Елена Вартанова: Главным преимуществом отечественной журналистики всегда было уважение к своим читателям, зрителям, слушателям

В преддверии 270-летия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова ЖУРНАЛИСТ поговорил с деканом факультета журналистики МГУ о новых тенденциях в журналистике и образовательных программах факультета, подготовке к юбилейной дате и роли «цифры» в нашей жизни. Символично текст интервью публикуем на сайте уже после торжества юбилея.

– Елена Леонидовна, какие основные тенденции развития журналистики и медиа в России и мире Вы бы отметили?
– На мой взгляд, в настоящее время в отечественной медиасистеме сохраняются тенденции, наметившиеся в 2020 году, когда мы столкнулись с пандемией COVID-19, и в 2022 году, когда началась специальная военная операция. Уход мировых брендов, с одной стороны, вызвал падение рекламного рынка, экономические последствия которого ощутили на себе российские медиа, а с другой – высвободил ниши, которые ранее были заняты зарубежными производителями. В этом году произошел решительный поворот к созданию национального контента и материалов на русском языке в различных сегментах медиабизнеса. Так, радикально изменился рынок журналов, число глянцевых изданий уменьшилось, но сейчас они все российские. Мне представляется, что те немногие журналы, которые остаются, в том числе и в женском сегменте глянца, начинают возрождать интерес женщин не только к моде и потреблению, но и к культурному досугу и образу жизни, в котором важны духовные и моральные ценности. Важно отметить рост производства художественных фильмов и сериалов, которые демонстрируют интерес к отечественной истории и культуре, к реалиям нашей жизни. Знаковым явлением становится развитие стриминговых сервисов, особенно на фоне активного производства отечественных сериалов на русском языке. И тут нельзя не отметить вклад Института развития интернета (ИРИ), который разрабатывает просветительские инициативы для цифровой среды и совместно с производственными компаниями инвестирует в ориентированные на различные целевые аудитории проекты в области документального кино.

В наших исследованиях всё чаще возникает понятие «реверсивная парадигма» – возвращение к прошлому на основе его переосмысления и справедливой его оценки. Мы вновь гордимся своей родиной, историей и культурой. Важный вклад в гармонизацию нашего общего информационного пространства вносят коллеги-журналисты в новых регионах, в том числе воссоздавая и развивая журналистское образование. Например, Донецк может похвастаться высоким уровнем подготовки будущих журналистов благодаря мощной кафедре журналистики, созданной на филологическом факультете Донецкого государственного университета. Одним из лучших специалистов является Наталья Москаленко, которая не только разрабатывает новые форматы журналистской работы, но и проводит исследования медипотребления среди донецких студентов. А на прошедшей недавно конференции Национальной ассоциации массмедиаисследователей (НАММИ) специальным призом было отмечено учебное пособие Александра Малькевича «Настоящая российская журналистика для новых регионов», изданное в 2024 году.
Несмотря на большое количество факультетов, отделений и кафедр журналистики, потребность в кадрах в различных регионах России все еще остается актуальным вопросом. Существует явный дефицит специалистов, способных работать в новых сегментах медиаиндустрии, которые появляются в процессе цифровизации. Цифровизация становится глобальной тенденцией, связывающей страны по всему миру, и журналисты в современных условиях должны обладать новыми навыками для адекватного реагирования на вызовы времени. Это меняет подходы к работе журналиста, к редакционным процессам, трансформирует процессы создания и распространения контента.

С изменением архитектуры медиасистемы встает вопрос о будущем печатных СМИ. Современный читатель ищет не только традиционную печатную продукцию, он проявляет интерес к цифровым версиям новостей в соцсетях, мультимедийным историям на сайтах. Он хочет получать информацию в разных форматах из различных источников. Статистика показывает, что аудитория не уходит из серьезных изданий, таких как «Ведомости» и «Аргументы и факты». Безусловно, таких тиражей на бумаге, как 50 лет назад, когда наши газеты ставили общемировые рекорды, не будет. Тем не менее пресса выжила и адаптировалась к существующим реалиям, доказав свою ценность как формат и способ организации общественно значимого содержания. Повествовательный стиль, характерный для газет и журналов, по-прежнему востребован, поскольку читателям нужны как короткие новости, так и более глубокие аналитические, и развлекательные материалы.

В этой новой архитектуре уменьшается конкуренция между традиционными СМИ. И происходит это по ряду причин. Все больше средств массовой информации начинают осознавать свою социальную миссию и перестают рассматривать себя лишь как инструмент для зарабатывания денег для владельцев и главных редакторов. Возвращаются прежние подходы, когда журналисты начинают переживать за то, что происходит в стране. Они не просто фиксируют негативные события, но стремятся их осмыслить и предложить выход из проблемы, представив его образно и художественно. Патриотическая тональность журналистики делает ее более востребованной, вызывает доверие аудитории.

Сегодня на рынок медиа активно выходят цифровые платформы, которые ранее представляли собой такие сегменты экономики, как телекоммуникации и IT-сектор. Развивая свои медийные проекты, они постепенно вытесняют, а точнее интегрируют традиционное телевидение и печатные издания в свои экосистемы. Экономически мощные, имеющие огромные аудитории, в первую очередь молодежь, которая активно покупает и производит контент в интернете, цифровые платформы стремятся к доминированию в медиасистеме. Это новое господство становится основным вызовом для медиа по всей планете. Для большинства россиян сегодня посмотреть новости – это открыть «Яндекс» или аккаунты в Telegram или «ВКонтакте». По данным исследовательской компании Mediascope, Telegram каждый год прибавляет аудиторию, так, с 2022 по 2023 год среднесуточный охват его пользователей увеличился более чем в два раза. Он становится не просто средой для общения, но и площадкой, где люди могут читать контент как от традиционных медийных брендов, так и от независимых блогеров, смотреть фильмы и обмениваться мнениями. Среда СМИ становится экосистемой. Технологическая революция изменила ландшафт информационного пространства. Всё стало цифровым, и контент теперь доступен независимо от устройства, с которого его потребляют. Больше не имеет значения, какой у вас гаджет, – важно только содержание.

Одной из ключевых тенденций в развитии медиа является внедрение технологий искусственного интеллекта и обработки больших данных. Фактически искусственный интеллект и большие данные представляют собой серьезную угрозу традиционной рекламной бизнес-модели, которая и так переживает трудные времена, уже менее эффективна и, кажется, не имеет будущего. Успех рекламных стратегий, достижение высоких результатов во многом зависят от работы с пользователями и пониманием их потребностей. Рекламодателям привлекательнее размещение на цифровых платформах, которые располагают исчерпывающей информацией о предпочтениях потребителя – какие страницы посещает, что покупает или не покупает. Но алгоритмические системы не просто пассивно обрабатывают информацию, они активно формируют контент, с которым мы взаимодействуем. Эти системы используют данные о поведении пользователей, чтобы адаптировать контент под их предпочтения, что иногда приводит к усилению информационных пузырей и распространению дезинформации, фейков. Важно также отметить, что искусственный интеллект сегодня не может заменить аналитические и креативные мыслительные процессы человека. Он пока еще пишущая, только уже продвинутая, машинка в руках журналиста, с огромным набором функций.

Вы не считаете искусственный интеллект проблемой для журналистики?
– На данный момент мы воспринимаем искусственный интеллект скорее как преимущество. Мы смотрим в будущее и видим потенциал его положительного влияния: сокращение времени на расшифровку и перевод текстов, обработку иллюстраций. Сотрудничество человека с искусственным интеллектом способно открыть новые возможности в журналистике, если подходить к этому осознанно. Профессионалу важно при этом сохранить свой уникальный стиль письма и креативный образ мышления. Возможности искусственного интеллекта, нейросетей и специализированных алгоритмов еще не столь сильны, чтобы полностью подчинить человека, хотя я считаю, что журналистика уже утратила свой эксклюзивный статус монополиста создания новостей и реализации креативного потенциала.

В последние десятилетия роль журналиста претерпела значительные изменения. Ранее мы акцентировали внимание на том, что журналист должен быть менеджером, умеющим эффективно управлять своим временем, рабочим пространством и задачами, особенно если он не состоит в штате какой-либо редакции. Это умение оставаться организованным и продуктивным было важным для успешной карьеры в журналистике. Сегодня журналисту необходимо освоить как традиционные навыки управления, так и современные технологии. В этой новой реальности использование искусственного интеллекта становится не просто опцией, а неотъемлемой частью работы. На первый план выходит необходимость понимания и использования технологий. Современный журналист становится своего рода промт-продюсером. Это значит, что он не только создает контент, но и формулирует задачи для искусственного интеллекта, будь то генерация текста, анализ данных или автоматизированное редактирование. Он должен уметь четко задавать вопросы и формулировать запросы, чтобы получить максимально полезные и точные результаты.

Главный редактор журнала ЖУРНАЛИСТ Любовь Петрова и декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова

— Вы уже коснулись темы социальной журналистики. Это направление особенно активно развивается в последнее время. На Ваш взгляд, с чем это связано и каково будущее социальной журналистики?
Мне кажется, сам термин «социальная журналистика» еще требует адаптации. Мы всегда говорили об «общественно-политической журналистике». Менее понятным представляется термин «общественная журналистика». На мой взгляд, правильнее говорить именно об общественно-политической журналистике, охватывающей темы, связанные и с социальными аспектами жизни человека.

Спектр тем социальной журналистики должен быть максимально широким – охватывать как работу государственных органов власти, так и функционирование всех ее ветвей. Важно, чтобы рассматривались проблемы, касающиеся непосредственно жизни каждого человека, такие как пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, вопросы местного самоуправления и муниципального управления, преодоление социальных неравенств, которые все еще сохраняются в нашем обществе. Границы этих тем не всегда можно определить четко. Например, проблемы спорта включают в себя вопросы социальной структуры: без развитой инфраструктуры, такой как стадионы и спортивные школы, трудно говорить о высоких достижениях на национальном или международном уровне.

Я считаю, что мы должны журналистику называть общественно-политической, имея в виду, что внутренняя политика всегда освещается через призму её влияния на общество, на людей. В нашей журналистике всегда проявлялось большое сострадание и сочувствие к простому человеку. Именно поэтому вся наша журналистика должна иметь социальную направленность, поддерживая каждого из нас, вне зависимости от возраста, места жительства, уровня доходов и культурных интересов.

— Мы много уже говорили о цифровых платформах и искусственном интеллекте. Изменились ли на факультете образовательные программы, появились ли новые направления? Планируете ли вводить ещё какие-то новые специальности?
— Первого сентября 2024 года мы открыли магистерскую программу «Искусственный интеллект в медиакоммуникациях и журналистике». Эта программа предлагает нашим студентам как теоретический концепт новой информационно-коммуникационной среды, в которой искусственный интеллект начинает обретать субъектность и играть значимую роль, так и новые практические подходы. Более того, мы пригласили компанию «Яндекс» стать нашим индустриальным партнером, и теперь у нас есть преподаватели из отечественного IT-гиганта и определенные методические наработки, которые помогают повышать технический уровень студентов.

Очень много делаем для того, чтобы студенты осваивали навыки использования цифровых технологий и в создании журналистского текста, и в защите своих прав и интересов в быстро меняющемся медиапространстве. Приобретенные компетенции позволяют им быть конкурентоспособными и уверенными в своих силах на рынке труда. В нескольких курсах уже введён модуль по цифровой информационной безопасности. Наши преподаватели, обладающие значительным опытом, рассказывают о принципах безопасного поведения в социальных сетях, грамотного взаимодействии с незнакомыми пользователями и эффективными способами реагирования на различные угрозы, такими как псевдозвонки от банков и другие мошеннические действия.

Четыре года назад было открыто новое направление – «Медиакоммуникации» – по подготовке молодых специалистов в цифровой сфере, в области создания контента, включая видеопродукты. Студенты вместе с преподавателем создают цифровые проекты, учатся практическому конструированию и анализу. Считаем, что наши выпускники будут неплохим подспорьем современным работодателям, желающим получить хороших SMM-щиков, видеографов, авторов цифровых текстов.

Мы понимаем и необходимость поиска новых ниш на рынке. На данный момент ключевой задачей является активное взаимодействие с профессиональной средой. Нам необходимо знать, что именно нужно делать сегодня, чтобы наши студенты были востребованы на рынке. Мы знакомим их с литературой, основными лексическими и синтаксическими средствами языка, исследованиями в области журналистики, так как главная наша цель – научить их создавать качественные тексты, с тем чтобы продемонстрировать работодателям свои способности.

Взаимодействие с рынком труда – важное направление, так как оно определяет, какие цифровые компетенции актуальны, дает возможность корректировать наши образовательные программы в соответствии с потребностями индустрии. Для этого мы создали творческие мастерские, которые позволяют студентам работать над реальными проектами вместе с профессионалами. Каждый год запускаем 10–12 творческих мастерских, сотрудничаем как с известными медийными брендами, так и с авторитетными профессионалами. Считаем это своим ноу-хау.

Недавно открыли творческую мастерскую в рамках АНО «Диалог» – центра мониторинга и аналитики обратной связи с жителями различных регионов России. Эта компания, занимающаяся серьезной аналитикой и активно развивающаяся как крупный работодатель, сейчас насчитывает несколько тысяч сотрудников.

Мне кажется, трудно подводить системные итоги в данной сфере. Нужно каждый год оценивать быстро меняющуюся информационную среду и учитывать современные запросы. Сейчас очень важная история – создание цифрового контента для креативных индустрий. И наши преподаватели уже ведут несколько интересных проектов по разработке цифровых игр.

— Где хотят работать выпускники факультета? Интересует ли их работа в редакциях печатных изданий?
— Редакционная жизнь, классическая газета, да ещё ежедневная, где жёсткие дедлайны, не всегда привлекает студентов. Мы и сами понимаем, что не каждый журналист готов работать в печатных изданиях – это требует высокого мастерства. Но те, кто любят классическую журналистику, у кого есть стремление и талант писать, находят свои редакции. Студентов на факультете много, и мы сознательно диверсифицируем учебный план, создаем программы по искусственному интеллекту, чтобы предоставить всем категориям учащихся возможность использовать свой потенциал.
Современная журналистика стремительно уходит в цифровое пространство, но печатные издания продолжают существовать, и им тоже нужны квалифицированные профессионалы. Найти на практике конвергентного журналиста, способного одновременно писать, снимать, записывать звук и монтировать видео, не так уж просто. И я думаю, что если классической газете не нужны такие специалисты, то ей стоит задуматься, насколько она современна, поскольку без сайта, социальных сетей и мультимедийных продуктов издание быстро теряет конкурентоспособность.

— Ваши эксперты, которые проводят аудит печатных изданий в проекте «Золотой фонд прессы», могут подтвердить, что таких изданий уже нет, несмотря на то что не так давно многие газеты не имели даже собственных сайтов. Сейчас все понимают: без цифрового присутствия теряется не только жизнеспособность, но и будущее самой газеты.
— Я думаю, что было бы весьма полезно готовить специалистов, обладающих высоким уровнем технологических компетенций и при этом умеющих ценить традиционные форматы печатной прессы. Но движение в сторону цифровых медиа неизбежно, и причина этого не только в желании и стремлении отдельных газет или журналистов, но и в стремлениях самой аудитории. Современные читатели, зрители и слушатели все больше ориентируются на цифровые форматы, и это необходимо учитывать. Главным преимуществом отечественной журналистики всегда было уважение к своим читателям, зрителям, слушателям.

— Какой вы видите журналистику будущего? Какие изменения неизбежны? Что остается неизменным?
— Что касается будущего журналистики, я полагаю, что в смысловом и культурно-ценностном наполнении наша журналистика сегодня не уступает журналистике XIX века и периода Серебряного века или времен Великой Отечественной войны и 1960-х годов, когда литература и публицистика переживали свой расцвет. Безусловно, она меняется, адаптируется к новым условиям и вызовам, но не теряет своего содержания и ценностных ориентиров. И важно формировать у молодежи уважительное отношение к тексту и слову.

В советское время мы были сосредоточены на печатной прессе. В первые годы постсоветского периода стремительно «рванули» в так называемый «свободный рынок» телевидения и радио. А в нулевые мы начали активно интегрироваться в цифровую среду. Но в какой-то момент остановились и задумались: действительно ли мы хотим отказаться от печатных художественных и периодических изданий и от высказанной на хорошем русском языке глубокой мысли? И поняли, что нет. Поэтому сейчас молодёжь стремится, на мой взгляд, сочетать «цифру» – с ее визуальностью, краткостью и динамичностью – с проникновенным словом, с его красотой, образностью и точностью, – всеми традиционными культурно-нравственными ценностями нашего общества.

— Приближается 270-летие МГУ. Как факультет готовится к юбилею?
— Такая знаменательная дата требует серьезного подхода. В 1755 году, в год основания Московского университета, Михаил Васильевич Ломоносов опубликовал свою статью «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». Ломоносов сформулировал семь принципов журналистской этики – главных принципов профессиональной работы журналиста. Важно отметить, что он также работал редактором научного журнала «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие», где зарабатывал значительно больше, чем в Академии наук.

Наша главная задача – вернуть Михаилу Васильевичу Ломоносову, создателю первого бессословного российского университета с преподаванием на русском языке, его заслуженное место у истоков отечественной теории журналистики, подчеркнуть его влияние на развитие публичных коммуникаций –между наукой, обществом и властью.

В канун юбилейной даты на факультете журналистики был создан информационный центр, посвященный подготовке празднования 270-летия МГУ. В рамках этого центра были запущены два интересных студенческих проекта. Первый – телеграм-канал «МГУ 270», где студенты и аспиранты делятся увлекательными историями из жизни университета – о его богатой истории, о факультетах и научных исследованиях, образовательных программах и культурной жизни. У нас уже почти пять тысяч подписчиков, и мы уверены, что создание этого канала имеет большое значение. Второй проект – газета «Журналист», в которой раз в месяц освещается деятельность одного из факультетов Московского университета. Студенты вместе с редактором посещают различные факультеты – а их у нас уже сорок – и записывают рассказы преподавателей и студентов.

Номера выходят в формате PDF, и их легко можно найти на нашем сайте. Я знаю, что многие факультеты распечатывают эти издания и раздают их своим сотрудникам и студентам.
Каждый месяц мы представляем новые проекты. Например, на территории факультета, перед памятником Ломоносову, можно увидеть стенды с фотографиями и краткими историческими справками о самых красивых местах старого кампуса МГУ. Это совместный проект с информационным центром.

Мы считаем важным именно здесь, в самом лучшем старинном дворике центра Москвы, где ежедневно проводят по 30 экскурсий, рассказать о нашем университете.

Недавно мы реализовали проект «Розы МГУ» в сотрудничестве с Ботаническим садом на Воробьевых горах – конкурс любительских фотографий с изображением прекрасных роз Ботанического сада и здания университета, снятых на мобильные телефоны. Поступило почти 500 фотографий, и к 270-летия МГУ эти работы будут размещены на третьем этаже нашего здания.


СПРАВКА: Елена Леонидовна Вартанова – советский и российский журналист, ученый и педагог, специалист в области проблем медиаэкономики, медиасистем стран Северной Европы, цифрового неравенства, информационного общества и теории коммуникаций. Доктор филологических наук, профессор, академик РАО, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова с 2007 года. Член совета при президенте по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, член Общественного совета при Минцифры России, член Президиума ВАК.