Маркетплейсы стали основным каналом продаж книг

Основным каналом продаж книг в России стали маркетплейсы. Шесть из десяти печатных книг жители страны покупают именно там, пишет «Ъ».

По данным «Эксмо-АСТ», доля маркетплейсов достигла в этом году почти 58%, в прошлом этот показатель составлял 45%.

В Wildberries заявили, что в текущем году оборот в книжной категории увеличился почти на 30% по сравнению с январем — августом прошлого года. Чаще всего покупают поэзию, а также биографии и историческую литературу. По общим объемам продаж в топе на Wildberries оказались учебники, художественная литература, детские книги, энциклопедии.

В Ozon быстрее всех рос спрос на молодежную литературу (рост в 3,8 раза) и пьесы (в 2,4 раза). Также чаще покупают пособия для подготовки к экзаменам (рост в 5,6 раза) и бизнес-литературы (в 4,6 раза).

Популярность покупок книг в интернете начала расти во время пандемии.

«Если до пандемии мы оценивали распределение долей как 60/40 в пользу традиционной розницы, то сейчас ситуация ровно противоположная. По издательской группе “Альпина” доля продаж через маркетплейсы в первую половину 2025 года выросла на 3% по сравнению с первым полугодием 2024 года и сейчас доходит до 65%», — рассказала директор по маркетингу издательской группы «Альпина» Ирина Антонова.

Это связано с ростом числа пунктов выдачи и доступностью в удаленных населенных пунктах.

Традиционные книжные магазины ищут новые способы привлечения читателей: магазины трансформируются в «центры эмоций», предлагая уютную обстановку и мероприятия.

Будущее книжного ретейла — развитие формата «магазин впечатлений», потому что люди перегружены цифровой информацией, считает представитель розничной сети «Читай-город — Буквоед». В новых форматах некоторые магазины даже делают обособленные книжные гостиные с теплым светом и мягкой мебелью.

Некоторые эксперты отмечают, что не у всех книжных падают продажи. Есть сети, которые активно проводят акции, выкладки и распродажи и продолжают развиваться.

Например, как рассказала коммерческий директор издательской группы «Альпина» Ирина Кукушкина, выручка сетей «Дом книги» и «Книга плюс» в Казани в 2025 г. выросла на 17%, “Санкт-Петербургского дома книги” — на 12%, небольшой книжной сети «Книгомания» в Сочи — на 40%.

В России появляются и новые проекты, в том числе книжный кластер «Смысловая 226», его направление — программа «Книги у дома».

«Мы начинаем с 250 точек в 3 городах. Надеемся, что пилот проекта пройдет удачно и в будущем мы значительно расширим географию присутствия “Книг у дома” и обеспечим уровень доступности, чтобы книги можно было купить так же легко и просто, как продукты», — заявила генеральный директор кластера Екатерина Виноградова.


Источник: AdIndex