Цифровизация и кризис печатных СМИ в Швеции

Медиаиндустрия в Швеции переживает серьезные изменения: бюджетные сокращения, закрытие старейших газет и переход к цифровым форматам.

Как сообщает АЗЕРТАДЖ, известные издания вроде Aftonbladet могут прекратить выпуск бумажной версии из-за снижения прибыльности. Медиаконцерн Schibsted, владеющий такими крупными изданиями, как Aftonbladet и Svenska Dagbladet, объявил о необходимости сэкономить 520 миллионов крон (47,7 млн долларов) и сократить 350 сотрудников. Ранее шведское радио – Sveriges Radio уже столкнулось с подобными проблемами, уволив 180 человек в рамках антикризисных мер.

Все больше газет сокращают тиражи, перестают распространяться в сельской местности или полностью переходят в онлайн. В некоторых редакциях даже заменяют редакторов на искусственный интеллект, который пишет заголовки, предлагает темы, составляет фактические справки и даже редактирует статьи.

Однако профессор журналистики и политической коммуникации Йеспер Стрёмбэк из Гётеборгской школы журналистики считает, что роль ИИ пока трудно предсказать.

«Я не хочу строить догадки, но обычно мы переоцениваем изменения в краткосрочной перспективе и недооцениваем их в долгосрочной. Дискуссии будут сосредоточены не только на технологиях, но и на том, как люди к ним относятся. В конечном счете все сведется к экономике», – говорит он.

Хотя цифровизация делает новости доступнее, исследования показывают, что мобильное потребление информации ухудшает ее усвоение. Читатели чаще отвлекаются на уведомления и рекламу, из-за чего формируется поверхностное восприятие новостей. В то же время подписная модель остается нестабильной: если раньше люди подписывались на газеты на десятилетия, то цифровые подписчики легко отказываются от подписки, если контент их не устраивает.

Чтобы сохранить журналистику, многие шведские медиаструктуры начинают осваивать другие отрасли: занимаются недвижимостью, продают интернет-услуги или открывают онлайн-магазины. Однако даже такие меры не всегда спасают убыточные издания. В конце 2023 года медиагруппа NTM закрыла газету Folkbladet, выходившую с 1905 года, поскольку ее убытки угрожали финансовой стабильности всей компании.

По мнению экспертов, будущее шведской медиаиндустрии остается неопределенным. Читатели по-прежнему ценят независимую журналистику, но только треть из них готова за нее платить.


Источник: СППИ ГИПП