Rambler&Co: мобильные устройства обеспечили 77% медиапотребления в России в первом полугодии

В первом полугодии 2025 года 77% медиапотребления в России пришлось на мобильные устройства, при этом доля десктопа составила в среднем 30% (категории не суммируются — один объект может входить в несколько одновременно). Часы наибольшей активности также сохранились: пользователи чаще заходят с компьютеров в обеденное время (12:00—13:00), а с мобильных устройств — утром (8:00—9:00) и вечером (17:00—19:00). Такие данные приводят аналитики медиахолдинга Rambler&Co в ежегодном исследовании изменений в паттернах потребления контента и привычках пользователей (отчет есть в распоряжении Sostav).

Авторы исследования выделили несколько типовых слотов медиапотребления, составив примерное «расписание дня читателя». С пяти до восьми часов утра — время вдумчивого чтения с мобильных устройств. Быстрый скроллинг с мобильных устройств приходится на временные промежутки с 8:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00. Самые продолжительные визиты с десктопа наблюдаются с 9:00 до 10:00, а быстрый скроллинг — с 12:00 до 13:00. Таким образом, самые «тихие» часы для новостей, независимо от устройств — с 10:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00.

В 2025 году аналитики Rambler&Coзафиксировали небольшие, но заметные изменения в медиапотреблении. Средняя продолжительность чтения медиаконтента выросла: на десктопе — с 5,2 до 5,5 минуты, на мобильных устройствах — с 2,5 до 3 минут. При этом сессии с мобильных устройств остаются короче почти наполовину (на 45%), чем с компьютеров.

Изменились и предпочтения по дням недели. Лидером по активности пользователей стала среда, на которую пришлось 14,9% всего недельного медиапотребления (годом ранее с тем же показателем лидировал понедельник). Наименее востребованным днем для чтения новостей стала суббота с долей 13,1% (в 2024 году — воскресенье с 12,9%).

Тематика интересов также демонстрирует сдвиги. Набирают популярность разделы «Наука и техника» и «Авто», а также контент о здоровье и путешествиях. Для сравнения: в 2024-м в топе были «Экономика» и только потом «Наука и техника». Несмотря на то, что политическая повестка сохраняет лидерство в топ-20 новостей, все чаще внимание аудитории привлекают жизненные и просветительские материалы — от обзоров техники и праздничных подборок до исторических лонгридов и публикаций о заметных культурных событиях.

Андрей Цыпер, исполнительный директор по медиа Rambler&Co:

Исследование подтверждает: ключевые предпочтения аудитории в новостной повестке остаются стабильными — меняются лишь каналы доставки контента. Это касается как временных паттернов потребления и используемых устройств, так и тематики. Даже в условиях высокой мировой активности интерес к политике продолжает снижаться — аудитория возвращается к сбалансированному контенту, где событийные новости дополняются тематическими направлениями.

Однако следующий этап трансформации, который выходит за рамки текущего анализа, — это влияние искусственного интеллекта. Вероятно, привычные временные интервалы сохранятся, но уже в ближайшие годы запросы пользователей сместятся в сторону ИИ-агентов. Суть потребления останется прежней, изменится лишь форма: те же часы, тот же запрос на информационный срез, но принципиально иные инструменты взаимодействия с ним.

Аналитики Rambler&Co также проанализировали сценарии потребления контента в Telegram. Исследование проводилось методом онлайн-опроса среди интернет-активных россиян в возрасте 16−64 лет в период с февраля по июнь 2025 года. Результаты показали значимые различия в поведении различных возрастных групп. Так, молодая аудитория (16−34 года) реже обращается к новостям — в среднем 22 раза в месяц, однако проводит за чтением больше времени, до 2,1 часа в день. Старшая группа (45−64 года), напротив, уделяет новостям меньше времени — около 1,5 часа в день, но делает это регулярнее, в среднем 25 раз в месяц.

Наибольшая активность чтения новостей в Telegram фиксируется в вечерние часы после работы или учебы. В будни этот показатель достигает 53%, в выходные — 63%. При этом у аудитории 16−24 лет активность ниже: они реже, чем остальные пользователи, читают новости в будние дни — разница составляет около 10%.

Большинство читателей ограничиваются подпиской на небольшое количество источников. В среднем аудитория Telegram читает не более трех новостных каналов, избегая информационной перегрузки. Лишь 34% пользователей подписаны на четыре и более СМИ. При выборе источников важную роль играют рекомендации друзей и активность в социальных сетях. При этом почти половина (47%) аудитории пересылает новости знакомым хотя бы раз в неделю, но лишь 15% делают это ежедневно.


Источник: Sostav