Кризис доверия в эпоху ИИ

Кризис доверия, возникающий в эпоху ИИ, охватывает множество аспектов. Он включает в себя манипуляцию общественным мнением, создание фейковых новостей и использование алгоритмов, способствующих распространению предвзятых или изначально неверных сведений. Как преодолеть рост недоверия к СМИ в цифровую эпоху? Разбираемся вместе.

Исследование, проведенное Институтом изучения журналистики Reuters, показывает, что более половины опрошенных респондентов считают: использование искусственного интеллекта в материалах интернет-изданий отрицательно сказывается на медиа. К основным причинам такого отношения относятся: 

  • Недостоверность информации

Аудитория зачастую сомневается в правдивости информации, которую генерирует искусственный интеллект. Причина вполне объективна: ответы ИИ на какие-либо запросы базируются на сведениях, предоставленных в открытых источниках в интернете, которые может отредактировать любой желающий. Если подобную непроверенную информацию получит недобросовестный корреспондент, который не убедится в ее достоверности, то аудитория будет введена в заблуждение. Когда «обман» вскрывается, то уровень доверия падает. 

Диана Алексеева, журналист:

Наверное, главный фактор недоверия аудитории к медиа — недостоверные сведения. Так как главная задача СМИ — информирование людей, то прямое нарушение этой функции приведет к незамедлительной утрате доверия. Что касается использования чат-ботов и прочего, то я не вижу в этом ничего плохого. Если автор использует ИИ в качестве вспомогательного инструмента, но не основы, то его ждет успех. Главное — это грамотно применять искусственный интеллект и не забывать о мере.

Юлия Стрелец, младший корреспондент новостного отдела ТАСС:

Нейросеть надо использовать с умом, и все равно весь текст, который тебе выдаёт ИИ, перерабатывать самостоятельно. Что касается новостей: если ты как корреспондент идёшь на место событий, собираешь информацию, то с помощью искусственного интеллекта новости создавать вообще нельзя, потому что ты набираешь не просто то, что произошло какое-то событие, ты набираешь оттуда интересные факты, какие-то мелкие детали, и это позволяет сделать нечто эксклюзивное. В целом, искусственный интеллект- крутая штука для того, чтобы наводить тебя на какие-то определённые мысли.

 

  • Отсутствие четкого этического регламента

Журналисты качественных изданий действуют, ориентируясь на этику и определенные нюансы при подготовке материала.  Искусственный интеллект не обладает способностью понимания и распознавания контекста, характерного для определенной ситуации или события. Люди более осмысленно подходят к написанию текста, учитывая особенности этического подхода — например, подбирают заголовок нейтральной окраски. Нейросеть в этом случае проигнорирует правило, ведь ее главная цель — это наиболее красочный и развернутый ответ. 

Алина Солодухина, редактор новостного отдела «Marie Claire»:

В моей работе для чат-ботов места нет. Аудитория больше доверяет изданиям, которые не применяют ИИ в своих материалах. Это легко объяснить: с использованием искусственного интеллекта гораздо больше шансов получить информацию, которая не соответствует действительности или нарушает этический кодекс. Хорошо, если автор статьи окажется добросовестным и проверит правдоподобность сгенерированного текста, но этого может и не быть. Сейчас активного внедрения ИИ в журналистику не замечаю, что, безусловно, радует. 

Владимир Суворов, эксперт) в области искусственного интеллекта:

ИИ не имеет этики, поэтому не надо говорить про этику ИИ, надо говорить про то, что есть этика журналиста.

 

  • Возможность неосознанного нарушения законов

В случае с этическими нарушениями журналист или читатель, который распространяет этот материал, например, через свои социальные сети, не получат никакого наказания за свои действия, кроме общественного порицания. А вот за нарушения законов следует уже более строгие санкции — начиная от штрафов в крупных размерах и заканчивая тюремным заключением.   

Вячеслав Суханов, главред cleverrussia, продюсер, журналист:

Системы генерации контента, которые многие называют искусственным интеллектом, на самом деле умом не блещут. Мы в редакции пользуемся несколькими GPT, включая популярные зарубежные, в моменте, когда нужно придумать интеграцию для рекламодателя или название статьи. Как источник идей и некоторых неожиданных углов подсветки темы — это, безусловно, помощь. Все, что генерит ИИ на основе массивов данных, не имеет под собой практически никакого смысла, контекста, подтекста. Сгенерированный текст написан неживым и невкусным языком. Если ИИ создает текст без проверки фактов, актуализации, комментариев экспертов, то какая же это манипуляция? Это больше похоже на бездарную отписку первокурсников факультета журналистики.
НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО?

Для преодоления наблюдаемого кризиса доверия медиаорганизации начинают разрабатывать новые подходы: 

  1. Усиленный фактчекинг. Большинство крупных изданий и новостных порталов сотрудничают с независимыми агентствами, которые занимаются проверкой достоверности материалов с целью минимизировать распространение недостоверной информации. Например, в США в 2015 году была разработана и представлена Международная сеть проверки фактов, которая сотрудничает практически с двумя десятками стран по всему миру. Сотрудники активно борются с проблемой распространения фейков. В России существуют альтернативные программы проверок — этим занимаются информационные агентства ТАСС и «Интерфакс». 
  2. Прозрачность. В большинстве своем медиа стараются указывать первоисточник каких-либо новостей и ссылаться на статистические данные, размещенные на официальных сайтах различных ведомств. Например, такие издания как «Комсомольская правда», «Коммерсантъ» и прочие, активно отслеживают телеграм-каналы политических деятелей не только России, но и других стран. СМИ в своих материалах оставляют гиперссылки на сообщения первоисточников, что позволяет читателям перейти по ним и убедиться в правдивости информации.  Кроме того, сейчас в некоторых медиа стали появляться специальные обозначения, которые указывают на то, что при создании статьи, поста или изображения использовался искусственный интеллект. 
  3. Разнообразие контента. Необходимо понимать, что аудитория должна получать не однобокий взгляд на какую-либо ситуацию или тему, освещаемую в СМИ, а широкий спектр мнений и информации. Благодаря этому можно избежать информационных пузырей и усилить доверительное отношение к источнику. 

Применение искусственного интеллекта в СМИ оказывает значительное влияние на медиапространство и общественное мнение. Несмотря на такие возможные преимущества использования нейросетей, как ускоренное создание материалов и упрощение процесса корректировки текстов, риски и опасения перевешивают чашу весов доверия аудитории. Для того чтобы его сохранить, журналистам необходимо сосредоточиться на повышении прозрачности, укреплении этических стандартов и ответственного использовании ИИ как вспомогательного инструмента, но не основы материала. Только так можно обеспечить качественное информирование общества в эпоху цифровых технологий.


Фото на обложке: freepik.com