Куда пойти работать тревел-журналисту?

Принято считать, что если ты избрал своей профессией тревел-журналистику, то нужно идти работать в печатный журнал или интернет-издание о путешествиях. Но на самом деле вариантов гораздо больше! Авиакомпания, книжное издательство, редакция электронных гайдов, блог в соцсетях мы рассмотрели все эти возможности.

Авиакомпания

Практически у каждой авиакомпании есть свой журнал, куда требуются авторы. А еще — специальный раздел на сайте со статьями про путешествия. Например, у «Аэрофлота» он называется «Тревел-гид», у S7 — «Небортовой журнал Gate 7. О счастье и путешествиях», а у «Победы» — просто блог. Смысл этих статей — интересно рассказать о направлении и подвести читателя к покупке авиабилета.  

Кто пишет эти статьи? Как правило, копирайтеры. Они могут быть не трудоустроены официально в авиакомпании, но сотрудничают с ней. А еще, конечно, есть креативная команда, которая придумывает идеи, и человек, который непосредственно отвечает за контент. Некоторые авиакомпании доверяют писать такие статьи обычным читателям. На сайте S7 может опубликоваться любой желающий — денег за это не заплатят, зато могут поощрить милями. Для начинающего тревел-журналиста — это очень классная возможность! 

Кстати, такие тревел-разделы на сайтах есть не только у российских авиакомпаний. К примеру, у Turkish Airlines тоже есть блог, в котором пишут о путешествиях.

Раздел «Трэвел-Гид» на сайте авиакомпании «Аэрофлот»

Издательство

Тревел-журналист и книжное издательство — какая между ними связь? Самая что ни на есть прямая. Но только если устроиться в отдел туристической литературы. Тогда вы сможете увидеть, как создаются путеводители и даже, возможно, стать автором одного из них. 

Как туда попасть? Для начала выбрать понравившееся издательство, зайти на сайт, найти контакты и написать на электронную почту. Маловероятно, что вам ответят, но попробовать стоит — есть примеры, когда подобные истории заканчивались удачно. 

Более легкий альтернативный путь — откликнуться на стартовую позицию редактора/пройти стажировку. Так вы сможете увидеть, как работает издательство, и получите опыт (будете писать аннотации к тревел-книгам). А там и до путеводителя недалеко.

Статья автора в «Небортовом журнале Gate 7» авиакомпании S7.

Редакция электронных гидов

На смену печатным путеводителям приходят электронные гиды. Одна из самых популярных компаний на рынке, которая появилась во время пандемии, — Inspirator Travel. Выпускают гиды по России и миру (более 90 штук, от Кавказских минеральных вод до Бали), но упор сделан именно на Москву («Фотопрогулки по Москве», «Нью-Йорк в Москве и другие города», «Москва для свиданий»). А еще есть проект Secret guide — концепция примерно та же, но масштаб чуть меньше. 

Электронные гиды от печатных отличаются большей доступностью (купил — скачал — открыл на любом устройстве), более ярким дизайном и, конечно, ценой. Для их написания постоянно требуются авторы. Их обычно ищут среди местных жителей. К примеру, если планируется гид по Дубаю — идут искать тех, кто живет в ОАЭ. Поиск происходит в популярных соцсетях. Можно и не дожидаться, пока вас найдут, а напрямую написать в редакцию и предложить тему. 

Важный момент: специфические направления, скорее всего, не подойдут. Выпуск гида должен окупиться. Если на поездку в какую-то страну/город спроса нет, гид выпускать  нет смысла. Лучше предложить что-то привычное, но в необычном формате, чтобы выделиться среди конкурентов.

Обложка гида Travel Inspirator «Кавказские Минеральные Воды
Обложка гида Travel Inspirator «Бали»

Блог

Ну и последний вариант — тревел-журналист может завести и раскрутить свой блог. 

Самая удачная площадка для этого в настоящий момент — Telegram. Тут уже будут платить не за тексты, а за рекламу, которую периодически придется публиковать. Популярные тревел-блогеры зарабатывают гораздо больше, чем тревел-журналисты. И они не ограничены темами — могут писать о чем угодно. Свой канал — это как маленькое СМИ. 

Минусы у тревел-блогинга по сравнению с тревел-журналистикой тоже есть: стать популярным не так просто, придется вкладывать много сил, времени и денег на начальном этапе. А также разбираться самостоятельно с существующими законами: маркировкой рекламы, договорами и прочим. Но всё же результат стоит того.

Где искать работу?

Куда пойти работать — разобрались. А где искать эту самую работу? Так как тревел-журналистика — это довольно специфическое направление (и для многих желанное), то вакансий в общем доступе не так уж и много. 

Самый простой способ найти работу — попасть в комьюнити. Например, закончить курсы по тревел-журналистике, познакомиться с единомышленниками, обзавестись связями. Часто создаются приватные сообщества выпускников, куда выкладывают тематические вакансии. 

Можно мониторить HeadHunter — там тоже периодически попадаются интересные предложения. Но гораздо больше их в соцсетях — в Telegram или VK. 

Еще один рабочий вариант — составить список изданий, журналов, ресурсов, которые пишут о путешествиях, и связаться с ними. Рассказать о себе, предложить темы, показать примеры работ. Главное — учитывать специфику издания. И не отчаиваться, если получите отказ или не дождетесь ответа вовсе. Главное, пробовать снова и снова! Удача точно когда-нибудь будет на вашей стороне.


Источники фото:

https://www.aeroflot.ru

https://www.s7.ru

https://inspirator.travel