Есть такой принцип – «быстрочтение». Отличная штука, помогающая читать и запоминать. Что это такое? Это простое правило – чем больше «точек входа» в публикации, тем больше вероятность, что читатель «зацепится» за нее. А тот, что уже читает, — не «отцепится».
Каких-то двадцать лет назад считалось, что заигрывание с «точками входа» – это удел несерьезных изданий и дайджестов. А теперь по этому принципу верстается большинство качественных газет. Очень наглядна эволюция верстки двух ведущих британских газет – The Observer и The Guardian. Два чопорных издания буквально за десять лет превратились из газет для «высоколобых» в газеты для удобного чтения. В России лучшим примером служит газета «Вечерняя Москва» – обязательно посмотрите их номера, они выкладываются у них на сайте в формате PDF. Газета для бизнеса «Деловой Петербург» – уж казалось бы, должна быть апологетом классического подхода к верстке. Но нет — тоже строится по принципу «быстрочтения».
«Быстрочтение» – это не «посмотрел и выбросил». Это про комфорт и эффективность чтения. Просто до многих стало доходить, что:
- у читателя уже нет столько свободного времени на чтение газеты;
- газеты потеряли статус непреложных источников информации (это место сейчас занимают интернет-медиа и соцсети, для кого-то отчасти — телевидение).
Теперь по порядку. Что значит – «точки входа»? Это элементы, которые притягивают внимание читателя к полосам и публикациям. Главные «точки входа» в газете были и есть — иллюстрации и заголовки (в материалах первого плана еще и подзаголовки). Именно по ним читатель, листающий газету, всегда принимает сиюминутное решение — читать или нет. Но есть и второстепенные «точки входа», задача которых — не только обратить внимание на материал, но и помочь запомнить ключевые цифры или тезисы, показать важность текста.




Это ни в коем случае не графические изыски дизайнеров (кружочки, квадратики, буквицы, плашечки и т.д.), а именно содержательные элементы.
Эти элементы нам всем знакомы (цифры, цитаты, справочные и тематические врезы, инфографика), но мы ими редко пользуемся. Причина проста: без них можно упаковать и утрамбовать больше текста. Но тут палка о двух концах. Чем больше текста мы утрамбуем, тем больше вероятность того, что читатель испугается большого объема материала либо просто устанет читать и перелистнет страницу. Есть еще одна причина — лень автора. Ему намного проще и удобнее написать материал, по привычке уместив все в один текст.
«Быстрочтение» – это как раз про упрощение и скорость чтения без ущерба содержанию, что и требуется современной газете.
И весь смысл «точек входа» тут в их информативности, а не в красоте и эффектности. То есть они должны не просто привлекать внимание читателя, а давать ему информацию.
Как сделать публикацию быстрочитаемой и эффективной без ощутимой потери в объеме материала? Все на самом деле просто.
Вот принцип ее выстраивания:
1.В основном тексте остается только ключевой «фокус» материала. То есть те самые – что, кто, когда и где (ну, и в некоторых случаях еще и «почему»).
2. Все подробности (расшифровка фактов, большие куски прямой речи и т. д.) вычленяются из текста и подаются отдельно тематическим врезом (при необходимости — с фото).
3. Если в тексте есть подборка числовых показателей, то она подается отдельно в виде инфографики.


4. Цитата — это не просто «яркое» предложение из текста. Задача цитаты — не только обратить внимание читателя на текст, но и показать ему, почему этот текст для него важен.
5. Цифра — не просто выделенный числовой показатель. Она должна быть инфомативной и понятной. То есть, условно, «2479 гектаров будет засеяно в этом году зерновыми» – это цифра ради цифры. Ни один нормальный человек не поймет, сколько это, потому что не сможет представить эту площадь в голове. Чтобы она стала понятной, а значит ценной и информативной для читателя, она должна выглядеть немного иначе. Например, «2479 гектаров будет засеяно в этом году зерновыми. Это — две трети всех полей в районе».

Таким образом, ваш материал по сути становится информационным пакетом. И это очень эффективно увеличивает его читаемость и запоминаемость.
По принципу «быстрочтения» необходимо выстраивать все материалы объемом свыше трех тысяч знаков. И если вы этого еще не делаете, то вы, возможно, сильно отстали от жизни ваших читателей.
Петербургская газета «Деловой Петербург» перешла на принцип «быстрочтения» почти двадцать лет назад:



В газетах московской сети «Мой район» все было подчинено эффективности чтения:


Главная газета региона не должна смотреть на своих читателей свысока. И «Вечерняя Москва» это демонстрирует:

На «быстрочтении» строятся не только большие издания. Перед вами полосы газеты «Вести» Новохоперского района Воронежской области. Собственно, все воронежские районки строятся по этому типу подачи полос и публикаций.

Полосы газеты «Голос правды» из Краснодарского края вообще можно в учебниках для факультетов журналистики печатать. Редакция, которая каждый материал (не только крупные) подает в виде информационного пакета:

Рассмотрим, как из обычного материала строится информационный пакет. Перед вами типичный пример подачи большой публикации — к юбилею крупной компании. В данном случае — на газетный разворот. Все привычно: написали большой текст, поставили несколько фотографий и готово. Но в таком виде этот материал прочтут исключительно те люди, о которых идет речь в материале. Остальные — мимо. Что надо сделать, чтобы материал был прочитан от начала до конца?

Сначала перечитываем текст, вычленяем куски, которые можно и нужно подать отдельно, и рисуем флэт-план будущего разворота:

И по этому плану формируем будущий разворот. Изначально ставим самые главные точки входа (центральная иллюстрация + заголовок и подзаголовок) и собственно сам текст:

В этом материале был большой кусок хронологических данных (когда и что происходило в истории предприятия). Разумеется, вычленяем его из текста и ставим отдельно. В нашем случае — в виде тайм-лайна:

Вставляем оставшиеся тематические и справочные врезы, которые сформированы из других вычлененных из текста кусков:

И, наконец, вставляем цитату, цифру и отсылку на сайт или группу в соцсети, где выложены дополнительные материалы и фотографии к этой теме. Вот так из материала для галочки делается материал для чтения:

Быстрочтение — это не только для объемных материалов. Этот принцип работает практически для любого объема текста. Перед вами самая обычная публикация про надои. Что делает корреспондент? Конечно же, утрамбовывает в текст все, что он узнал. К нему ставится любая более-менее подходящая по тематике фотография – «отписка» готова.


Если внимательно прочитать материал, то становится ясно, как его разбить, что оставить в основном тексте, что подать отдельно. И что делать с центральной иллюстрацией.
Обложка: freepik.com