Юные эссеисты – финалисты международной литературной премии «Глаголица» выполнили творческое задание «Журналиста»

«Для доступа к текстам вам необходимо подтвердить статус «Человек». Найдите на картинке все велосипеды…». Именно так могла  бы начинаться подводка к материалам, посвящённым современной журналистике. Однако  мы за разумное внедрение искусственного интеллекта в работу корреспондентов, только так. Начинаем заново!

Кто он – журналист 21 века? Может быть, это робот? А может, это человек с множеством глаз и рук, который всё видит и всё успевает? Этими вопросами задались юные литераторы на семинарах Надежды Ажгихиной в рамках финала XI Международной независимой литературной премии «Глаголица».

 Два года назад  я уже принимал участие в работе семинара, вошел в тройку победителей. Мне было очень приятно вернуться вновь в Казань на финал премии. Изменилось  место учёбы, приехали другие люди, а любовь к слову осталось такой же сильной! И всё также приятно было обсуждать написанное нами самими, спорить и  узнавать друг друга. В такие моменты невольно чувствуешь себя частью редакции, в которой готовят к публикации новый  выпуск!

Продуктом нашей работы стало выполнение задания «ЖУРНАЛИСТа» подборка материалов «Журналист 21 века».

…А вы точно не робот? Подтвердить звание «человек» можно следующим образом… Найдите на картинке все велосипеды…

Ульяна Нагорнова

Пять основных правил

«Что вы тут своими корочками, бейджиками размахиваете? «Пресса», «Пресса»… Работать службам не мешайте!» – обязательно проворчит из толпы на месте происшествия какой-нибудь грубоватый гражданин. Ведь благодаря стараниям жёлтых и желтоватых СМИ , обилию фейков  и вообще информационному перенасыщению журналистам перестали верить. «Журналистишки там всякие» – слышно на каждом шагу, … Как быть, когда к нашей профессии стали относиться как к самой лживой, хотя она и только она может нести людям правду? Кто я – журналист XXI века? Что я должен держать в руках кроме «корочки», чтобы мне стали доверять? 

Во-первых, думаю, книгу – толстую и фундаментальную. Начитанность, образованность, любовь к слову – это абсолютные величины, которые помогут сделать ваш текст лучше и по содержанию,  по форме. Это настоящий клад золотых слов, выражений и идей. И ключ к этому кладу – искренняя любовь журналиста к чтению, будь то книги, публикации в других СМИ, научные работы – список можно продолжать бесконечно. 

Во-вторых, несомненно,  грамматический справочник. Конечно, можно быть очень грамотным человеком, но никто не застрахован от ошибки, а журналист не должен ошибаться. Тем более, грамотность стала настоящей «ахиллесовой пятой» в современном мире технологий. Тщательная выверенность материалов  должна помочь «радиации грамотности» распространиться как можно шире, «заразить» как можно больше людей. Чем правильнее слово СМИ, тем грамотнее читатели, слушатели. 

В-третьих, в наш век журналист должен идти рука об руку с искусственным интеллектом. В новейших реалиях технологии и инновации – одна из самых обсуждаемых тем. Быстрее найти в огромных дюнах нужные песчинки информации, проверить их кристальную чистоту и даже построить фундамент песчаных замков некоторых текстов помогут цифровые новшества. Ни в коем случае я не имею в виду замену журналистов искусственным интеллектом. Я считаю, что такого никогда не случится. Но дружба журналиста и искусственного интеллекта с каждым годом будет становиться всё крепче.

В-четвёртых, настоящий журналист XXI века гордо несёт флаг своей страны. Ведь наша профессия – писать о людях и для людей. Мы всегда ценим свою Родину, любим её, с честью и достоинством искренне желаем только лучшего для своих соотечественников. 

Ну и в-пятых, главное оружие, которое должно быть всегда с журналистом в наш век – это честность. Что бы ни говорили – мы всегда обязаны говорить и писать только правду, правду и ничего кроме правды. Этим мы изменим мир к лучшему, заставим людей думать о добре и совести, как это делали наши лучшие предшественники-коллеги.

Мир меняется и становится всё более сложным, но это не должно изменить нашу профессию в худшую сторону. Наоборот, это сделает наш труд ещё более интересным, ещё более любимым и нужным. И в XXI веке, и в далёком будущем.

Валерия Руденкова

Элементы. Ролики. Громкость

2018 год. Июль. Ирландия. Чемпионат мира по фигурному катанию на роликовых коньках. У нашей возрастной категории контрольная тренировка. Я была  последней и упала, выполняя сложный элемент. Все вокруг смеялись. Говорили, что я не смогу стать победителям,  что у меня очень сильные соперники. Единственные люди, которые верили в меня — родители и мой тренер, который сказал мне: «Не смотри на других, они могут ошибиться, а ты нет!»

Наступил решающий день  выступление. Откатала программу чисто. В Kiss&Cry мой тренер сказал, что я — большая молодец и для первого «проката» на чемпионате мира это просто шикарно. По итогу я выиграла чемпионат мира и доказала всем и в первую очередь себе, что могу всё, если захочу. 

Это было 6 лет назад,  я всё также обожаю фигурное катание и фигурное катание на роликах и хочу рассказывать об этом виде спорта всему миру. Моя мечта — это стать спортивным комментатором. Я ориентируюсь на Александра Викторовича Гришина,  комментатора фигурного катания на «Первом канале». Он не просто рассказывает о соревнованиях и выступлениях фигуристов, но  глубоко погружается в мир спорта, знает всех участников, их историю, достижения и технику. Его комментарии всегда содержательные, интересные и познавательные. Он умеет передать атмосферу соревнований и эмоции участников, заставляя зрителей переживать каждое выступление вместе с ним и со спортсменами на льду. 

Александр Викторович способен заметить даже маленькие детали и подчеркнуть их своим саркастическим и добродушным комментарием. Его умение поднимать настроение и делать соревнования более увлекательными делает его настоящим профессионалом своего дела.

Сам комментатор тоже имеет спортивную историю: в восемь лет начинал заниматься гимнастикой в  школе ЦСКА, после этого перешёл в команду по прыжкам воду. Но команда была расформирована, и значимых спортивных высот Александр Гришин не достиг, «но до сих пор в спорте для меня существуют только красно-синие цвета» — говорил он.

Какими качествами должен обладать спортивный комментатор XXI века? Он должен быть ярким и громким, как Дмитрий Губерниев, спортивный комментатор телеканала «Матч ТВ», или всё -таки спокойным и не столь эмоциональным, как Александр Гришин? 

Я больше придерживаюсь стиля Александра Викторовича, но иногда меня переполняют эмоции, и я становлюсь Дмитрием Викторовичем, комментирую дома родителям каждый гран-при по фигурному катанию. Комментатору XXI века стоит быть более сдержанным, но не становится совсем скучным и душным человеком, ведь тогда будет неинтересно смотреть. 

Совсем недавно  в г нашей школе журналистики  проходила онлайн  встреча с комментатором Вячеславом Хамидулиным. Он сказал, что  главное быстро разобраться в определенной теме, даже если раньше ты ничего о ней не слышал. И я абсолютно согласна , ведь в XXI веке у нас есть возможность быстро узнать про всё, что угодно. Если скажут, что завтра нужно поехать на соревнования по водному поло, то комментатор, ничего не знающий про этот вид спорта, за ночь должен найти столько информации, чтобы в зрители думали, что он всю свою жизнь потратил на то, чтобы разобраться в водном поло. 

Комментатору в XXI веке нужно уметь донести до слушателя необычную, новую и запоминающимся информацию, которую в интернете не найти. Теперь журналистам необязательно комментировать каждый элемент в фигурном катании, ведь сейчас в России пробуют новый формат: сразу во время проката в режиме реального времени писать элементы, которые выполняет спортсмен. Это значительно облегчает нам работу, но комментаторы вынуждены быстро соображать, что они могут сказать нового для аудитории, допустим, интересный факт из биографии спортсмена.

Комментировать — это сложно, хотя многие думают иначе. Все спортсмены непредсказуемы, ведь всё мы люди: кому-то может быть плохо, кто-то снимется со старта, кто-то откатает программу грязно, а вечный победитель перебежит вторым. Во всех этих случаях комментатор должен оставаться позитивным, не оскорблять спортсмена, а наоборот его подбодрить и поддержать.  Этому нужно учиться. Психология спортсменов очень сложна — у всех свои тараканы в голове: у кого-то синдром «золотой медали», кто-то третий сезон подряд не может встать на пьедестал и чисто откатать программу, кто-то самокритичен. И к каждому спортсмену спортивный комментатор XXI века должен найти свой подход, чтобы не сломать и не обидеть человека на эмоциях.

Меня такие трудности не пугают, я люблю общаться со спортсменами, люблю быть в кадре и доносить до публики яркую и необычную информацию. Я же в прошлом я фигуристка, и в спортивном комментаторстве это поможет, ведь спорт вырабатывает дисциплину, открытость, пропадает страх публики, и самое главное, вы хорошо разбираетесь как минимум в одном виде спорта.

Вадим Бернштейн

«Медиафутуризм»: собираем пазл-мнения об ИИ

Разбирая подарки с прошедшего дня рождения, нахожу яркую коробку от первооткрывателей искусственного интеллекта Джона Мак-Карти, Марвина Мински, Натаниэля Рочестера и Клода Шеннона. Разворачиваю обёртку, а там пазл «Медиафутуризм». Придётся собирать!

Выше всего в коробке лежали вовсе не детали пазла, а инструкция по сборке. Зачитываю: «Искусственный интеллект в современном мире предоставляет возможность быстро (качественно?) создать материал о любом событии. Существуют издания, в которых роботы уже заменили людей. Во время увлекательного сбора пазла «Медиафутуризм» вам предстоит ответить на вопрос о том, ИИ и журналисты – это коллеги или всё-таки соперники? Соберите свой уникальный пазл-мнение о происходящем! Увы, товар вернуть не получится. Расскажите о «Медиафутуризме» своим друзьям! Выражаем благодарность всем причастным в создании этого творения!»

Деталь первая: что и когда придумали?

Как быстро расшифровать интервью? Большинство журналистов предпринимает следующие действия. Перед тем, как начать задавать вопросы, касающиеся самого материала, корреспондент уточняет: «Если вы не против, включаю диктофон для записи нашего разговора. Этот аудиофайл никуда не уйдёт, он мне нужен для расшифровки нашей беседы». За этим следует длительный процесс обработки полученного материала. А если интервью взято ещё и на иностранном языке? Проблем становится больше, а времени у журналиста нет! Конечно, он может выпустить материал и через год, но будет ли он актуален? Для решения этой проблемы Джефф Кофман в 2014-ом году разработал расшифровщик речи для СМИ и дал ему название «Trint». Его протестировали BBC, NPR и The Washington Post. Trint стал популярным приложением благодаря точности расшифровки, которая, по словам создателя, составляет от 95 до 99 процентов. Теперь журналисту нужно лишь вычитать материал и поправить оставшиеся неточности.

Позже уже в 2018-ом году Forbes была разработана система Bertie. Она ещё больше упростила жизнь журналистам, ведь её основная задача – подбор заголовков и тем для материалов посредством анализа прошлых выпусков журнала.

Деталь вторая: что уже написал робот?

Существует мнение, которое активно продвигает журнал Forbes, о том, что «ведущие СМИ мира еженедельно публикуют сотни тысяч статей, написанных ИИ». Так ли это?

Первым автором, который осветил землетрясение неподалёку от калифорнийского Вествуда в 2014-ом году, стал робот Quakebot. Новость появилась через 3 минуты после события. Всё это благодаря тому, что один из журналистов создал бота. Сегодня многие СМИ разработали собственные версии этой программы. У ВВС есть Juicer, у Washington Post – Heliograf, а почти треть контента, публикуемого Bloomberg, создаётся системой под названием Cyborg. Эти системы анализируют данные графиков и электронных таблиц, чтобы извлечь конкретные факты, которые могут лечь в основу текста. Они создают план статьи и составляют предложения, используя программное обеспечение для генерации естественного языка.

При всём этом роботу, как и человеку, свойственно ошибаться. В 2015-ом году ИИ написал, что «курс акций Netflix упал на 71%». Путём фактчекинга журналисты выяснили, что в реальности акции наоборот выросли в два раза. Причину ошибку нашли – ИИ неверно понял обозначение дробления акций «7–1» и принял символы за число «71».

Позже в 2017-ом году разрекламированный робот Quakebot, который в 2014-ом году писал о землетрясении, совершил ошибку. Сейсмолог геологической службы США сохранил изменения о землетрясении 1925-ого года, а программа решила, что речь идёт о 2025-ом, и сделала прогноз о возможной опасности.

Деталь третья: что происходит с «живыми» журналистами в эпоху «Медиафутуризма»?

В эпоху цифровизации общества люди осваивают профессии, связанные с современными технологиями, и развиваются в IT-сфере. Однако в период пандемии – весной 2020-ого компания Microsoft уволила больше 50 журналистов и редакторов, писавших новости для Microsoft News и других сервисов компании. Их место занял искусственный интеллект.

Благодаря ИИ, которым были оснащены спутники частной компании DigitalGlob, журналистами было расследовано дело о перевозке рабов в прибрежных водах Юго-Восточной Азии. За эту работу была присуждена Пулитцеровская премия – престижная награда в области литературы, журналистики, музыки и театра.

Деталь четвёртая: что думают эксперты?

В сложной связи ИИ и «живых» журналистов, кроме реальных примеров, помогут разобраться эксперты, которые поделятся своим мнением. Старший редактор The Economist Кенн Кукьер говорил: «Речь о том, что лучше для публики, а не о том, что лучше для журналистов». Он считает, что пережитый отказ СМИ от печатных машинок показывает отсутствие потребности в переживаниях о приходе ИИ. Согласно опросам, материалы «живых» журналистов аудитория воспринимает легче, чем сложный язык у роботов. При этом читатели доверяют больше ИИ из-за отсутствия субъективности и излишней эмоциональности.

Эксперт по цифровизации Марк ван Рейменам также высказывал своё мнение по этому поводу: «Машины могут собирать данные, расшифровывать интервью и писать новости — но создавать вдумчивые репортажи, аналитику, политические комментарии и колонки мнений им не по силам».

Пазл сложился: выносим вердикт?

На обратной стороне коробки от собранного пазла «Медиафутуризм» было отмечено, что согласно опросу института исследования журналистики Reuters 2018-ого года: 78% руководителей считают, что инвестиции в ИИ необходимы. Безусловно, это так, но складывать этот пазл должен исключительно человек. Будущее журналистики заключается в симбиозе работы «живых» и «искусственных» корреспондентов. У первых появится больше времени на отработку качества материала, а у вторых – возможность стать подручным средством.

Спасибо всем причастным за такой подарок! Этот день рождения я запомню надолго.

Анна Плесовских

Романтика для увлеченных

«Что журналистика? Она

Романтика – для увлеченных.»

Семен Венцимеров

 

В 21-м веке, веке информационного прогресса, когда активно развиваются различные технологии, люди всё меньше тратят сил и времени на самостоятельное выполнение различных бытовых и профессиональных работ, машины «заменяют» людей. Многие люди стали бояться потерять работу. Но современные проблемы требуют современных решений. На самом деле всё просто: надо продолжать обозревать, продолжать работать, продолжать быть журналистом. Ведь как бы там ни было, машины никогда не смогут заменить человека,  они не умеют чувствовать, они не наделены разумом, они не самостоятельны и зависимы от человека (к счастью).

«Журналистика – общественная и производственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.).» вот что написано на Wikipedia.

В моём понимании, журналистика – профессиональный обмен информацией. То есть, профессионалы (и начинающие профессионалы) делятся информацией с миром через различные средства передачи: радио, телевидение, печать и т.д. Пользуются проверенными источниками информации.

 В первую очередь журналист (да и любой человек, работающий с людьми) должен уметь находить с ними общий язык, быть коммуникабельным, открытым и искренним.  Не менее важна высокая эрудированность – чем больше знаешь, тем интереснее смотреть/читать/слушать твои работы. Интерес к новому  также важен. Но главное, мне кажется – любопытство и желание достичь своей цели, а возможно, даже воплотить мечту в реальность.

Начну со школьной газеты, каких-то городских конкурсов, после попробую податься в городской журнал, первая олимпиадная проба и так далее и далее, маленькими (а у кого-то большими) шагами к цели. Но желание неразрывно связано со стремлением – это два дополняющих и никоим образом не взаимоисключающие понятия – одно полностью не функционирует без другого. Сюда же можно добавить и самодисциплину, и целеустремлённость, и упорство. Журналист 21-го века должен не бояться показать и проявить себя, заявить о себе, быть смелым и рискованным, «совать свой нос куда не просят»,  уметь отстаивать свою точку зрения, быть дотошным к деталям и мелочам.

 Не думаю, что требования изменились за последние полвека, ведь такие качества, как целеустремлённость, лёгкость в общении, уверенность в себе и своих силах, упорство с ноткой азарта и далее – всегда важны, нужны и актуальны всем людям любой профессии. И журналистская этика также продолжает оставаться одним из важнейших критериев. Журналисты не  перестают быть проводниками между людьми в различных сферах, меняют мир ипредставление о нем.

Андрей Носов

Я журналист?

Поправив очки, я случайно заметил быстро падающую из своего кармана бумажку. Она была буквально всунута мне впопыхах рекламщиком с неизменным арлекинским лицом во все времена года на одном и том же квадратной метре Покровской улицы. Листовка явно не содержала в себе ничего важного, но, подчинив тело рефлексу, её падение было ловко остановлено моими пальцами. На помятом мягко ламинированном полотне было крупно написано: «Курсы журналистов». Удивление было вызвано редкостью такой листовки, так как в основном они несут в себе рекламу общепита или каких-либо развлекательных программ.

В любом случае, значение этому тогда я не придал.

Лишь придя домой и по обычаю вывалив все содержимое карманов куртки на комод, среди чеков и скорлупы от семечек я обнаружил ту самую карточку. Уже как месяц я был в академическом отпуске по причине нужды в заработке, а на целые две недели вперед как раз отменили все запланированные работы. Как всегда, не могут организовать поставку материалов! Мне довелось состоять в бригаде таких же молодых ребят, как и я, занимающихся преимущественно выкладыванием мозаики для храмов и монастырей, между прочим за большие деньги. Получается, я был совершенно свободен. Журналистика казалось мне всегда не настоящей профессией, сам не знаю почему. Видел я в ней что-то курьезное, модное и невысокое, возможно, такое ощущение сложилось от многочисленных показушных видео, которыми только и нужно было что-то высмеять… Я никогда об этом не задумывался.

Капли чуть остывшего кипятка окропили мои пальцы, когда я бросил чайный пакетик в кружку.

На минуту мне показалось смешным, что слово «журналистика» и все другие, образующиеся от него, принадлежат французскому языку. Мне было скучно, хотелось в туалет, но идти куда-то было лень, и, со скрипом развалившись на стуле, я предался размышлениям, что же такое на самом деле и почему я вообще об этом думаю?

Сдался я быстро и потому мои глаза уже скоро бегали по строчкам дешёвой «дзеновской» статьи «История журналистики». Из которой удалось вычитать следующее:

«Слово журналистика произошло от французского journaliste, в то время как это берет корни из латинских diurnalis, diurnale, то есть «ежедневное известие, весть». Оно имеет значение деятельности по сбору, обработке и распространению достоверной информации с помощью СМИ (интернет, печать, радио, телевидение, кино и др.)

В современном мире представители журналистики, то есть профессия журналист имеет огромное значение государственной важности, так как мы живём в эпоху бесконечного обмена информации…»

Зевок, легкий стук экрана телефона о стол и снова поза уставшего человека.

«Выходит, журналист — это распространитель. Так. Чего распространитель… Информация. Как мост… Да, это интересная метафора.»

Я взял ручку и испортил девственный окрас страницы, заголовок, который был: «Умные мысли на каждый день»:

«Журналистика, как таковая, основывается на двух понятиях: информация и коммуникация.»

Начало неплохое. Улыбка.

Лихорадочное поедание колпачка заставило зашевелиться новым мыслям: «Есть какой-то источник информации, некий субъект, а есть ещё один субъект, получается… До которого нужно довести эту самую информацию. И не обязательно субъект, это может быть и обширная аудитория, что, собственно, и бывает в наше время… Это что? Выходит, каждый блогер журналист?»

Делима между блогером и журналистом продолжалась не долго, по причине отсутствия настроения на подобную дискуссию. Но в моем сознании я примирился с этой проблемой, предварительно решив, что блогер отчасти снимает всевозможную фигню, а журналист просто звучит гордо. Скорее блогерство это некий испорченный, чуть засохший, отросток от красивого ствола журналистики.

Вообще, само слово журналист какое-то не домашнее… Оно сразу создаёт впечатление чего-то репортажного и официального. Конечно, возможно все на это и рассчитано, но ведь функция журналиста коммуникация, а Зачатки коммуникации можно увидеть еще в первобытнообщинном обществе, за многие столетия и даже тысячелетия до появления подобных понятий. Например, вождь племени, криком созывая мужчин на охоту, совершал тем самым акт коммуникации. Получается, он был журналистом!

От таких самостоятельных выводов я удовлетворенно утопил разбухший пакетик в кружке.

«Сам себя не похвалишь никто не похвалит» шёпотом пробормотал я. «И все же…»

Не думал, что захочу познать журналистику, от своего вынужденного безделья, но что есть, то есть. В этот же день я подал заявку на курсы.

Мной руководил интерес?

Ни капли. Возможно, полученное эгоистическое удовольствие от ряда сформулированных мыслей мной самим. Давно я к чему-то сам не приходил, а мотать срок две недели было стыдно даже перед собой. Напевая «Утро туманное», я захлопнул туалетную дверь.

Захар Кириллов

Крах журналистики

Мы живём в действительно поразительную эпоху, когда истина ценится меньше, чем пресловутая политкорректность. Стараясь никого не оскорбить, некоторые оскорбляют самое важное – реальность. От этого страдают многие области, но больше всего – та, которой более 300 лет, та, без которой современная жизнь могла бы быть иной. Это – журналистика. Есть ли место тем самым, настоящим журналистам сейчас? Да и кого вообще можно так назвать?

Сегодняшние СМИ сложно назвать абсолютной истиной. Даже в школьном учебнике обществознания говорят о том, что СМИ – средство для воздействия на массы, чем сейчас активно пользуются. По всему миру распространяется пропаганда всевозможных взглядов, образов мыслей, идей. В СМИ двух разных стран можно услышать абсолютно разные новости об одном и том же, после чего задумываешься: а что же произошло на самом деле? Такое было давно, но именно сейчас убеждение в чем-то стало важнее, чем донесение правдивой информации. На мой взгляд это крах журналистики. Эта профессия является, наверное, центральной во всей индустрии массовой информации. Но идеалы журналистов расходятся с практикой современных СМИ, ведь в первую очередь журналист обязан быть объективным, честным, внимательным к деталям. Это расходится с реальностью эпохи постправды – эпохи, в которой факты ценятся меньше, чем субъективные суждения. Невольно спрашиваешь сам: как в такую эпоху журналисты ещё не исчезли? А ответ очень простой. Всегда есть люди, ценящие истину, объективность. И таких людей не так уж мало. Именно они ценят настоящих журналистов, тех, кто смог выжить в бездне обманчивых сенсаций. Но лишь на таких людях целую профессию, целую индустрию сохранить нельзя, а значит, совершенствоваться придется самим журналистам.

Но все же, каким должен быть журналист 21 века? Я уверен, что он должен подавать правду, подтвержденную фактами. Нет места в журналистике тем, кто полагается лишь на эмоции, на субъективность. Разумеется, необходима большая внимательность к деталям. В мире, где факты перемешаны с красивой ложью, нужно быть требовательным к качеству информации, каждое утверждение нужно проверять столько раз, сколько будешь сомневаться в его верности. Современный журналист просто обязан писать так, чтобы подать правду интереснее, чем красивый обман. Настоящие журналисты должны быть всегда, а для этого им нужно развиться ещё больше, стать ещё лучше, чем их предки, чтобы изменить эпоху и победить деструктивные тенденции.