«Вестник района» практически отошел от формата новостей – их, в основном, мы публикуем в соцсетях. А в газете стараемся делать акцент на аналитические статьи, пишем о людях. Считаем, что районка и отличается от другой прессы тем, что больше никто так много не пишет о людях.
Героями наших журналистских очерков, на основе которых в районе издана не одна книга, становятся и люди труда (очень любим показать труд простого работяги с фото крупным планом); и именитые авторитетные люди, которым есть что вспомнить, чем поделиться, дать совет; и, конечно же, участники СВО. По рассказам о них тоже впору выпускать отдельную книгу. Любят наши читатели и тематические полосы, такие как «Здоровье» (не просто советы из интернета, а обязательно с привязкой к району, интервью с врачами, вопросы-ответы и пр.), «Пенсионер» (тоже обязательно наличие зарисовки об активном пенсионере), «уДачные советы» и др.
Любой материал стараемся преподносить разнопланово: с цитатами, врезами из цифр и фактов, дополнительной информацией и инфографикой/диаграммами. Широко используем мнения и прямую речь. Словом, стремимся, чтобы материал был нескучным, разбитым на составные части, со множеством точек входа для читателя.
Во время перехода на цветную печать (которая, увы, в силу независящих от нас технических нюансов далека от совершенства, из-за чего хорошие материалы иногда боимся испортить цветом) мы сначала, как дорвавшиеся до красок, стремились использовать всю их палитру, но теперь ищем свои цвета, чтобы газета выглядела не детской раскраской, а стильной, интересной и уважающей себя дамой.
Строго следим и за стилями заголовков, рубрикаторов и пр. – также придерживаемся единообразия и стиля.

Вера Кабирова: «Все наши проекты имеют социальную направленность. Мы помогаем людям безвозмездно, по велению души и сердца, потому что любим свою работу»
Соцсети вместо сайта
В онлайн мы ушли давно, с начала 2012 года. Еще ранее у нас был и свой сайт, и даже не один, но потом мы поняли, что соцсети намного востребованнее и мобильнее, что сайты почти себя изжили, поэтому отказались от их ведения. В принципе, всю нужную информацию читатель видит, прежде всего, в нашем паблике «ВКонтакте». Там есть подробная информация и о видах наших услуг, и о том, как их оплатить, разного рода полезная справочная информация с телефонами и расписанием, архив фото и видео. Ленту люди листают в течение дня не по разу, а на сайт надо заходить специально, сам он в ленте не появится.
Соцсети выполняют у нас две функции. Первая – это оперативное выкладывание новостей (в газете мы оставили рубрику «Новости короткой строкой», чтобы совсем не лишать новостной ленты тех, кто до сих пор не дружит с интернетом). И вторая – обратная связь с населением, возможность общаться с аудиторией. Ну и еще можно рекламировать себя, печатную версию газеты. Это тоже важно. Каждую неделю делаем обзор свежего номера, а самые интересные темы анонсируем отдельными постами.
Особенно успешно удается работать в VK, где на наш паблик подписано 15 тысяч человек, а количество просмотров иногда составляет десятки и даже сотни тысяч, что превышает показатели городских и общереспубликанских пабликов. Иной раз жители столицы республики и других районов признаются, что узнали интересную новость именно из нашей группы.
В планах развить и Telegram-канал. На сегодня в нем почти 1000 подписчиков. Хотим, чтобы он, как VK, тоже приносил доход. Работаем в этом направлении. Хотим создать на базе канала свой чат для обсуждения насущных проблем в нашем районе.
Команда трудоголиков
В настоящее время штатная численность нашего коллектива насчитывает девять человек, из них два журналиста, пишущих на русском языке, и еще один на полставки ведет полосу на марийском (национальном) языке. В штате также есть бухгалтер, менеджер по рекламе, заведующий отделом подписки и доставки (мы уже 30 лет успешно работаем без услуг Почты России, имея свой собственный штат почтальонов), верстальщик и водитель.
Газета выходит на 12 полосах, до ковида было 16 полос. Конечно, в свое время, лет 15 назад, численность коллектива была в два раза больше: журналистов было не двое, а как минимум пятеро. Но оптимизация финансовых ресурсов в условиях самоокупаемости сыграла свою роль: меньше коллектив – больше зарплата. Сегодня мои журналисты покрывают полосы свыше обычного норматива, но и получают за это гораздо больше. Поэтому острая кадровая проблема перед нами, к счастью, не стоит. Мы трудоголики! Мои журналисты ревностно смотрят даже на мои материалы в газете, поэтому я стараюсь лишний раз не отбирать у них хлеб.

Недавно мы отметили 90-летний юбилей, к которому очень долго и ответственно готовились. Собирали информацию обо всех редакторах издания, про многих ранее значились только Ф. И. О. Особенно радовались, когда находили сведения о ветеранах-фронтовиках. Оказалось, что среди наших предшественников были участники Битвы за Москву и Сталинградской битвы.
А еще мы создали большой фотобаннер об истории и сегодняшнем дне коллектива и мини-музей, где собрали уникальные экспонаты из прошлого. Большую их часть принесли сами ветераны газеты. Обнародовали мы и архивные фото, которые ранее пылились в коробках, рассортировали их по коробочкам и назвали фотобанком редакции. А ведь на самом деле это уникальный фотобанк, где отражена история всего района и его жителей.
Доставим сами
Основная территория распространения, как и любой муниципальной прессы, ограничивается пределами района. У нас это Советский район Республики Марий Эл. Численность его жителей согласно последней переписи – порядка 26 тысяч человек. Тираж печатной версии газеты вот уже несколько последних лет держится на твердой отметке – 2400 экземпляров. Еще 16 тысяч подписчиков дают соцсети. По подписке распространяется ориентировочно 80% всего тиража.
Мы, как уже упоминалось выше, почти 30 лет занимаемся альтернативной подпиской. Постепенно свели услуги Почты России на нет, и сегодня она распространяет всего четыре экземпляра нашей газеты, и те – юрлицам. Собственный штат почтальонов составляет порядка 30 человек. Они есть в каждой отдаленной деревне нашего района (всего 140 населенных пунктов), и это наше преимущество перед традиционной почтой. Второе преимущество – в том, что все наши доставщики работают по гибкой мотивационной системе оплаты труда: премия – 10% от стоимости подписки, доплата зависит от количества раздаваемых экземпляров, дальности расстояния, сложности маршрута (асфальтированная или грунтовая дорога, освещенная или нет, многоквартирный сектор или частный, встречаются ли на пути агрессивные собаки). Также обязательны стимулирующие выплаты по итогам каждой подписной кампании.
За эти годы выстроили довольно сложную логистику доставки. Где-то тираж доставляет редакционный автомобиль, где-то – райповские лавки и хлебовозки, а где-то передаем с водителями маршрутных «Газелей», а на местах их уже встречают к определенному времени наши почтальоны.
В розницу продаем порядка 250 газет. Заключили договоры практически со всеми магазинами района, за исключением федеральных «Магнита» и «Пятерочки».
Финансовый лед
Главная проблема, которая мешает нам работать, – это недофинансирование отрасли. Многие годы государственная субсидия на выполнение муниципального задания оставалась без изменений, а вместе с тем цены (то есть наши расходы) и зарплаты выросли значительно. Люди стали уходить, просто бежать из отрасли. Поэтому, чтобы обратить на себя внимание, мы, редакторы муниципальных СМИ, забили в колокола, писали письма на имя министра и главы региона. И большое спасибо, что нас услышали. Финансовый лед тронулся. Бюджет пересмотрели на уровне республики и нам всем выделили дополнительное финансирование. Проблем остается немало: это и требующая обновления техника, мы ее покупаем исключительно за свой счет, и изношенная до предела мебель в редакциях, и ремонт. Все это мы тянем сами. А заработать СМИ в наших условиях довольно сложно, мы же социально значимое, а не рекламное издание. И тем не менее, стараемся себя обеспечить. В этом году доделали ремонт в основных кабинетах, обновили зал приема посетителей и наконец-то поменяли старенький автомобиль на более новый.
Оборот нашего издания за предыдущий год составил около 10 миллионов рублей. Примерно шесть из них мы заработали сами, а оставшуюся часть составила субсидия. То есть доля госфинансирования составляет менее половины затрат на издание. Мы муниципальное автономное учреждение, и этим все сказано. За свою, хоть и относительную, самостоятельность и свободу должны платить, то есть на нее зарабатывать. Средства местного бюджета нам выделяют только по двум статьям: зарплата (примерно 65% от потребности) и типографские расходы (порядка 80% от потребности). Все остальные расходы – коммуналка, которая в зимний период переваливает за 30 тысяч рублей, ГСМ, приобретение ОС, ремонт и обслуживание ОС и здания, налоги, иные расходные материалы – все это наша забота. И мы заботимся, как можем. В настоящее время мы оказываем порядка 10 коммерческих услуг. Помимо привычной рекламы в газете и соцсетях, освоили новые виды: рекламу на уличных рекламных конструкциях, как в печатном виде, так и в электронном формате (видеоэкране). В настоящее время редакция владеет 14 печатными баннерными поверхностями и одной электронной панелью.
Стараемся также получать всевозможную прибыль от коммерческого освоения соцсетей. Не так давно подключили монетизацию видеоконтента «ВКонтакте». Благо число подписчиков, просмотров и динамичность, активность в нашей группе это позволяют.
«Некоторые рекламодатели наотрез отказываются распространять рекламу в онлайне или на баннерных конструкциях и размещаются исключительно в газете»
Двигатель газеты
Реклама составляет большую часть доходной части нашего учреждения. Не так давно были времена, когда мы боялись перешагнуть допустимую черту в 40% рекламного контента от общего объема газеты. Этому помешало застойное ковидное время. Мы отчаялись, посчитали, что рекламодатель навсегда уйдет с печатного листа в онлайн, как и произошло со многими отраслями в пандемию. Часть рекламодателей мы, конечно, тогда потеряли, но не настолько много, как ожидали. Но в то же время, что стало неожиданностью, их нишу быстро заняли новые. Причем эти новички наотрез отказываются распространять рекламу в онлайне или на баннерных конструкциях и размещаются исключительно в газете.
Аргументируют тем, что попробовали все формы и сделали вывод: реклама в газете по-прежнему работает! По-прежнему есть категория людей, которые покупают/выписывают нас потому, что хотят получать не только актуальные новости, но и знать рекламные предложения. А за место на первой полосе, пусть и в «подвале», не так давно и вовсе разгорелась нешуточная борьба рекламодателей. Так что живем, а значит, работаем!
Что касается рекламы в онлайне, то здесь тоже огромные подвижки. Если раньше, еще года два-три назад, мы вели свои аккаунты в Telegram и «ВКонтакте» исключительно на голом энтузиазме, имея лишь одни затраты, то теперь они стали еще одной формой заработка редакции. Доход от них, конечно, не такой большой, как от рекламы в газете, но растет в прогрессии. Так что теперь мы хотя бы окупаем доплату за ведение соцсетей работнику, и еще остается энная сумма. В сутки обычно выходит от двух до четырех рекламных постов.


Кроме того, как я уже упомянула, мы научились зарабатывать деньги «из воздуха» – на просмотре наших видеороликов. Этот формат работы мы с 2025 года усиленно развиваем. Доходы от просмотров оригинальных видеороликов не резвой, но все же стабильной струей приятно набегают в наш редакционный кошелек.
Если говорить о том, какого рода реклама наиболее распространена в нашем СМИ, то здесь нельзя ответить однозначно. Рекламируется все – от продажи конфет на рынке и шуб до автомобилей. Популярность того или иного вида деятельности зависит от сезона. Так, весной и летом к нам обычно приходят оконщики и ремонтники, а зимой – всевозможные продавцы и скупщики.
Нативная реклама тоже есть, однако ее намного меньше. Рекламодатели неохотно соглашаются на нее, мотивируя свою позицию тем, что у них нет лишних денег, чтобы ходить вокруг да около. То ли консерваторы, то ли не понимают сути.
По велению души и сердца
Спецпроекты мы очень любим. Они, хоть и отнимают уйму времени и сил, всегда востребованы. Среди самых ярких последних наших проектов можно выделить прошлогодний, посвященный Году семьи в России, – «Все начинается с семьи». Его героями стали семьи района, которые служат примером для других в плане воспитания детей и личных взаимоотношений, которые ведут активный и здоровый образ жизни, чтят традиции. Все семьи в ходе проекта делились секретами счастливой семейной жизни, отвечали на вопросы подготовленного к проекту блиц-опроса.
Много проектов мы посвящаем теме СВО. Помимо традиционной рубрики «СВОи герои», где рассказываем о героях-земляках, редакция вот уже третий раз проводила спецпроект ко Дню защитника Отечества. Его суть заключается в том, чтобы родные и близкие могли сами рассказать о своем герое нашего времени и заодно поздравить его с праздником через газету. Сначала все присланные сообщения-поздравления публикуются в газетном паблике «ВКонтакте», где набирают сотни лайков и комментариев и десятки тысяч просмотров. А потом все они объединяются в спецвыпуск печатной версии газеты, с единым оформительским стилем. Стоит ли говорить, как ждут нашу газету родные бойца и сами бойцы на «линии соприкосновения», куда мы непременно эти номера отправляем?!

Кроме того, наша редакция стала инициатором создания, пожалуй, первой в республике Стены памяти земляков-участников СВО. О нашей работе неоднократно приезжало снимать сюжеты телевидение. Первоначально всю информацию о погибших бойцах мы собирали самостоятельно, а теперь все чаще родные сами присылают ее нам. Недавно в редакцию приходила женщина, о нашей памятной стене она узнала по местному ТВ. Долго изучала лица парней, благодарила нас за нашу работу, которую ведем помимо своей основной.
Проекты с привлечением финансов мы еще не делали. Если не считать монетизацию за просмотры видеороликов в соцсетях. Это объясняется тем, что все наши проекты имеют социальную направленность. Мы помогаем людям безвозмездно, по велению души и сердца, потому что любим свою работу. Я вообще иногда шутя называю редакцию службой экстренного реагирования. К нам звонят и пишут по любому поводу. А с появлением соцсетей теперь и круглосуточно. Отключили свет, мешает дерево, лужа во дворе, плохо (или слишком хорошо) греют батареи, завелись в подвале блохи, не убирают снег или мусор… Причем зачастую наша инстанция не последняя, а первая. На наш вопрос «А звонили вы куда-нибудь по этому поводу?» отвечают: «А зачем? У вас быстрее получится». А потом еще и спрашивают нетерпеливо, решили ли мы вопрос, иногда и вовсе в повелительной форме изложения: «Мы вам написали. Отчитайтесь, что сделано». Якобы вы же СМИ, все можете. Хоть порой и не хочется отвечать на такие вот «повеления», но при этом думаешь: «Мы же действительно СМИ, нам же перестанут доверять, обращаться. Поэтому надо помочь». И помогаем, и выясняем, и решаем.
Спецпроекты. Советы коллегам
Важно, чтобы тема была действительно интересной и нужной, читабельной, а не для галочки. Очень у нас заходят проекты про историю, к примеру, нынешний проект «Годы и люди» – воспоминания бывших руководителей разных отраслей района: многих из предприятий уже нет, а память хочется сохранить для будущих поколений. А наш проект «Советский район: прошлое, настоящее, будущее» и вовсе стал настольной книгой для педагогов, школьников, работников музеев и библиотек. Особенно радует интерес к нему у детей, приятно, когда видишь, как дети с интересом изучали историю района по нашим публикациям. Были и такие школьники, кто после этого приходил поближе познакомиться с редакцией, полистать наши архивы.
Любой проект в газете нужно анонсировать в газете. Как бы мы себя ни тешили, а многие, особенно молодежь, не читают сегодня бумажные издания. А если увлечь интересным анонсом, глядишь, и читателей у печатной версии прибавится. У нас так и было. Многие узнали о нас из соцсетей, зацепились за интересную тему, которую мы подали «эксклюзивно в бумажной версии «ВР», а потом стали нашими постоянными подписчиками.
Нужно видеть обратную связь с читателями, поддерживать ее, подогревать, привлекать, вовлекать в проект как можно больше людей, спрашивать их мнение. То есть быть в постоянной связке с обществом. Только тогда проект будет социально значимым.
Справка:
Газета «Вестник района» издается с 3 апреля 1935 года. Выходит один раз в неделю.
Объем: 12 полос.
Тираж: 2400 экз.
Учредители: администрация Советского муниципального района, министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, АУ «Газета «Вестник района».
VK: vk.com/vestnikraiona