Проверь на себе, расскажи с душой

 О своем личном опыте, полученном в командировке по горному Алтаю и при восхождении на Бештау, ЖУРНАЛИСТУ рассказывает Анна Кандалина, автор печатного журнала «Русский турист».

«Русский турист – это серьезно!» – подумала я примерно 5 лет назад, когда увидела вакансию редактора в одном из старейших отечественных печатных изданий о спортивном туризме и путешествиях. «Созданный в 1899 году Обществом велосипедистов-туристов русского туринг-клуба, возрожденный в 2019 году группой журналистов-энтузиастов».

На тот момент я уже успела поработать на телевидении в качестве автора цикла исследовательских программ об Арктике и неизведанных уголках нашей родины. Поэтому на вакансию редактора в авторитетное издание о туризме был отправлен уверенный отклик.

Я познакомилась с чудесным главным редактором, прошла авторский кастинг и стала частью команды. Мы приступили к подготовке печатного выпуска о Сибири. Темы готовы, герои найдены, пишем материал: конные и водные походы по рекам Алтая, топ заповедных троп Сибири, алтайские олимпийские игры, северная ходьба…

Что же является для меня ключевым в travel-статье?

Ответ очевиден – возможность отправиться в путешествие в качестве автора и исследователя. Еще когда я работала на телевидении, у меня сформировалось золотое правило: «Спроси очевидца!». Того, кто прошел через конкретный маршрут или его разработал; того, кто действительно занимается конным, водным, любым видом туризма; того, кто рисовал свои этюды на берегу Байкала; того, кто постоянно участвует в соревнованиях по традиционным алтайским видам спорта и т.д. 

КОГДА Я НАШЛА ФОТОГРАФИИ АЛТАЙСКОГО МАРСА — БЫЛО ТРУДНО ПОВЕРИТЬ, ЧТО РЕЧЬ ИДЕТ ИМЕННО О НАШЕЙ СТРАНЕ, А НЕ О ПЕРУАНСКИХ АНДАХ

Но если хочешь достичь вершин мастерства –  отправляйся в исследуемый регион сам! Именно так я поступила, написав статью про северную ходьбу. Во время ее создания мне удалось пообщаться с поистине вдохновляющими личностями – амбассадорами северной ходьбы из Красноярска, Томска, Новосибирска, Иркутска и Алтайского края. Их рассказы были настолько впечатляющими, что после нашего интервью с Ларисой Зарубиной, председателем алтайского клуба скандинавской ходьбы «Атазар», я решила на себе проверить ее авторский маршрут по Горному Алтаю. И это было одно из лучших решений в моей жизни! Сколько было собрано впечатлений, сколько привезено материала, который нашел свое воплощение не только в текстовом формате, но и в  фильме, получившем специальный приз на фестивале туристических и спортивных фильмов Алтайского края.

Выделить что-то одно достаточно сложно, но все же остановимся на… Марсе. В Горном Алтае действительно есть кусочек другой «планеты» и даже собственная Луна. Когда я обнаружила в интернете фотографии алтайского Марса – было трудно поверить, что речь идет именно о нашей стране, а не о перуанских Андах. Дело не в том, насколько меня впечатлил этот футуристический пейзаж, а в том, что до репортажа о Сибири я совсем ничего слышала об этом потрясающем природном явлении, которое находится в России.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО ГОРНОМУ АЛТАЮ, Я НЕ ВЫПУСКАЛА КАМЕРУ ИЗ РУК. СТАДА ЖИВОТНЫХ, ЛЮДИ, ТАЙГА, ГОРЫ, РЕКИ, СТЕНДАП НА ЧУЙСКОМ ТРАКТЕ И ЛЕДНИКЕ АКТРУ…

И с момента начала работы в журнале «Русский турист» у меня сформировалось второе золотое правило: больше, интереснее и активнее знакомить читателя или зрителя с тем природным изобилием и богатством, которым располагает наша страна. Путешествуя по Горному Алтаю, я не выпускала камеру из рук. Являясь travel-журналистом, где бы ты ни был, даже если это отпуск у бабушки в деревне, помни: это может пригодиться для будущей статьи. Стада животных, люди, тайга, горы, реки, традиционные еда, пение и танцы, стендап на Чуйском тракте и леднике Актру… Как следствие, по окончании сканди-тура у меня была собрана полноценная статья, полноценный фильм и ворох цитат и фото для соцсетей издания.

А потом я наблюдала, как мои друзья и знакомые следом за мной начинают открывать для себя Горный Алтай, и мне очень хочется верить, что это не простое совпадение. Вдохновлять своим делом и словом – это ли не главное в нашей работе.

«М-м-мы м-м-местные!»
Первый бросок на Север

Конечно же, вспоминая свой опыт в качестве travel-журналиста, я не могу обойти стороной работу на телевидении и мою первую командировку по заданию редакции. Это был русский Север. Именно тогда я впервые поняла, насколько важно увидеть все своими глазами.

Писать про Север, а точнее, про Арктику, и ощутить на себе этот неповторимый пронизывающий насквозь холод, даже если ветра практически нет, – уже многого стоит! В один из вечеров мы даже увидели на небе наброски северного сияния. «Показалось!» – подумали мы, но местные жители уверили нас в том, что это нормальное явление для ноября. Чудеса буквально над твоей головой! Так как наш просветительский цикл был посвящен Арктике, в первую очередь мы отправились в музей-заповедник русских традиционных деревянных строений Архангельской области «Малые Корелы», знакомиться с культурой поморов –  хозяев русского Севера. Когда мы прибыли на место, показалось, будто такси перенесло нас не только из города до пункта назначения, но и во времени. Идеальный северный пейзаж, мощные высокие избы и снующие между ними поморы и поморки выглядели ожившей картиной из учебника по истории русской культуры или истории. До сих пор помню, как неловко было разбивать эту гармонию своим ярким горнолыжным костюмом. Мы узнали все о быте хозяев русского Севера: как жили, на чем в океан-море ходили,  сколько зверя добывали, как в мороз выживали и откуда кофе брали.

«Хочешь рассказать о поморах – стань одним из них!». Поэтому, недолго думая, я облачилась в старинный рабочий поморский костюм. Произошло полное погружение! Искренне убеждена, что каждый журналист должен быть готов к любым перевоплощениям и экспериментам. Просто представьте: заповедная территория, шедевры зодчества XVI-XVII веков и люди «из прошлого». В таких ситуациях нельзя упускать шанс, поэтому репортаж из Малых Корел, с легкой руки нашего оператора (которого иначе как художником не назовешь),  был укомплектован эксклюзивным фотоматериалом с реставрацией событий далеких лет. Я до сих пор могу долго и с удовольствием рассказывать про этот прекрасный северный народ, так сильно я прониклась этой темой.

Командировка в Архангельск стала одним из важнейших событий в моей биографии как журналиста. В ней я получила свой первый профессиональный опыт работы «в полях». В этой поездке я поняла, насколько важно в нашей профессии с пониманием и добротой относиться к каждому человеку. Ведь некоторых героев для репортажей я находила прямо на месте событий. Но далеко не все были готовы к интервью, для кого-то это было впервые, кто-то в принципе по характеру закрытый человек, однако каждый из них представлял для меня особую ценность. Искренняя заинтересованность, открытость и поддержка журналиста во время интервью побеждает любой страх и стеснение спикера перед камерой. В результате – все участники полноценно были вовлечены в процесс, и благодаря этому удалось создать нечто действительно качественное.

«Хочешь рассказать о поморах — стань одним из них!». Поэтому, недолго думая, я облачилась в старинный рабочий поморский костюм

Люди – наш главный ресурс. Эксперты из архангельского телевизионного цикла спустя годы поучаствовали в создании моих печатных статей на тему Севера. Отсюда вывод: обрастайте контактами, берегите своих героев, дружите с ними, оставайтесь с ними на связи спустя годы.

Горы – для умных

Не могу обойти стороной тему поучительного опыта в travel-журналистике, который, возможно, станет уроком для моих коллег, поэтому переместимся на юг. Речь идет о восхождении на вершину горы Бештау, или история о том, почему нельзя самовольничать в походе. Статистика гласит, что маршрут составил 12 километров, 11 из которых, по моим ощущениям, были вертикалью… 

В 2023 году я приехала на несколько дней в Пятигорск на туристический слет в качестве корреспондента журнала «Русский турист». У меня было задание редакции, а участники лагеря каждый день готовились к восхождению на Бештау (изолированная пятиглавая гора-лакколит, высочайшая из 17 останцовых магматических гор Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах). Накануне дня старта похода на гору организаторы предложили журналистам присоединиться к участникам слета и отправиться вместе с ними на вершину. «Конечно же, да! Я же – «Русский турист!». Но восхождение должно было состояться исключительно с подготовленной в лагере группой.

Пятигорск. По следам Остапа и Кисы
ДОГОВОРИЛАСЬ ШАГАТЬ ВМЕСТЕ С ВИДЕООПЕРАТОРОМ И ФОТОГРАФОМ, А ВМЕСТО НИХ В КУСТАХ ПОСЛЫШАЛСЯ КАБАН — ВОТ ТАКАЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ

Утро. Мы прибыли на место, все направились к подножью горы. Меня приставили к команде с наставницей. Мы познакомились в автобусе по пути к точке отправления, но прибыв на место, я, игнорируя логику и интуицию, двинулась вперед с совсем другой командой, наивно думая: «Мои-то нас сейчас догонят!», тем более что карта местности у всех была одинаковая. Собственно, это и стало основой всех последующих событий.

В итоге я с незнакомой группой ушла абсолютно в другую сторону. Гора одна, а вершин много, как к ним попасть – непонятно. Лично у меня карты местности не было, но когда я ее увидела – все равно ничего не поняла. Навигатор почему-то не работал, геолокаций и прочих точек для приложений у меня не было, но я шла уверенно, так как рядом была пусть и не моя команда, но подготовленные к данному маршруту люди. Спустя несколько километров группа осталась позади меня, а я, не замечая этого, продолжала двигаться по непонятному пути, вероятнее всего, ведущего в город. Я торопилась: «Нужно было побыстрее добраться до своих ребят!». Издалека от группы послышалось: «Да, да, туда! Все верно!».

Позади 5 км, я на неизвестной дороге, никого из участников нет, интернет резко пропадает и появляется, геолокации отсутствуют. Я договорилась шагать вместе с видеооператором и фотографом, а вместо них в кустах послышался кабан – вот такая альтернативная творческая коллаборация. Пришлось вернуться на исходную, по своей же вине! По пути также никого из своих я не встретила, пробежалась вверх и вниз по тропинкам, потеряла время, а был лимит. Пришло сообщение с подсказкой, куда необходимо двигаться, а вместо точки вершины горы – автобусы, на которых мы приехали. Иду туда, ощущаю полный провал. Испытываю к себе не самые положительные эмоции из-за сложившейся ситуации. Никакого восхождения, одна злость. Но я не оставляю надежды и звоню человеку, который ждет меня возле автобусов: «Володя, а я еще успею подъем осилить? Только одна, не спрашивай, почему без команды. Просто помоги, пожалуйста». «Да, конечно! Геолокацию какой вершины тебе отправить? Давай Бештау!».

Интернет заработал, маршрут нарисован, и до конца пути телефон демонстрировал мою точную позицию – браво технологиям!

Поднималась я одна, участников нет, даже местных жителей редко встретишь. Короче говоря, сама себе устроила моральное и физическое испытание. Тропа вначале была еще не слишком крутая, а потом превратилась в резкий склон, где по горизонтали не было даже пары метров. Как раз незадолго до поездки один из главных инструкторов РФ по туризму мне сказал: «Периодически человек должен себя проверять и задавать вопрос – что я могу?». Напророчили, Валерий Николаевич! Категория похода – 3, непростая (для сравнения, 6-я – это уже когда ты на кошках забираешься по айсбергу, попутно отбиваясь от белого медведя). Тут вся сложность заключалась именно в том, как выглядит дорога до вершины. Внушительный уклон, корешки да веточки мне в помощь. Расстояние до вершины было небольшим, но чем выше, тем скорость снижалась буквально от 10 до 3 метров в минуту. Когда оставалось около 600 метров до вершины, я почувствовала, что, кроме мышц, накачала стенки сосудов. Разогрелась как доменная печь – и, буквально сделав еще 5 шагов наверх, неожиданно зашла в облако-туман, где царила ледяная изморозь и ветер. В процессе всего своего витиеватого восхождения я не прекращала вести фото- и видеосъемку.  

Анна Кандалина и Валентина Ситникова во время восхождения на гору Бештау

Всю дорогу под мышкой я держала один из выпусков журнала, чьи страницы стойко переносили на себе все природные явления Бештау: дождь, ветер, туман. Забраться на вершину и не сделать фирменное фото с нашим изданием? Так что даже печатные журналы иногда   проходят климатические краш-тесты… Наш выдержал, сохранил «лицо» и достойно выглядел на всех снимках.

Как же тяжело давались последние метры, буквально я себя уговаривала. Наконец-то встретились туристы и подсказали, что видели много ребят с такими же бейджами, как у меня. Ура! Поднялась! Нашла своих и ту красавицу-наставницу, с которой мы и планировали весь маршрут пройти вместе. Это была руководитель молодежного клуба РГО «Сохраняй Алтай» Валентина Ситникова. Ее работа и проекты по защите природы и диких животных имеют колоссальное значение не только для России, но и для всего мира. Всю оставшуюся дорогу Валентина с удовольствием «переквалифицировалась» в моего оператора, мастерски маневрируя с камерой между склонов и вовремя приводя объектив в порядок (это воистину большая удача), а в результате стала одним из главных героев моей статьи о турслете. Уже в дальнейшем Валентина приехала из Алтая в Москву для съемки нашего первого пилотного ТВ-выпуска «Русский турист». Таким образом, этот поход подарил мне не просто хорошего друга, но и отличного спикера.

 На вершине Бештау я познакомилась с замечательными людьми и даже успела дать интервью. Я будто резко попала в другое кино!  Сухой паек получил свою заслуженную звезду «Мишлен». Потом мы успели забраться на Малый Тау и дойти до Орлиных скал. Спуск, кстати, оказался ничуть не легче подъема. 5 раз я все-таки упала, но, как отметила моя напарница, сделала это изящно. Вернулись к исходной точке ровно в назначенное время. Ноги еще долго напоминали мне о забористом горном фитнесе. Мораль: никогда нельзя отрываться от группы, даже если они пошли не по твоему плану/маршруту. Здесь целиком и полностью была моя вина. И все-таки невозможно передать то внутреннее чувство гордости от победы над самой собой. Потеряла много времени, но все-таки догнала свою группу. Совершила сложный подъем без травм, сожгла миллион калорий, вернулась с видео- и фотоотчетом, главный редактор доволен!

Поэтому смело могу заявить, что travel-журналистика для печатного журнала – это серьезно, все проверено на личном опыте!