«Комсомольской правде» 24 мая исполнилось 100 лет. В эксклюзивном интервью ЖУРНАЛИСТу главный редактор «Комсомолки» Олеся Носова рассказала, как удается сохранять интерес читателей к газете даже в эпоху цифровых технологий и соцсетей.
— Олеся, вы уже более двух лет являетесь руководителем медиагруппы «Комсомольская правда», куда входят газета, сайт и радио. Каково это — находиться на главной роли в таком большом предприятии, особенно после Владимира Сунгоркина, который внес значительный вклад в историю издания?
— Не хочется говорить банальности про то, как сложно быть главным редактором после такой легендарной личности, как Владимир Николаевич Сунгоркин. Главным редактором быть вообще очень непросто.
Сильно помогает то, что Сунгоркин, по сути, меня вырастил. Я работаю в «Комсомолке» с 1994 года, более 30 лет, последние 10 лет была первым заместителем Владимира Николаевича. Умею верстать газету, работать на сайте и в соцсетях, знаю, как рождались наши проекты, участвовала в формировании команды, видела, как ставятся амбициозные задачи. Журналисты, которыми мне сейчас приходится руководить, меня и воспитали. Они прекрасно знают меня, я знаю их, мы понимаем друг друга с полуслова. И мы все очень любим «Комсомольскую правду».
— Какие идеи и проекты Владимира Сунгоркина вы продолжаете развивать?
— Владимир Николаевич всегда беспокоился за радио «Комсомольская правда». Для нас, газетчиков, это было дело новое, непонятное, не буквы складывать. Но он чувствовал, что это «наше», мы сможем.
Сегодня радио «Комсомольская правда» входит в топ разговорных радиостанций с еженедельной аудиторией более 4,5 млн человек (по данным Медиаскопа), занимает второе место среди самых цитируемых радиостанций России (по данным Медиалогии). Охватывает более 400 городов и населенных пунктов, в этом году запустились в Уфе и Сочи. Особый упор мы делаем на развитии радио «КП» в Новороссии. У нас 7 передатчиков, и мы увеличиваем их число при каждой возможности. Собственная редакция в Донецке у нас работает с 2014 года, и вот пару лет назад мы открыли там и радиостудию.
Журналисты, которыми мне сейчас приходится руководить, меня и воспитали. Они прекрасно знают меня, я знаю их, мы понимаем друг друга с полуслова
— Как изменилась редакционная политика «Комсомольской правды» с вашим приходом? Какие задачи вы ставите?
— Она не могла измениться – мы работаем для нашего читателя. Это самое главное. Мы не просто пишем заметки, выходим в эфир и делаем публикации на сайте и в соцсетях – мы постоянно отслеживаем реакцию на них. Наши читатели нам сами расскажут, где мы недоработали, а где молодцы. И, конечно, всегда подскажут, как еще можно раскрыть тему.
У нас работают выдающиеся военкоры – Саша Коц и Дима Стешин. Практически в ежедневном режиме мы получаем материалы с передовой. Мы всегда гордились нашим героическим прошлым, нашими легендарными военкорами «Комсомолки», среди которых первый – Аркадий Гайдар. И наши ребята-современники не просто продолжают лучшие традиции. Они их развивают: попробуйте постоянно выдавать репортажи и новости, при этом регулярно выходя в прямой эфир на радио и одновременно развивая очень популярные каналы в Телеграме. Кроме того, с самого начала СВО наши ребята ведут сборы для фронта, помогая не только словом.
Несмотря на сильную политическую составляющую, главное в «Комсомольской правде» – все-таки человеческие истории, и печальные, и радостные, но всегда жизнеутверждающие.
Сейчас для аудитории очень важен хороший опыт – поэтому наш отдел экономики, например, колесит по стране в поисках героев, которые подняли свое дело: фермеры, производители. Чтобы наши читатели видели, как можно строить свою жизнь в современных реалиях.
Из нововведений – мы с коллегами выделили в независимый отдел науку. «Комсомолка» при всей своей легкости всегда серьезно относилась к этой отрасли, Василий Михайлович Песков был большой научный журналист, Ярослав Голованов. И меня лично задевает то, что карьера ученого для наших детей непрестижная, что даже незначительные новости о достижениях западной науки мы знаем, а отечественные открытия частенько не замечаем. Значит, мы должны больше рассказывать о наших ученых, увлекая читателя реальностью, которая гораздо круче фантастики.

Мы на радио запустили программу «Время науки», которую ведет академик Александр Сергеев, бывший президент Российской академии наук, а ныне научный руководитель Национального центра физики и математики. К нему приходят в гости другие академики, и они обсуждают темы, сложные для неподготовленного человека. Например, темную материю, квантовые компьютеры, мироздание. Но мы их понимаем – за счет того, что в эфире сидит соведущая Мария Баченина, настоящий профессионал и тоже хороший научный журналист, которая помогает академикам рассказать свою историю.
Мы укрепили отдел медицины из простых соображений: продолжительность жизни растет, очень скоро ее половину мы будем проводить в возрасте, который называется пожилым. И вопросы самочувствия и лечения выходят на первый план. Мы даже выпустили альманах «Здоровье» с нашими лучшими материалами по этой теме за прошлый год, продаем его через маркетплейсы.
«Комсомольская правда» всегда занималась тем, что задавала, казалось бы, простые, но важные для читателей вопросы лучшим специалистам по теме, чтобы получить максимально достоверный ответ. Поэтому мы сосредоточились на формировании экспертного сообщества вокруг «КП». У нас в редакции практически ежедневно проходят круглые столы, прямые линии и просто эфиры на радио с самыми опытными профессионалами в своих областях. Мы таким образом даем им трибуну, получаем ответы на вопросы читателей.
Кроме того, удачно пробуем себя в специализированной прессе – создали журнал «Хороший доктор», главным редактором котрого является прекрасный доктор, сосудистый хирург Александр Белкин. Этот журнал восполняет пробел в специализированной прессе: очень много журналов по разным медицинским направлениям, но не было такого, который писал бы о взаимоотношениях врачей друг с другом, с пациентом, с обществом, с соцсетями и т.д.
Это бесплатное глянцевое издание, которое распространяется на медицинских мероприятиях в пакетах участников, и пишут туда только специалисты для специалистов. «Комсомолка» помогает с редактурой, оформлением и прочим, а также занимается монетизацией. Вышло уже пять номеров общим тиражом под 70 тыс экз.
И, конечно, развиваем наше книгоиздательство. Это тоже одно из любимых детищ Владимира Николаевича. Как известно из классики, каждый журналист мечтает написать книгу. А мы хотим, чтобы наши сотрудники воплощали свои мечты на рабочем месте. У нас вышли абсолютные бестселлеры от наших военкоров. Сейчас очень ждем книгу без преувеличения одного из лучших криминальных журналистов страны, спецкора «Комсомолки» Саши Рогозы о маньяке Фишере, основанную на материалах уголовного дела и беседах со следователями.

— C какими основными вызовами сталкиваются традиционные СМИ в эпоху цифровых технологий?
— Сайт «Комсомольской правды» сейчас является самым популярным сайтом СМИ в Рунете с ежемесячной аудиторией более 60 млн пользователей. А появился он в далеком уже 1998 году, тогда печатные издания вообще цифровыми технологиями не интересовались. Опять же, тут проявился гений Владимира Николаевича Сунгоркина, который всегда заглядывал в будущее дальше других. Он уже тогда понял – надо идти в интернет семимильными шагами.
Открыли, начали работать по-настоящему, изо всех сил. Многие наши коллеги в тот момент думали, что на сайтах должны трудиться какие-то особые специалисты, и это не те люди, которые делают газету. Но Владимир Николаевич не дал нашему коллективу раздвоиться, он долго и доходчиво нам объяснял, что любой журналист должен доставлять информацию всеми возможными средствами и на всех платформах.
Расширение компетенций журналистов убрало огромное количество конфликтов, которые были в других редакциях, но в «Комсомолке» они даже не зародились. Мы знали, что военное обозрение – это всегда Виктор Николаевич Баранец, и на сайте, и на радио, и в газете, Александр Петрович Гамов – высокая политика. И т.д. Наши звезды были на всех платформах.
Благодаря новаторскому видению, что мультимедийность – это еще одна ипостась традиционного журналистского труда, мы не боролись друг с другом, а работали на читателя. И изучали ежедневно меняющуюся дистрибуцию материалов в интернете.
«Комсомольская правда» всегда занималась тем, что задавала, казалось бы, простые, но важные для читателей вопросы лучшим специалистам по теме, чтобы получить максимально достоверный ответ

— В условиях цифровизации и изменений в медиа как «Комсомольская правда» сохраняет баланс между традиционными журналистскими ценностями и требованиями аудитории?
— А разве между этими понятиями существует противоречие?
Миссия «Комсомольской правды» – служить читателю. Быть максимально полезным, объяснять, что происходит вокруг, идти первым, если страшно и т.д. В равной мере это относится и к сайту, и к радио, и к газете. Если что-то читателю глубоко неинтересно, то, скорее всего, мы этим заниматься не будем.
Я понимаю, почему вы задали этот вопрос. Может показаться, что «желтизна» – это единственный путь для тех, кто хочет быть популярным. Но это не так. Долгое время в холдинге «Комсомольская правда» находилась «Экспресс-газета», настоящее бульварное издание. Если следовать логике, что читатель клюет на сенсации и скандалы, то аудитория «Экспресс-газеты» должна быть гораздо больше, чем у КП. Но все с точностью до наоборот.
Мы каждый день находим подтверждение простой истине, что нельзя примитивизировать читателя, люди понимают, что важно, они все равно тянутся к светлому, к хорошему, хотят доброго, чистого для своих детей и т.д. И мы пытаемся соответствовать этим запросам.


— Какие направления, форматы контента и платформы вы планируете развивать в будущем, чтобы привлечь новую аудиторию и удержать внимание существующих читателей?
— Общая еженедельная аудитория медиапроектов «Комсомольской правды» – 52,2 млн. человек. И там есть представители абсолютно всех слоев населения. Читатель газеты, безусловно, более зрелый человек, а вот на электронных платформах (включая радио) и мессенджерах есть достаточное количество молодежи.
Мы производим качественный контент во всех возможных форматах. У нас сильное видеоподразделение, которое активно работает в жанре документалистики, за последние 5 лет получили 10 профессиональных наград. Только за прошлый год наше видео просмотрели более 1,7 млрд раз.
Очень вкладываемся в региональный сектор: у нас большое количество представительств по всей России, где мы производим местный контент. И это сильное место «КП»: мы используем самые лучшие федеральные технологии для написания регионального контента. У нас во многих городах – настоящие «золотые перья», которые не посрамят память лучших журналистов «Комсомолки».
За счет чего? За счет постоянного обучения в трудовом коллективе. У нас много сотрудников, которые работают десятилетиями, обеспечивая преемственность лучших журналистских традиций.
И, наверно, важно сказать, что у нас очень короткое время принятия решений. Если появляется хорошая идея, мы ее начинаем максимально быстро реализовывать. Потому что в 90 процентах случаев проверить гипотезу в бою проще и дешевле, чем проводить долгие изыскания и в итоге перегореть.

«Комсомолка» — это зачастую эксперимент. Мы не боимся сиюминутных промахов. Просто мы работаем как огромная фабрика. Чтобы ни случилось, у нас всегда будет редколлегия, выступит «свежая голова» с обзором сайта-газеты-радио, выйдет свежий номер, а в эфире будет звучать наша программа. Но какие-то цеха возьмутся за новый проект, который в итоге или будет масштабирован, или забыт.
Единственно, кого мы никогда не забываем – это наших бывших сотрудников. Они имеют для нас особую ценность. В конце прошлого года к нам вернулся журналист, который ушел 28 лет назад! И мы его с радостью приняли.
— Какие навыки и качества необходимы современному журналисту для достижения успеха в профессии?
— Прежде всего необходимо быть неравнодушным, любопытным, очень азартным человеком, который умеет рассказывать истории и задавать вопросы. Всегда соизмерять интересы свои и читателя. К себе относиться с иронией, а к героям – с вниманием.
Очень важно везение. И, конечно, владение всеми современными инструментами.
— Как главный редактор, каким вы видите будущее «Комсомольской правды»?
— Как медиа, у которого по-прежнему есть свой верный читатель. Главное — сохранить дух «Комсомолки», смелость, человечность и верность профессии.


Справка
Образование:
1991-1996 гг. – МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, специальность – журналист.
2019 г. – курсы повышения квалификации при РАНХИГС «Эффективный ТОП-менеджер».
Опыт работы:
С 1994 г. по настоящее время – Медиагруппа «Комсомольская правда» (корреспондент; специальный корреспондент; заместитель Ответственного секретаря; шеф-редактор сайта, первый заместитель главного редактора; Главный редактор, Генеральный директор)
С 1992 – 1994 гг. – ИТАР-ТАСС, криминальный корреспондент