Fashion-журналистика в России: от «Библиотеки для дамского туалета» до модных telegram-каналов

Первые шаги: модный мир XVIII-XX веков

Модные журналы появились в Европе еще в XVII веке, но в России их история начинается с момента разрешения деятельности частных издателей — с конца XVIII века.

Первым модным журналом принято считать «Модное ежемесячное издание или библиотека для дамского туалета», появившееся в 1779 году. Картинки женских нарядов, подвергающиеся осмеянию французского оригинала, стали образцом русской модной иллюстрации. 

В 1823 году в России вышел первый номер нового издания «Дамский журнал». Он пользовался большим успехом среди светских женщин. Там публиковали новинки парижской моды и размещали первые цветные изображения.

В конце 1950-х годов изданий, посвященных женской моде, становится все больше: «Меркурий мод», «Вестник парижской моды», «Дамский альбом рукодельных работ». Это первые журналы для женщин, где наряду с воспитательными и образовательными темами увеличивается материалы про женское рукоделие с рисунками, узорами и выкройками.

На рубеже XIX и XX веков, благодаря шагнувшим вперед технологиям, было создано множество новых журналов, в которых использовались фотографии. Наиболее известными в то время стали журналы «Дамский мир», «Домашняя портниха», «Модный свет», «Модный магазин», которые имели массовый характер и стали доступны всем женщинам вне зависимости от их статуса.

Советский период: мода под контролем

В связи с переходом к социализму, модные журналы цензурировались и имели просветительский характер, как и большинство изданий того времени. 

Например, журнал «Работница», созданный по инициативе Владимира Ленина, освещал женское социалистическое движение. Журнал «Крестьянка», который вышел в 1922 году имел похожие мотивы. Тема моды отошла на второй план. 

Послевоенная мода в СССР искала новые веяния. Журнал Rigas Modes стал настоящим прорывом в мировой моде. Авторы перерисовывали модели одежды из зарубежных изданий, иногда даже не публикуя фотографии, чтобы обойти строгую цензуру. В 50-е годы, с наступлением «оттепели», журнал осмелился перепечатывать оригиналы моделей из чешских и венгерских журналов, чтобы демонстрировать европейские тенденции моды.

Глобальный взрыв: глянец в России

Зарубежный глянец постепенно проникал в Россию. В 1987 году журнал Burda стал первым изданием, предлагающим женщинам сшить модную одежду самостоятельно, с помощью швейной машины. После распада СССР глянец хлынул в Россию наравне с другими импортными товарами. В 1994 году пришел Cosmopolitan, за ним в 1996-м — Elle и Harper’s Bazaar, а в 1998 году — Vogue. Нулевые принято считать «золотым» временем глянца, потому что тогда они имели наибольшее влияние на аудиторию и моду. 

Новая эра: перезагрузка и цифровой формат

В 2022 году российская fashion-журналистика потерпела огромные изменения. Крупнейший издательский дом Condé Nast, в который входили журналы Vogue, GQ, Tatler, Glamour и AD, ушел из России. Помимо этого, медиаконгломерат Hearst отозвал лицензии журналов Harper’s Bazaar, Cosmopolitan, Men’s Health, Elle. Российские издания справились с этой проблемой. Они перезапустили журналы в локализованные российские аналоги под новыми названиями. Так, Cosmopolitan стал Voice, Men’s Health — Men today, Harper’s Bazaar — The Symbol, Esquire — «Правила жизни». 

Остальные fashion-журналисты перешли из печатных изданий в telegram-каналы, где они делятся с аудиторией своим экспертным мнением, публикуют разнообразный контент, отражающий их профессиональную деятельность и интерес к моде. 

История fashion-журналистики в России – история перемен. Модные издания отражали эволюцию общества, меняющиеся ценности и тенденции. В наше время, когда мир становится цифровым, fashion-журналистика продолжает искать новые форматы и площадки, чтобы оставаться актуальной и вдохновлять аудиторию.


Фото на обложке: freepik.com