Десять неочевидных книг для медиаэнтузиастов

Полки с профессиональной литературой для журналистов и медиаспециалистов не устают пополняться новыми книгами, но сказать сходу о том, что хотелось бы прочесть, получается не всегда. В нашей подборке — малоизвестные, а местами и редкие книги, которые займут видное место в библиотеке журналиста.

  1. «Как стать хорошим лучшим редактором глянца», Анастасия Соколова

Книга написана в 2019 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. Все потому, что в ней собраны фундаментальные советы от профессионала — Анастасия Соколова в разные годы работала главным редактором Bravo, заместителем главного редактора Glamour, главным редактором Conde Nast Creative Studio, а с 2014 — шеф-редактором VOGUE. Даже если у вас есть опыт, не спешите списывать книгу со счетов: автор разбирает текстовые ситуации на конкретных и очень профессиональных примерах. Книга поможет, когда есть трудности в формулировке проблемы, выбора угла подачи темы. Подробно написано, как работать в разных жанрах: новость, статья, фичер, интервью. В конце приведен словарь журналистских терминов и рекомендуемая литература. В печатном варианте книгу едва ли удастся найти, зато в электронном — без проблем.

  1. «Формула грез», Катя Колпинец

Катя Колпинец — культуролог, преподаватель школы культурологии НИУ ВШЭ, занимается исследованиями новых медиа и celebrity studies. В 2022 году Колпинец написала первую в России книгу, в которой проведен глубокий анализ влияния социальных сетей и честно написано об их изнанке. Книга разрушает миф о красивой блогерской жизни, показывая, что на самом деле стоит за выверенными фото и «жизнью мечты». Кадр, снятый с сотого дубля, преподносится аудитории как «случайный», и последствия у этого гораздо более серьезные, чем можно себе представить. «Формула грез» — захватывающий и ужасающий рассказ о том, как соцсети сначала искажают представление о реальности, а потом калечат моральное и физическое здоровье людей. 

  1. «Король репортажа. Публикации В. А. Гиляровского в газетах и журналах конца XIX», К. К. Чуканов

«Раньше прочих успевал он напечатать репортажи о пожарах, катастрофах и стихийных бедствиях, и всё же его репутацию формировала не только журналистская оперативность. Он позволял себе то, на что не отваживались коллеги: детально изучал быт и нравы обитателей городских трущоб, преступников, бродяг». В книге собраны публикации В. А. Гиляровского, которые были напечатаны в 1881-1899 годах в таких изданиях, как «Русские ведомости», «Московский листок», «Русская газета» и других. Книга ценна не только редкими материалами, неизвестными современному читателю, но и историческим контекстом — живыми описаниями происходящих событий того времени. 

  1. «Фрэнк Синатра простудился и другие истории», Гэй Тализ 

В 1965 году у журналиста и писателя Гэя Тализа заказали очерк про Фрэнка Синатру. Однако дела пошли не по плану: Синатра простудился и отменил все интервью. Тогда Тализ решил пойти по другому пути: в течение нескольких месяцев он беседовал с окружением знаменитого певца — друзьями, родственниками, детьми, бывшими женами, фанатами и многими другими. В результате в Esquire был опубликован очерк, ставший легендарным — его название вынесено в заглавие этого сборника.

  1. «Итак, вас публично опозорили. Как незнакомцы из социальных сетей превращаются в палачей», Джон Ронсон   

Легко, комично, захватывающе и поучительно. Книга Джона Ронсона — это сборник историй о том, как один пост в социальных сетях способен изменить жизнь человека. Что делать, если вы стали объектом травли в интернете и как не стать тем, кто принимает участие в травле другого пользователя — эта книга о реальности социальных сетей. 

  1. «Технология новостей», Интерфакс

Крупнейшее информационное агентство издало книгу об уникальности своих новостей — как они создаются и проверяются, как работают репортеры редакции. Пособие содержит подробный анализ структуры базового журналистского жанра, обзор правового поля, в котором действуют журналисты, а также объяснение специфики подготовки и написания материалов.

  1. «10 заповедей коммуникационной войны», Дмитрий Солопов, Каролина Гладкова

Авторы разбирают конкретный опыт — серьезные социально-политические ситуации, в которых оказывались замешаны власти и публичные личности. Что такое коммуникационная война, как выглядели схватки известных и влиятельных людей с властью; где были предприняты грамотные шаги, а где, напротив, допущены просчеты — книга представляет собой, с одной стороны, профессиональное руководство в медиаполе, с другой, — обзор и анализ новейшей истории. 

  1. «Историческая память в социальных медиа», С. В. Тихонов, Д. С. Артамонов

Самая научная книга из всей подборки — монография, в которой осуществлен анализ способов конструирования образов Прошлого в социальных медиа. «Авторы избрали предметом своего исследования компьютерные игры, интернет-мемы, селфи, фейки, блогосферу, wiki-проекты, считая, что в цифровую эпоху они стали инструментами репрезентации коллективно разделяемых представлений о прошлом». Богатый исторический контекст и глубокий анализ — эта книга может быть полезна для научных работ. 

  1. «Знать слишком много», Энн М. Блэр

Мы часто слышим об информационном перенасыщении, но редко задумываемся о том, что это явление характерно не только для нашей эпохи: Энн Блэр пишет, что в Европе еще в середине XV века ученые жаловались на переизбыток книг. Профессор исследует средства, которые придумывал европейский ученый мир на исходе Средневековья, чтобы справиться со шквалом текстов. Глубокое погружение в историю и серьезный анализ, в котором прослеживается преемственность прошлого и настоящего. 

  1. «Большая книга о соцсетях», М. Ильяхов, Р. Скрябин

На этот раз больше, чем просто про текст! Автор бестселлера «Пиши, сокращай» совместно с Родионом Скрябиным сделали профессиональный гайд по соцсетям: книга поможет разобраться, как привлекать аудиторию — создавать доверие и повышать продажи. Книга разделена на три части: стратегия, производство [контента], продвижение, эффективность и окупаемость.


Фото на обложке: freepik.com