Ещё десять лет назад разговоры с коллегами об использовании искусственного интеллекта в журналистской сфере были чем-то вроде очередной темы для вечерних посиделок. Но сейчас же ИИ начал не только входить в нашу жизнь и конкретно в журналистику, но и менять её. И дальше – больше. Что ж, давайте разбираться и заодно рассуждать: какой же он, журналист эпохи ИИ?
В 2023 году Российская ассоциация электронных коммуникаций выпустила интересный доклад с практиками российского медиабизнеса с использованием искусственного интеллекта. В результате исследования выяснилось, что ИИ пользуются (неожиданно!) крупные игроки российского медиарынка: «Интерфакс», РИА «Новости», РБК, Sports.Ru и другие. Генерация новостных заметок, иллюстраций и другие возможности доступны и игрокам поменьше, и «на местах» уже начинают пробовать ИИ на вкус.
Борис Чесноков, заместитель директора медиахолдинга «Каскад» по новым медиа:
Начнем с того, что мы уже не первый год используем ИИ в своей редакционной работе. Примерно 15% всех иллюстраций на наших digital-площадках создаются нейросетью. Потому что, если нет подходящей публикации в редакционном фотобанке, проще, быстрее и дешевле, чтоб ее нарисовала нейросеть, чем покупать где-то на фотостоках.
Мы экспериментируем и с генерацией контента. Примерно год назад у нас была серия материалов, созданной ИИ. Сначала мы спросили нейросеть, как бы она нарисовала города Калининградской области, если бы они были людьми. Вышло круто. Получили хорошие просмотры и виральный охват. Потом попросили нарисовать нейросеть местных политиков, если бы они были автомобилями. Снова – успех.
Также среди сотрудников медиаотрасли был проведён опрос о применении ИИ в журналистской сфере, и более 90% респондентов ответило, что технологии искусственного интеллекта в современной российской сфере медиа и коммуникаций – это про возможности.
Максимилиан Алфимов, Sports.ru:
Искусственный интеллект – это просто удобно! ИИ помогает в написании простейших коротких текстов для соцсетей и сайтов. Но его все равно нужно корректировать, каким бы точным и правильным ни был запрос. Поэтому для журналистов ИИ – очередной инструмент для помощи, который, уверен, можно использовать для того, чтобы становиться лучше, ускорять и даже облегчать собственную работу.
Но есть и те, кто не разделяет яркий оптимизм по поводу новых технологий, ведь использование ИИ влечёт за собой большие риски, и не только репутационные. Предвзятость, необъективность (не забываем про то, что можно «скормить» ИИ во время его обучения), нарушение конфиденциальности и банальные ошибки – всё это идёт рука об руку при работе с ИИ.
Борис Чесноков, заместитель директора медиахолдинга «Каскад» по новым медиа:
В редакции так или иначе нужен человек, который будет перепроверять фактуру сгенерированного материала, так как ИИ «пылесосит» всё подряд и не разбирается в надежности источников. Но даже если, допустим, давать задание парсить информацию из определённых источников, есть риск их подмены и информационных диверсий. Так что живой человек в любом случае нужен. Нужно не только объяснить ИИ редакционную политику, но и воспитать редакторское чутьё, то, что обычно называют “на кончиках пальцев”.
Очевидно, что место человека в конструкции «ИИ создаёт контент – пользователь его потребляет» находится ровно посередине в лице сотрудника редакции. Уже сейчас появляются курсы по работе с ИИ в журналистской сфере: копирайтеры становятся нейрокопирайтерами, дизайнеры (или копирайтеры?) – промпт-дизайнерами и так далее. А на журфаке СПбГУ открывается магистерская программа «Искусственный интеллект в журналистике и медиакоммуникациях». Образование адаптируется под вызовы (и запросы), адаптируются и люди, приобретая новые компетенции. Но в чём заключается ключевая задача человека в конструкции «ИИ-конечный пользователь»?
Иван Власов, директор по рекламе медаихолдинга «Западная Пресса»:
Журналист в эпоху искусственного интеллекта – это тот человек, который понимает про смыслы. Это то, чего, на мой взгляд, не может сделать машина. Ведь любая информация, которую генерирует журналист, должна нести в себе определенный набор смысловых характеристик, знаний, понятий. И какое в том или ином сообщении смысловое ядро должен закладывать сам журналист. Искусственный интеллект лишь помощник и инструмент и, на самом деле, такой же, как мраморная табличка в Древнем Риме или смартфон сейчас.
Анастасия Попкова, райтер:
Журналистика не исчезнет, как не исчезнут и те, кто ее создает. Как не исчезнут и читатели. Изменится многое, вполне возможно, что нейросети научатся делать большую часть журналистской работы, вполне возможно, что большая часть не самых талантливых представителей профессии исчезнет из нее, но почему-то есть уверенность, что лучшие останутся. Те, кто обладает острым умом, способностью хвататься за суть, играть словами так, чтобы трогать умы и сердца. Они и есть журналисты будущего. Как и все настоящее, а не синтезированное, они будут проходить сложный путь, мириться, а может, получать удовольствие от того, что какая-то часть работы перейдет к искусственному интеллекту, но никуда они не денутся. И чернила с перьями, и старенькие «Ундервуды», хочется верить, тоже.
Точно можно сказать, что в профессиональной среде к двум извечным спорам «Заменят ли соцсети бумажные СМИ» и «YouTube vs телевидение» добавился новый – «Сменит ли AI журналиста?». Очевидно, что перспективы использовать искусственный интеллект в медиасфере имеют хоть и лёгкий туман, но далеко виднеющийся горизонт. А коллегам лишь хочется сказать: нужно уметь адаптироваться к реальности, в том числе к новой реальности, и использовать искусственный интеллект как инструмент. Ведь будущее уже наступило.
Фото на обложке: freepik.com