ЮНЕСКО впервые не смогла принять доклад о безнаказанности преступлений против журналистов – подписываться под ним не стала и Россия. После публикации документа осенью 2024-го организация столкнулась с обвинениями со стороны МИД РФ. Представители России упрекнули ЮНЕСКО в политической ангажированности, предвзятости и лицемерном подходе к сбору данных за 2022-2023 годы. Основная претензия – «отсутствие каких-либо упоминаний об убийствах российских журналистов». На каких критериях основан доклад и почему у представителей международной организации могли возникнуть сомнения в достоверности предоставленных Россией сведений, разбирается «Лениздат.ру».
Апогей для МИДа
Доклад о безнаказанности преступлений против журналистов публикуется каждые два года – в 2024-м его составляла гендиректор ЮНЕСКО Одри Азуле. Проект документа рассматривал Межправительственный совет Международной программы развития коммуникации (МПРК) 21-22 ноября в Париже.
Однако чуть больше чем за неделю до этого, 13 ноября, в ходе брифинга с возмущением о докладе высказалась официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, а следом и Союз журналистов России. После этого журналистские профсоюзы выпустили открытое письмо с требованием пересмотреть проект ЮНЕСКО. По состоянию на конец года, обращение за подписью председателя СЖР Владимира Соловьева и подписью главы СЖ Москвы Павла Гусева поддержали 103 издания.
Основной причиной возмущений МИДа и СЖР стало отсутствие информации об убийствах российских журналистов за 2022-2023 годы в докладе гендиректора ЮНЕСКО.
«Тут не то, что совести нет, в данном случае речь идет уже об интеллекте…Секретариат ЮНЕСКО демонстративно проигнорировал официально переданные российской стороной достоверные сведения о расправах над отечественными журналистами», – заявила Мария Захарова на брифинге 13 ноября.
Три месяца спустя возмущений с российской стороны меньше не стало – 13 января 2025 года Мария Захарова в очередной раз вспомнила доклад Одре Азуле в поздравлении, подготовленном ко Дню печати, а также в комментарии о гибели корреспондента «Известий» Александра Мартемьянова. Тогда же Захарова заявила, что документ изобилует «политическими искажениями и статистическими манипуляциями», а также является «апогеем политически ангажированной линии со стороны многосторонних институтов».
О чём речь?
Доклад ЮНЕСКО о безнаказанности преступлений против журналистов, помимо прочего, строится на данных, которые постпреды стран присылают в ответ на запрос гендиректора организации. Большая часть из них хранится в открытой электронной библиотеке ЮНЕСКО – там можно найти и все ответы России за последние 10 лет.
За предоставление международной организации данных со стороны России в 2024 году отвечал постпред Ринат Аляутдинов. Судя по документу, который он направил ЮНЕСКО, Россия рассчитывала, что в докладе Одри Азуле появятся имена погибших в 2022-м году Дарьи Платоновой (настоящая фамилия – Дугина) и Олега Клокова, а также убитых в 2023-м Владлена Татарского (настоящее имя – Максим Фомин), Ростислава Журавлёва и Бориса Максудова.
Помимо того, впервые в 2024 году в ответе России появилась просьба скорректировать данные в карточках пяти журналистов, погибших на территории Украины еще в 2014-м. Данные о преступлениях против российских журналистов Андрея Миронова, Антона Волошина, Игоря Корнелюка, Анатолия Кляна и Андрея Стенина с 2016 года фигурировали в ответах Украины, которая также вела расследование их убийств. Судя по всему, благодаря этим данным кейсы Миронова, Волошина, Корнелюка, Кляна и Стенина и начали упоминаться в докладах ЮНЕСКО с 2016-го. Однако до прошлого года Россия не публиковала в своих открытых письмах к ЮНЕСКО никаких возражений. «Лениздату» пока не удалось узнать, объясняется ли это отсутствием возражений на протяжении почти восьми лет или тем, что просьбы о корректировке направлялись до сих пор в непубличном режиме.
Что не так с данными российской стороны?
Прежде всего, грубые опечатки. Так, например, в сведениях об убийстве Бориса Максудова прямо напротив его фамилии указано, что он Олег Клоков, а место убийства Максудова обозначено как «город Такман Запорожской области». Однако такого населенного пункта на этой территории, как выяснил «Лениздат.ру», не существует. Вероятно, дважды промахнувшиеся по клавишам составители документа имели в виду город Токмак – этот же топоним фигурировал в новостях об убийстве Максудова.
К спорным можно отнести российские требования уточнить информацию о преступлениях против журналистов, погибших в 2014-м. Так, со ссылкой на Следственный комитет России (СКР), г-н Аляутдинов просит ЮНЕСКО указать, что в убийстве Андрея Миронова был замешан бывший замкомандира взвода добровольческого батальона Национальной гвардии Украины Виталий Маркив. Одновременно с этим известно, что Миланский апелляционный суд оправдал Маркива ещё в 2020 году.
В России Маркиву заочно предъявили обвинение по части 2 статьи 105 УК РФ (убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору общеопасным способом по мотивам политической, идеологической, национальной ненависти или вражды) и арестовали в декабре 2020 года. До суда его дело еще не дошло.
Также российское следствие настаивало на причастности бывшей летчицы ВСУ Надежды Савченко к убийству журналистов Антона Волошина и Игоря Корнелюка. Однако с позицией СКР и судьями в свое время были не согласны не только адвокаты Савченко, но и правозащитные организации. По их мнению, у украинки было алиби.
В целом, в ответе России в 2024 году информация об убийствах журналистов дана весьма скудная, по сравнению с ответами в предыдущие годы, в которых только одному кейсу могла уделяться целая страница вместо маленького столбика в таблице.
Вместе с этим в некоторых кейсах не ясно вовсе, какую информацию российская сторона просит уточнить в докладе и добавить в профайлы журналистов на сайте ЮНЕСКО. Например, в случае Анатолия Кляна и Андрея Стенина в ответе России указано: «Уголовное дело находится на стадии служебного расследования, принимаются меры по установлению виновных».
Что ещё вызывает вопросы?
В ходе брифинга 13 ноября Мария Захарова сказала, что в докладе Одри Азуле всё же упомянут один погибший в 2023 году журналист – корреспондент РИА «Новости» Ростислав Журавлёв. Однако, по словам официального представителя МИД РФ, в документе его имя занесено в «украинский раздел документа».
«Лениздат.ру» изучил проект доклада гендиректора ЮНЕСКО, который находится в открытом доступе, и обнаружил имя Ростислава Журавлёва на 104-й и 117-й страницах документа. В сводной таблице (где представлены собранные ЮНЕСКО кейсы журналистов, погибших с января 2006-го по октябрь 2023-го) имя корреспондента РИА «Новости» находится на 1379 месте среди других журналистов, погибших, как считает ЮНЕСКО, на территории Украины. В графе «Nationality», как и в случае с другими погибшими россиянами, напротив имени Журавлёва указано «Russian», а рубрикация в самой таблице отсутствует – она сформирована в алфавитном порядке по странам, где были убиты журналисты.
Также никакого «украинского раздела» редакция «Лениздата» не нашла во второй таблице с именами журналистов, которые погибли в 2023 году и убийство которых осуждено г-жой Азуле. Этот список формировался по дате смерти – убитый 22 июля Ростислав Журавлёв числится в нём под 28 номером. Здесь также указано Nationality – Russian, Country in which killed – Ukraine. Наконец, в заявлении г-жи Азуле в связи с гибелью Журавлева он назван корреспондентом РИА «Новости».
Кроме того, в докладе Одри Азуле в числе погибших в последние годы журналистов упомянута Оксана Баулина – россиянка, корреспондент The Insider*, попавшая под обстрел в 2022 году в ходе выполнения редакционного задания. Однако ни в 2022-м, ни в 2024-м российский МИД на гибель Баулиной не отреагировал, и Россия не стала возбуждать дело по факту убийства журналистки.
В то же время «Лениздат» не смог найти детальной информации о том, почему ЮНЕСКО не включила в доклад кейсы Дарьи Дугиной, Олега Клокова, Максима Фомина и Бориса Максудова, почему из заявленных Россией имен Одре Азуле включила в документ лишь имя Ростислава Журавлёва, на основе каких данных гендиректор ЮНЕСКО принимает решение осуждать или не осуждать убийство журналиста. Получить эту информацию редакция надеется в ответе на запрос, направленный в ЮНЕСКО на имя Одре Азуле.
Кроме того, «Лениздат» отправил запрос на имя официального представителя МИД РФ Марии Захаровой и постоянного представителя России при ЮНЕСКО Рината Аляутдинова. Редакция продолжает следить за развитием ситуации.
*Издание признано Минюстом РФ иностранным агентом
Источник: Лениздат