Продажи в книжных магазинах за восемь месяцев 2025 года сократились на 6−18%, при этом доля онлайн-продаж увеличивается. Розничным сетям не просто выдержать онлайн-конкуренцию. Так, розничная сеть «Книжный лабиринт» (входит в книжный холдинг «Лабиринт») за последний год закрыла около 90% своих магазинов.
Сейчас под этим брендом работает только шесть торговых точек в Москве и области. При этом на ноябрь 2024 года у «Книжного лабиринта» было 62 действующих магазина по всей России. За счет закрытия магазинов холдинг, по словам участников рынка, пытался снизить свои операционные расходы с целью погашения задолженности перед контрагентами.
По данным «Платформы ОФД», продажи в книжных магазинах в январе-августе 2025 года сократились на 6% год к году. По данным «МТС-банка» — на 8%. В «T-Pay» оценивают, что за этот период офлайн продажи книг упали на 18%.
В «МТС-банке» добавляют, что при этом доля покупок цифровых книг от общего количества продаж выросла с 27% до 33%, а средний чек в онлайн-сервисах вырос на 10%, до 345 руб. По данным «T-Pay», рост составил 12%.
Участники рынка связывают падение продаж с растущей долей маркетплейсов, на которые уже приходится 65% продаж. Рост цен, по словам участников рынка, обусловлен удорожанием книг, инфляцией и «постоянно меняющимися требованиями законодательства».
По итогам прошлого года оборот книжной розницы (магазины и сети) составил 37,4 млрд руб., на него пришлось 38% от всей реализуемой книжной продукции. Это минимальный показатель за четыре года. Рынок цифровых книг в прошлом году увеличился на 37% до 19,72 млрд руб.
Источник: Sostav