18 сентября 2024 года ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии» при содействии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Российского Книжного Союза провела на базе Московского техникума креативных индустрий имени Л.Б. Красина Конференцию «Издательская полиграфия России: состояние, тенденции и перспективы развития». В Конференции приняли участие представители издательской полиграфии, фирм – поставщиков расходных материалов, преподаватели и студенты профильных высших и средних специальных учебных заведений.
С приветственными словами к участникам Конференции обратились Директор Московского техникума креативных индустрий им. Л.Б. Красина — Л.М. Табатадзе, Заместитель руководителя Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ — М.Г. Арзаманов и И.о. ректора Академии медиаиндустрии — И.Э. Найговзин.
Модератор Конференции проф. Е.Я. Дугин во вступительном слове отметил, что печатные средства информации, несмотря на все большее использование электронных средств информации, продолжают играть важную роль в жизни государства и общества, развитии экономики, культуры, образования. Это подтвердили в своих выступлениях последующие докладчики.
Руководитель Центра принтмедиаиндустрии Академии медиаиндустрии А.М. Цыганенко в докладе «Рынок издательской полиграфии России» отметил, что 2023 год в целом был успешным для полиграфического производства. В первом полугодии 2024 г. объем полиграфического производства в денежном выражении также увеличился, а выпуск книг превысил количественные показатели первого полугодия 2023 года. Академией медиаиндустрии был проведен мониторинг полиграфического производства по итогам 2023 года. Результаты мониторинга показывают, что несмотря на снижение объемов производства книжно-журнальной и газетной продукции, ассортимент услуг и объемы печати в целом увеличились. Результаты мониторинга говорят о том, что инвестиционный процесс в российской полиграфической промышленности идет вопреки санкциям. Отрасль совершенствуется в техническом и технологическом отношении, расширяет сферы своей деятельности.
Генеральный директор «ИПК Парето-Принт» П.Л. Арсеньев в докладе «Состояние книжной полиграфии в 2024 году – перспективы, основные вызовы и риски». отметил, что комплекс в последние два года наращивает производство. Профиль Парето-Принт – выпуск высококачественных книг всех форматов. Типография стремится и делает все необходимое чтобы занимать лидирующие позиции в издательской полиграфии за счет использования новейшего оборудования, программных средств, организации труда и тесной связи с клиентами. Докладчик отметил необходимость усиления внимания к полиграфическому производству органов власти. В частности, необходимо увеличение выделения средств библиотекам на комплектование их книжных фондов.
Вице-президент СППИ-ГИПП Е.В. Абов в докладе «Рынок печатных СМИ: новые вызовы» привел анализ рынка печатных СМИ. Были отмечены проблемы рынка и меры по их решению. В частности: совершенствование таможенного законодательства, отмена пошлин на полиграфические краски, необходимость совершенствования подготовки квалифицированных кадров, включение отрасли в программу льготного кредитования, поддержка издателей и распространителей печатных СМИ и др.
Директор типографии «Премиум-пресс» В.В. Гаврилов в докладе «Производство издательской продукции в 2023 и 2024 годах в типографии. Тенденции и перспективы» охарактеризовал деятельность типографии в настоящее время и планы на перспективу. Финансовые результаты типографии за 2023 год и первое полугодие 2024 года положительны. Основные проблемы, которые отрицательно влияют на деятельность предприятия: отсутствие качественного исходного сырья и проблемы с логистикой, невозможность инвестирования в основные фонды из-за высоких кредитных ставок. В планах предприятия на перспективу, в частности, обновление парка оборудования, пересмотр ценообразования и др.
Директор по маркетингу и коммуникациям Группы компаний «Дубль В» Л.А. Чекалкина в докладе «Рынок бумаги и картона для издательской полиграфии» отметила, что в различных сегментах материалов для издательской полиграфии в 2023-2024 гг. отмечаются разнонаправленные тенденции. В целом на рынок оказывают влияние участившиеся проблемы с оплатами за импортный товар, нарушение логистических цепочек, увеличение стоимости фрахта. По чистоцеллюлозным мелованным бумагам объем импорт составляет 41%. В сегменте мелованных бумаг с древмассой импорт составляет 4%. Сегмент немелованных бумаг включает в себя офсетные, дизайнерские, каландрированные бумаги. Импорт в данном сегменте составляет всего 1,6% и представлен в основном дизайнерскими материалами. Развивается направление производства книжных бумаг на заводе СЛПК.
Главный редактор издательства «Курсив» А.Ч. Амангельдыев в докладе «Рынок полиграфического оборудования 2023 г. и некоторые прогнозы на 2024 г.» отметил, что западные санкции привели к росту объемов производства отрасли. Доходность полиграфического рынка в целом увеличилась, культура платежей выросла. Многие типографии стали говорить о новом «лучшем году в истории». Рост объема заказов и появившиеся свободные средства создали условия для развития. В результате в Россию в 2023 году было поставлено полиграфического оборудования как минимум на 226 млн. евро. (без учета цифровой печати). Увеличение свободных производственных мощностей приводит к росту конкуренции на рынке полиграфии.
Директор по маркетингу «ОктоПринт Сервис» Л.М. Данилова в докладе «Рынок расходных материалов. Состояние и перспективы» охарактеризовала работу компании на российском рынке. Компания проанализировала таможенную базу за последние 5,5 лет, взяв во внимание три основных сегмента расходных материалов: офсетные резинотканевые полотна, офсетные краски и полиграфические лаки. Начиная с 2020 года, доля присутствия азиатских производителей расходных материалов в России увеличивалась. Практически весь европейский ассортимент кроме, тяжелого оборудования удается заместить.
В докладе представителей компании «Моноритм» П.К. Иванова и В.Ю. Кирюшина «Программные средства организации управления технологическими процессами полиграфического предприятия» была отражена аналитическая информация для построения комплекса ПО полиграфического предприятия в целом и его структурных подразделений. Были отдельно рассмотрены системы ПО российского производства, проведено сравнение их функциональных возможностей с системами иностранного производства и возможности их замены.
Председатель СПК в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции А.В. Иванов в докладе «Управленческие проблемы в подготовке кадров и обеспечении персоналом полиграфических производств» привел анализ удовлетворения потребности издательско-полиграфической отрасли в выпускниках системы СПО и ВПО. В докладе особо обращено внимание на межведомственную разобщенность в организации подготовки кадров для полиграфических производств, нет единой политики в этой сфере, что приводит к «вымыванию» выпускников образовательных учреждений из отрасли после получения профессии.
В заключение были подведены итоги работы Конференции и организована экскурсия для участников с целью ознакомления с опытом подготовки кадров в Московском техникуме креативных индустрий имени Л.Б. Красина.
Источник: Академия медиаиндустрии