Декану факультета журналистики Воронежского государственного университета, доктору филологических наук, профессору В. В. Тулупову — 70 лет. Не одно десятилетие он возглавляет факультет журналистики. С 1979 года сотрудничает с ЖУРНАЛИСТом как автор и активный участник различных мероприятий, организованных журналом.
— Владимир Васильевич, в нашем профессиональном сообществе вы человек известный, у вас много достижений в сфере медиа, филологии, живописи, музыки. Как вы для себя определяете приоритет занятий?
— Приоритет один — учительство. Мой отец был преподавателем физики и математики, директором школы, мы с супругой – филологи, преподаватели русского языка и литературы (только я закончил университет со специализацией «Журналистика»), дочь и младший сын – кандидаты филологических наук, преподаватели вуза – такая, получается, династия…
Одной из задач советской школы было воспитание разносторонней гармоничной личности, чтобы и учился хорошо, и спортом занимался, и пел, и рисовал… Вот и я старался соответствовать: все школьные годы ходил в драмкружок, окончил художественную школу, играл в баскетбол, футбол, хоккей… И всё это в той или иной мере пригодилось в профессиональной жизни преподавателя и практикующего журналиста.
— Вы, выпускник филологического факультета, когда-то связали свою жизнь с журналистикой. Не жалеете?
— После десятого класса, даже не успев погулять на выпускном балу, отправился в Ленинград поступать в художественное училище, но не прошёл по конкурсу. С этими же оценками меня принимали в Уфимское училище искусств, но сказали, что документы оформят через неделю, когда придёт из отпуска декан. Но, выйдя из здания училища, я увидел огромный щит, на котором крупными буквами было начертано: «БГУ: Журналистика». И поскольку я чуть ли не с первого класса был редактором стенгазеты, то решил, что и это моё… Сегодня, когда хочу подчеркнуть студентам роль наружной рекламы, всё время привожу в пример этот эпизод, по сути, определивший мой жизненный путь.
— Кого считаете своими учителями?
— Помню всех своих наставников, но первыми всегда называю учительницу начальных классов Александру Дмитриевну Зуйкову, руководителя драмкружка школы № 75 Ольгу Васильевну Кацерик, классную руководительницу в школе № 118 Галину Ивановну Долгину, преподавателей ДХШ № 1 Георгия Максимовича Крупина и Виктора Андреевича Голова, в вузе – Валерия Георгиевича Сесюнина (он затем деканствовал в УрГУ) и Горислава Валентиновича Колосова (первого декана нашего журфака).
— Ваша диссертация была связана с исследованием дизайна газеты. Повлияли ли на это ваши художественные способности и интерес к живописи?
— Да, конечно. Меня и на работу в молодёжную газету Башкирии приняли как художника – для рисования рубрик, заставок, заголовков, ретуширования фотографий. Но не только: традиционно в «Ленинце» делал макеты именно художник, входивший в группу выпуска. Вскоре мне, студенту четвертого курса, стали доверять редактировать оперативную информацию. Так я стал заместителем ответственного секретаря. Логично было выбрать тему преддипломной работы, связанную с пресс-дизайном, что я и сделал. Тем более что уже прочитал книгу Олега Владимировича Цыганова «Режиссура газетного номера», статьи в «Вестнике МГУ» Алексея Павловича Киселева и Игоря Николаевича Табашникова о моделировании в журналистике. В качестве дипломной работы я уже защищал «внедрённую в производство» композиционно-графическую модель «молодёжки».
— Вы много лет посвятили развитию журналистского образования. Как оно менялось за время вашей работы?
— Начинал я преподавать на родном филфаке в группе специализации «Журналистика» (сегодня с моими первыми выпускниками веду переписку, встречаюсь на фестивале прессы). Как правило, это были семестровые дисциплины с занятиями один-два раза в неделю, и акцент мы делали на практике – во второй половине дня я ждал ребят сначала как работник секретариата «Вечёрки», потом как редактор «Уфимской недели» в Доме печати. Все студенты имели возможность активно публиковаться, причём за неплохой гонорар.
Специальность «Журналистика» на отдельном факультете – это, конечно, новая ступень и новый подход к организации учебно-воспитательного процесса. Почти сорок лет назад в образовании, как и во всех других социальных сферах, началась перестройка. К счастью, при всех скоропалительных новшествах наше педагогическое сообщество осталось верным установке, что журналистское образование в России – это прежде всего университетское образование, специфика которого заключается в сочетании фундаментального и специального обучения.
— Сегодня этот вопрос уже не обсуждается?
— Дискуссии еще продолжаются: например, взгляд на журналистику прежде всего как на искусство письма сохраняется до сих пор. Приверженцами данного подхода являются те исследователи, методисты и практики, которые рассматривают журналистику преимущественно как филологическую деятельность. В этом есть свой резон: литературоведение и языкознание – стволовые науки и дисциплины, при изучении которых у студентов формируется мировоззрение, образный взгляд на действительность, наконец, нормативная грамотность. То есть обучающийся приобретает инструмент, при помощи которого и будет осуществлять свою профессиональную деятельность.
Но журналистика всегда относилась к социальной и политической сферам (а теперь и к экономической области). Потому, помимо правоведения, социологии, политологии, психологии (включая основы социальной психологии), экономики, будущие журналисты сегодня углубленно изучают профессиональную этику журналиста, социологию и психологию журналистики, экономику и менеджмент СМИ.
— Существует мнение, что для того, чтобы стать журналистом, не надо учиться на журфаке. Вы с этим согласны?
— Профессия журналиста всегда была и остаётся открытой: в СМИ приходили и приходят историки, политологи, экономисты, юристы, «технари», если чувствуют призвание «писать историю современности», как говорится, со своей колокольни. Устойчив и миф, что лучшие журналисты получаются из филологов. Да, грамотный человек, корреспондент или редактор, любящий и знающий литературу, нужен газетам, журналам, телевизионным и радиоканалам. И неслучайно наши учебные планы содержат много предметов, связанных с лингвистикой и филологией – это правильно, это верно, поскольку слово остается нашим главным средством, нашим «оружием». Но иногда для человека, изящно излагающего, словотворчество, художественное самовыражение становится самоцелью. А журналиста-профессионала отличает не только и не столько языковая подготовка, сколько владение методикой журналистского творчества, знание правовых и этических норм профессии, социологии, психологии, экономики журналистики и многого другого, чему и обучают (причем постепенно, в рамках продуманного учебного процесса) на журфаках.
— Ваш факультет имеет свое лицо. Какое оно?
— Спасибо большое за высокую оценку нашего труда. Да, мы считаем, что воронежская научно-образовательная школа (и я об этом написал несколько статей) сложилась и продолжает развиваться. Ведь налицо необходимые слагаемые этого феномена: традиции, кадры, лидеры. Можно обратиться и к научному определению условий создания подобных школ: это когда ведущие ученые, заведующие кафедрами, деканы собирают боеспособные коллективы, увлечённые гуманистической идеей подготовки высококвалифицированных медиаспециалистов, осуществляющие в условиях творческой и дружеской атмосферы педагогическую и научную деятельность на основе общих методологических подходов и принципов. При этом школа не создается за несколько лет, над её созданием порой работают несколько поколений… Ведь университет – это не только и не столько стены, оборудование и т.п., а прежде всего традиции, создаваемые настоящими педагогами и учёными. Например, в МГУ подготовка журналистов началась в 1947 году, но ведь понятно, что на протяжении всей своей истории университет был самым тесным образом связан с российской журналистикой и сыграл особую роль в ее развитии. То же с Санкт-Петербургским университетом, ведущим свою историю с 1724 года, с Воронежским госуниверситетом, чья история тесно связана с Юрьевским (Дерптским) университетом, открытым в 1802 году по указу императора Александра I, а в 1918 году в соответствии с постановлением Большой государственной комиссии «перевезённым» в город Воронеж.
— А что было особенного в истории развития вашего факультета?
— В Воронеже вузовская подготовка журналистских кадров началась в конце 1950-х гг., когда было решено нескольких выпускников историко-филологического факультета ВГУ направить на работу в редакции районных газет. Многие из тех, кто с лета-осени 1959 года начал работать в редакциях, надолго связали свою судьбу с практической журналистикой. Официально же подготовка журналистских кадров в ВГУ началась осенью 1961 года, когда по решению Министерства высшего и среднего образования на филологическом факультете было создано заочное отделение журналистики, принявшее первые 25 человек. Специфика молодого отделения журналистики заключалась в том, что это была единственная творческая специальность в классическом университете, потребовавшая особой организации учебного процесса.
На заочное отделение журналистики принимали в то время только лиц, имеющих двухлетний стаж практической работы или службы в ВС СССР. Предпочтение при этом отдавалось штатным сотрудникам средств массовой информации. Найдена была официальная ниша: отделение журналистики ВГУ готовило корреспондентов преимущественно для районных газет, которые испытывали огромный кадровый голод. Зона обслуживания – Центрально-Черноземный регион.
Важно отметить, что создатели отделения, а затем и факультета журналистики – участники Великой Отечественной войны Георгий Владимирович Антюхин, Борис Владимирович Кривенко, Горислав Валентинович Колосов – пришли в педагогику, отдав дань работе в прессе, а затем найдя свой путь и в журналистской науке, в журналистском образовании.
В 1967 г. была образована кафедра журналистики, в первый – начальный – период подготовка работников прессы проходила в рамках отделения журналистики филологического факультета, что позволило дать студентам серьезную гуманитарную базу с акцентом на публицистическом творчестве. Почти через двадцать лет был открыт отдельный – тринадцатый по счету в ВГУ – факультет, на котором в настоящее время функционируют три кафедры: журналистики и литературы; электронных СМИ и речевой коммуникации; связей с общественностью, рекламы и дизайна. В каждой – по две секции: в первой – истории журналистики и теории и практики журналистики; во второй – телевизионной и радиожурналистики; стилистики и литературного редактирования, в третьей – связей с общественностью; рекламы и дизайна. Они осуществляют образовательный процесс на направлениях высшего образования «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью» (бакалавриат, магистратура), «Телевидение» и «Медиакоммуникации» (бакалавриат), на специальности высшего образования «Военная журналистика», на специальности среднего специального образования «Реклама», на научной специальности «Журналистика» (аспирантура).
— Вы автор многих учебников и книг, которые посвящены как журналистике, так и разным сферам культуры. Расскажите о самых дорогих для вас.
— Самая первая – «В мастерской газетного оформителя» – была издана в 1986 году в Башкирском книжном издательстве. Небольшая по объему – 77 страничек, стоимостью 10 копеек, она разошлась по местным редакциям и, надеюсь, помогла «районщикам», ведь в ней описывался практический опыт современной (на то время) вёрстки газет.
Прошло более тридцати лет, и в издательстве «Аспект-пресс» вышло моё учебное пособие «Техника и технология медиадизайна. Пресса», которое мне так же дорого. А вообще, книги как дети – ни от одной не отказываюсь, хотя могу выделить ещё несколько: «Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты» (Воронеж, 2000), «Реклама в коммуникационном процессе» (Воронеж, 2003), «Дизайн периодических изданий» (Санкт-Петербург, 2006), «Техника и технология СМИ. Бильдредактирование» (Москва, 2019), «Уроки журналистики» (Москва, 2019).
— Вы много лет сотрудничали с ЖУРНАЛИСТОМ. Поделитесь своими воспоминаниями об этом сотрудничестве.
— В первом номере журнала за 1979 год вышел фоторепортаж Павла Асаульченко «Уфа. Дом печати. Один день», где и я был запечатлен у талера с замечательной верстальщицей Надеждой Ивановной Фединой. В этом же году в десятом номере вышла моя статья «Когда посмотрели на свое “лицо”» – об опыте композиционно-графического моделирования. Всегда вспоминаю работу над нею с Евгением Ильичем Каменецким. Привёз по весне в редакцию рукописный вариант, через какое-то время в солидном конверте получил очень доброжелательную правку, а вскоре и известие: «Ждите публикацию». Когда пришло время электронной почты, сроки прохождения рукописи, естественно, сократились. А темы я выбирал либо сам, либо откликался на какую-то просьбу редакции журнала.
— Кого вы считаете своими учениками?
— Их много, ведь первую лекцию я прочитал в 1976 году. Это был поток студентов отделения журналистики ВГУ, среди которых были и иностранцы. Горислав Валентинович, сидевший на последней парте, после занятия похлопал по плечу, сказав: «Дело пойдет…». Через много лет, приехав в Керчь на международную спартакиаду журналистов, услышал от заместителя редактора местной городской газеты, что он был одним из слушателей той лекции… А вообще, среди учеников, теперь коллег, много крепких журналистов, рекламистов и пиарменов, редакторов. Всех не перечислить, но назову, например, председателя МТРК «Мир» Радика Батыршина, тележурналиста и режиссера документальных фильмов Павла Селина, главного редактора «Вечерней Уфы» Вячеслава Голова, декана факультета коммуникации университета во Вьетнаме Чан Ван Ле. Кстати, он, как и еще 33 человека, защитил под моим научным руководством кандидатскую диссертацию.
— Что вас огорчает в людях, в журналистике, в мире?
— Необязательность и агрессивность. Особенно последняя, расцветшая с развитием социальных сетей. Я даже статью написал о медиапиратстве в эпоху постправды и фейков.
— О чем вы мечтаете?
— Я мечтаю о том, чтобы люди поняли: жизнь одна, она прекрасна, но именно от каждого из нас зависит сохранение красоты этого мира, который необходимо оставить в наследство нашим потомкам.
— Когда вы чувствуете себя счастливым?
— Таким вопросом, наверное, задаётся каждый, и я в том числе. Когда-то даже написал такое небольшое стихотворение:
…А что же счастье? Где оно?
Что называть мы можем счастьем?
То, что мелькнуло и прошло?
Что есть, но минет в одночасье?..
Напомнил запах что-то вам,
да так, что защемило сердце –
так было это счастье там
или теперь проникло в дверцу?..
Воспоминание, мгновенье –
вот счастье? Счастье лишь мираж?
Такой же яркий как витраж,
светящийся на отдаленье?..
— За что уважаете себя и других?
— За обязательность и доброту.
— За что критикуете себя и других?
— Себя – за торопливость, других – за леность.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Сейчас нажал кнопку «Пауза»… Потому что вот-вот выйдут из печати две книги «Теория и практика массмедиа. Избранные статьи» и биобиблиографический сборник «Массовая коммуникация и журналистика». К юбилею выпустил и книгу избранной поэзии и прозы «Тропинки памяти».
Фото из личного архива Владимира Тулупова.