Профессор кафедры журналистики Белгородского государственного университета Александр Короченский выпустил книгу «Революционная Каталония в публицистике Джорджа Оруэлла». Она в значительной степени опровергает устоявшиеся представления об Оруэлле как критике социализма и либеральном глашатае.
Прославленный британец известен российскому читателю главным образом как автор антиутопии «1984». Большой Брат и полиция мыслей, двоемыслие и новояз – эти слова проникли в наш язык именно с его легкого пера. Но широкая аудитория почти ничего не знает об Оруэлле-журналисте. И тем более – о каталонском периоде его биографии, когда он участвовал в защите испанской республики.
В отличие от Михаила Кольцова или Ильи Эренбурга, описавших события гражданской войны в Испании с позиции сторонних (пусть и пристрастных) наблюдателей, обладатель пресс-карты Оруэлл сразу же по приезде в Барселону взял в руки оружие, вступив в народное ополчение на стороне республиканцев. А значит – по крайней мере, с позиции современного международного гуманитарного права – нарушил правило, согласно которому журналист не должен участвовать в боевых действиях в роли комбатанта. Впрочем, нельзя не признать, что за последние десять лет представления о военкорах и их «кодексах чести» претерпели значительные изменения как в нашей стране, так и за ее пределами.
В творчестве Оруэлла нашли отражение революционные события в Каталонии, совпавшие с начавшейся в 1936 г. гражданской войной. В то время до советского читателя его произведения каталонского цикла не дошли по понятной причине: автор хоть и придерживался левых взглядов, но при этом не испытывал никаких симпатий к сторонникам Сталина и тем, кого Александр Короченский назвал «либеральными попутчиками» (да, в конце 1930-х такой союз мало кого удивлял!).
В книге «В честь Каталонии» Оруэлл подчеркивает охватившее его чувство единения с каталонцами, переживающими порыв к новой жизни, и с глубокой симпатией описывает революционные перемены «начального периода социализма», резко контрастирующие с сословными порядками чопорного британского общества. Но в то же время он признает факты жестоких расправ над противником, характерные для обеих противоборствующих сторон (в гражданской войне иначе и не бывает), описывает «межпартийную грызню» в лагере республиканцев и рисует удручающие картины фронтового быта – ту самую «окопную правду», которую до Оруэлла мы встречали в произведениях Ремарка, а с приходом «оттепели» – в советской лейтенантской прозе.
Между тем, журналистское наследие Оруэлла нисколько не устарело и, кажется, подобно отменному каталонскому вину, с годами становится только лучше. Так, он обличал «просвещенный» западный мир – полсотни наций, которые, по словам журналиста, в ответ на наступление фашизма в целом ряде стран лишь «благочестиво причитали: «Руки прочь!».
Оруэлл сражался на фронте и даже получил серьезное ранение. Вскоре ему пришлось уйти в подполье и покинуть Испанию: поисками писателя (якобы «троцкиста» и «пособника Франко») занялись обосновавшиеся в республике агенты НКВД, получившие из Москвы приказ о его уничтожении.
Чему сегодня может научить нас творчество военкора Оруэлла? Честной журналистике, уверен Александр Короченский. Такая журналистика в любые времена предполагает утверждение идеалов гуманизма и способность критически взглянуть даже на действиях тех, кому ты симпатизируешь. А еще – проверку фактов: в отличие от британской прессы, которая нередко довольствовалась слухами, и советской пропагандистской машины, не брезговавшей откровенными фальсификациями, Оруэлл писал только о том, что видел своими глазами (не случайно одну из своих публикаций о переломном моменте в судьбе революционной Каталонии он назвал «Я был свидетелем барселонских событий»).
Будучи убежденным социалистом (и оставшись таковым до самой смерти), британский журналист избегал навешивания ярлыков и идеализации кого бы то ни было из пестрой армии республиканцев. Симпатизируя анархистам, он одновременно критикует их утопические взгляды. Утверждая идеалы социализма, он в то же время показывает, как их извратил сталинизм.
«Искать правдивые факты и сохранять их для потомства», – так видел свою миссию Оруэлл. В эпоху постправды этот принцип у многих вызовет лишь скептическую усмешку: мол, где все эти красивые слова – и где реалии нашей профессии? Но никакая профессия (даже такая циничная, как наша) не может существовать без высоких идеалов и их носителей.
С разрешения автора электронная версия его книги размещена в открытом доступе. Отсканируйте QR-код, чтобы скачать её на своё устройство.