«Яндекс» внедрил в голосового помощника «Алису» технологию эмоционального синтеза — она научилась выражать голосом целый спектр эмоций. К примеру, теперь виртуальный ассистент может подбодрить, посочувствовать или порадоваться за пользователя.
Там уточнили, что «Алиса» научилась разговаривать дружелюбно, выражать любопытство, удивление, сочувствие, обиду и грусть. При выборе эмоции она учитывает ситуацию общения, реплику пользователя и текст ответа, который генерирует для неё нейросеть YandexGPT.
При этом «Алиса» способна менять эмоции в одной реплике, как это делают люди. Например, если рассказать ей о чём-нибудь необычном, она выразит удивление, а потом сменит интонацию на более спокойную.
Для обучения «Алисы» разработчики записали около четырех часов речи с разными эмоциями. На основе данных была создана нейросетевая модель, которая синтезирует эмоционально окрашенную речь. Затем разработчики собрали примеры диалогов «Алисы» с пользователями и разметили, какая эмоция уместна в том или ином случае. Отмечается, что эти данные помогли создать модель, которая выбирает эмоцию для каждой реплики «Алисы».
Новая возможность голосового помощника уже доступна в «Станциях Лайт 2», которые компания презентовала 20 августа. Позже опция появится в других умных устройствах «Яндекса».
«Алиса» изначально создавалась как персонаж со своим характером и чувством юмора. В 2021 году виртуальный ассистент научился общаться шёпотом, а также синтезировать радостный, бодрый и спокойный голос. В 2023-м году «Алиса» стала понимать команды без прямого обращения к ней.
Источник: Sostav