«Истории о том, как девочкам, девушкам и женщинам бывает тяжело преодолеть давление общества, услышать себя и понять, какими они хотят быть на самом деле», — так описывают проект «Сама себя» Анжела Аксенова и Кристина Гоникер. В выпусках они обсуждают, отличается ли женский юмор от мужского, откуда берутся самоограничения и как люди жили по «Домострою». Кристина и Анжела запустили проект в 2023 году, когда учились на последнем курсе журфака СПбГУ. Сейчас подкаст собрал около 1000 подписчиков на «Яндекс.Музыке».

1000006144-photoaidcom-cropped.jpg (1)

Кристина: «Мы с Анжелой ходили на спецсеминар по аудиоподкастам, делали курсовые проекты: я — подкаст про веру, про то, почему люди приходят к религии, Анжела — про писателей-эмигрантов второй волны. После сессии поняли, что совпадаем в любви к формату, монтажу и хотим разобраться в причинах того, как сегодня выглядит жизнь женщин».

Анжела: «С первого выпуска появилось много работы. Мы публиковали эпизоды каждые две недели, вели телеграм-канал и, кажется, заменяли человек десять. В один момент все наши беседы превратились в обсуждение проекта. На что-то личное нужно было выделять еще одну встречу, потому что не хотелось это упускать».

Кристина: «Сейчас мы стараемся адаптировать новые форматы, пробовать что-то более простое, как наш последний выпуск. Для него мы не собирали супермощную информацию, не искали героев и экспертов, не делали сложный монтаж, но при этом обсудили важные мысли о феминизме. Хотим взяться за подкаст и превратить его из нашего хобби в монетизированный, профессиональный проект. Собираемся снова выходить в оффлайн. Как-то проводили вечер фемпоэзии, а сейчас будем участвовать в выставке от проекта “Тетрадь”».

Анжела: «Есть такой стереотип, что подкастер может не проверять информацию, просто болтать с подружкой и записывать контент. Но тут может и должен быть другой подход. Я хочу, чтобы подкаст стал журналистским жанром».


 

«Посуда»

1000006145-photoaidcom-cropped.jpg

Что послушать, когда моешь посуду? Студент СПбГУ Денис Немеров выпускает подкаст, который вы можете включить, пока убираетесь или куда-то идете. Ведущий в формате разговоров на кухне рассказывает о том, что его интересует и обсуждает это с гостями. От фильмографии Кристофера Нолана и стримов до лучших музыкальных альбомов 2023-го и диснеевских принцесс. Первый выпуск подкаста вышел еще в 2020 году.

Денис: «Я запустил подкаст в 16 лет. В то время слушал проект Вани Талачева «Один дома». Ведущий обсуждал фильмы, которые смотрел, и игры. Тогда подкаст можно было собрать на коленке с минимальными средствами и привлечь аудиторию, рассказать о том, что тебе интересно. Нужны были только ноут и микрофон. Мне нравился такой формат. Я жил с родителями, записывал первые выпуски на телефон. Позже начал развивать проект.

Когда подкаст завязан на тебе: ты смотришь, записываешь, монтируешь сам, — тяжеловато. Сейчас я пытаюсь справиться с этим, изменив формат. Хочу немного укоротить выпуски, потому что самому монтировать часовой выпуск долго».

Как запустить свой подкаст?

«Продумайте концепцию: спектр тем и как долго вы сможете их обсуждать. Например, если вы любите литературу и решите запустить подкаст о ней, сможете ли вы найти инфоповоды? Возможно, вы поймете, что читаете только современные детективы и зарубежную классику, а о другом говорить не хотите», — Ксюша, «Фужер».

«Спланируйте стратегию роста. Осенью мы запустились, в январе — встретились и проговорили, каких показателей хотим добиться. В процессе, когда работаешь на автомате, рост сложно отследить. Расставленные цели помогают не бросать, мотивируют» — Анжела, «Сама себя»

«Не спешите, когда нужно проработать детали. Мы выбирали название полтора месяца: запускали опросы, работали с нейросетью. Лучше потратить три-четыре дня, но создать качественный продукт, чтобы вы могли продолжить проект в будущем, — Анжела, «Сама себя».

«Поменьше планируйте и побольше делайте.  Лучше записать стыдный пилотный выпуск и потом его скрыть, чем не сделать ничего и остаться с гениальным планом в голове», — Денис, «Посуда».

«Не бойтесь менять идеи в процессе. В начале, когда ты ноунейм, гости часто отказываются приходить. Порой нам приходилось менять тему эпизода, чтобы найти экспертов. Например, в выпуске про женский футбол мы хотели рассказать о профессиональной стороне, но выбрали любительскую. Это риски контента, которые придется принять» — Анжела, «Сама себя»

«Подкаст удобнее выпускать в команде. В начале мне казалось, что независимость, когда ты можешь сделать проект один, это плюс. Сейчас я думаю, что, если есть хотя бы второй человек, с которым вы будете разделять задачи, это поможет и будет мотивировать», — Денис, «Посуда».

«Мониторьте состояние редакции и меняйтесь обязанностями. Если мы понимали, что кого-то утомляет его задача внутри подкаста, брали людей на помощь или менялись задачами. Это спасало нас от выгорания», — Ксюша, «Фужер».