Мир моды, который обычно ассоциируется с блеском глянцевых журналов, в 2022 году столкнулся с серьезным испытанием. Уход из России крупнейших издательских домов, таких как Condé Nast и Hearst, поставил под вопрос существование российских fashion-изданий. Сможет ли глянец существовать в современной России или это конец в его истории?
Переломный момент
В марте 2022 года российская fashion-журналистика изменилась навсегда. Крупнейший издательский дом Condé Nast объявил об уходе из России. Издание, работавшее в России с 1998 года, приостановила деятельность журналов Vogue, GQ, Tatler, Glamour, AD.
«Для журналистов и редакционных коллективов по всему миру крайне важно, чтобы мы могли создавать контент без риска для безопасности наших сотрудников. Недавно российское правительство приняло новые законы о цензуре, которые теперь делают это невозможным для нас. В связи с этим мы решили временно приостановить все наши издательские операции с Condé Nast Russia», — Роджер Линч, глава издательского дома Condé Nast в заявлении, опубликованном на сайте компании.
Вместе с ними, медиаконгломерат Hearst отозвал лицензии Cosmopolitan, Elle, Esquire, Men’s Health, Harper’s Bazaar. Сотрудники издательского дома Independent Media, который ранее сотрудничал с Hearts, придумали хитрый ход. Они перезапустили журналы в локализованные российские аналоги под новыми названиями. Так, Cosmopolitan стал Voice, Men’s Health — Men today, Harper’s Bazaar — The Symbol, Esquire — «Правила жизни». При этом, работать над проектами продолжили прежние главные редактора и основной состав креативных команд.
Трансформация
После ребрендинга, издания The Voice, The Symbol и «Правила жизни» смогли не только удержать аудиторию, но и увеличить ее. Месячная аудитория журнала Cosmopolitan в феврале 2022 составляла 3,9 млн человек, а у журнала The Voice в сентябре того же года — 5,3 млн. Аудитория Harper’s Bazaar в феврале 2022 года составляла 372 800 человек, а у пришедшего на замену The Symbol, к сентябрю 2023 число выросло до 1 млн человек. Количество читателей Esquire в феврале 2022 года составляло 827 000 человек, в сентябре того же года аудитория журнала «Правила жизни» увеличилась до 983 400 человек, сообщает издание РБК со ссылкой на подсчеты исследовательской компании Mediascope.
Но, к сожалению, перемены прошли не так гладко. Российские издатели отчитались о финансовых убытках в связи с сокращением рекламы и проблем с лицензиями на ключевые бренды в 2022 году. У компании ООО «Премиум паблишинг», которая издает и распространяет большинство журналов Independent Media, выручка упала с 437,8 млн рублей до 196 млн рублей. У компании ООО «Фэшн-пресс», которая занимается рекламой, выручка упала с 1,5 млрд до 817 млн, сообщает РБК со ссылкой на данные компании по РСБУ (Российские стандарты бухгалтерского учета). Лишившись основного дохода в виде рекламы, изданиям пришлось сократить штат сотрудников и снизить расходы на печать, чтобы оставаться на плаву.
Как обстоят дела у глянца сейчас?
Деятельность российских fashion-журналов стабилизировалась. Издания адаптировались к новым условиям и выпускают материалы на интересующие читателей темы. После начала специальной военной операции стало больше информации о том, как сохранить устойчивую и здоровую психику. Также публикуются материалы о современном искусстве, которое освещает политические и экономические изменения. Помимо этого, глянец активно поддерживает российские бренды и отечественных дизайнеров в это непростое для них время. Основными темами по сей день остаются мода, красота, здоровье и отношения.
Цифровое пространство
Многие fashion-журналисты ушедших журналов выбрали для себя иной путь. Они мигрировали из традиционных печатных изданий в Telegram-каналы. Среди них, эксглавред Vogue и Tatler в России Ксения Соловьева, последний редактор российского Elle Екатерина Мухина, бывший директор моды российского Harper’s Bazaar Екатерина Табакова и др. В таком формате множество преимуществ, например: постоянное взаимодействие с читателем, свобода самовыражения без правил и мгновенная публикация в любое время. Переход fashion-журналистов в Telegram — это революция в мире моды. Информация становится более доступной и понятной для широкой аудитории, формируются тренды и в индустрию приходят молодые авторы.
Перспективы
Будущее российского глянца непредсказуемо. Перемены, которые потерпела российская fashion-журналистика, открывают новые возможности для ее развития, заставляя индустрию стать более ориентированный на потребности и ценности российского общества. Глянцу придется ответить на многие вызовы, такие как удержание аудитории, конкуренция с цифровыми платформами, финансовая нестабильность, политические и социальные изменения. А сможет ли он справиться с испытаниями покажет только время. У глянца есть потенциал сохранить свою роль в мире моды, однако необходимо переосмыслить свою концепцию и адаптироваться к новым условиям жизни.
Фото на обложке: freepik.com