В последнее время немецкое издание Süddeutsche Zeitung (SZ) испытывало большие трудности в формировании своей дальнейшей стратегии. Разделение редакции на команды, которые занимались только печатью и только диджиталом, не давало желаемого эффекта. Было решено отказаться от такого подхода и кардинально пересмотреть принципы своей работы.
Süddeutsche Zeitung – одна из крупнейших газет Германии и Европы. На издание работают 500 журналистов и 40 зарубежных корреспондентов. В начале 2024 года у SZнасчитывалось 285 тысяч цифровых подписчиков.
«У нашего бизнеса на самом деле были неплохие результаты, но общая картина была примерно такой же, как вид из окна нашей мюнхенской штаб-квартиры в пасмурный день. Облачно, туманно. Мы не видели горизонта и не знали точно, куда направляемся», – сказал управляющий редактор и старший редактор отдела по работе с искусственным интеллектом Süddeutsche Zeitung Фабиан Хекенбергер участникам конференции WAN-IFRA Newsroom Summit 2024 в Цюрихе.
Он добавил, что их компания не была по-настоящему единой: «Одна из основных причин заключалась в том, что у нас по-прежнему работали две совершенно разные команды, одна из которых занималась печатью, а другая – цифровыми технологиями».
Поход к стоматологу
Изменить рабочие процессы и мышление сотрудников оказалось непросто, но они начали с незначительных изменений, чтобы заложить прочный фундамент грядущей трансформации, решение о проведении которой было принято в 2019 году.
«Мы понимали, что предстоит проделать много работы. Мы решили перестатьслужить двум богам: охвату и рекламе, с одной стороны, и подписке – с другой. И сосредоточились в первую очередь на подписчиках и бизнесе, приносящем доход от цифровых технологий. Это также внесло большую ясность в работу журналистов SZ», – рассказал Хекенбергер.
Так, в редакции начался переход от «интуитивных ощущений» к понятным показателям. Теперь во главе угла стояли потребности подписчиков. Были разработаны и введены дополнительные метрики, на которые следовало всем ориентироваться. Это означало обновление архитектуры CMS. Но, по словам Хекенбергера, в компании быстро обнаружили, что это гораздо больше, чем просто технический вопрос: «На самом деле труднее всего было приучить сотрудников пользоваться новыми инструментами».
Ранее они использовали различные инструменты, привычные любому журналисту и редактору, такие как, например, Microsoft Office и Google Docs. Хекенбергер рассказал, что в SZ разработали собственный браузерный редактор: «Это простой редактор, который включает все метаданные, необходимые для нашей цифровой дистрибуции, и позволяет журналистам делать то, что они привыкли, – писать хорошие тексты, но максимально простым способом».
По его словам, поначалу внедрение этого инструмента было сродни походу к стоматологу. Однако в конечном итоге сотрудники редакции оценили его удобство и теперь с удовольствием им пользуются.
Как в школьном спортзале
«Корпоративная культура съедает стратегию на завтрак, а трансформацию – на обед, – пошутил старший редактор отдела цифровой стратегии и инноваций Süddeutsche Zeitung Ханнес Воллмут, который выступал с докладом вместе с Хекенбергером. – Культура – очень сложная штука, но нам предстояло менять ее тоже. И с чего-то нужно было начинать».
Мы решили перестать служить двум богам: охвату и рекламе, с одной стороны, и подписке – с другой. И сосредоточились в первую очередь на подписчиках и бизнесе, приносящем доход от цифровых технологий
«Мы работаем в большой стеклянной башне, и фактически изолированы друг от друга: каждый живет в своей собственной вселенной, – продолжил он. – На верхнем этаже у нас располагался центральный конференц-зал с длинным столом. И изменения в корпоративной культуре, как это ни странно, мы начали как раз с конференц-зала, переместив его непосредственно в редакцию».
Они также избавились от стола и распределили места, чтобы люди могли сидеть там, где они пожелают. «Это больше похоже на атмосферу школьного спортзала, и это хорошо, – сказал Воллмут. – Конечно, всегда очень хочется провести трансформацию как можно быстрее, но начинать нужно с малого».
В действительности идея с конференц-залом поступила от сотрудников. Когда их спросили, что они хотели бы изменить в устройстве офиса, они попросили организовать для них новое место проведения встреч, где они могли бы вести дискуссии в менее формальной обстановке.
Вслед за перестройкой конференц-зала последовали другие изменения. Например, было решено избавиться от редакционного пресс-стенда.
По словам Воллмута, трансформация SZ еще в самом разгаре: «Это не пошаговый подход, а слои, которые накладываются друг на друга. И мы еще не закончили. Это еще далеко не конец».

Источник фото SZ: WAN–IFRA