ВЦИОМ: россияне больше доверяют телевидению, чем новостным сайтам и telegram-каналам

В telegram-канале New Media разместили презентацию Валерия Фёдорова — гендиректора Аналитического центра ВЦИОМ. Презентация «Тренды медиапотребления» подготовлена для медиафорума «Енисей», который проходит 6−7 ноября в Красноярске.

Согласно данным ВЦИОМ, 84% опрошенных читают новости каждый день. При этом больше всего россияне доверяют телевидению — 50%. Уровень доверия к новостным сайтам составляет 37%, к telegram-каналам — 33%, к печатным СМИ и радио — по 32%.

Телеаудитория — те, кто смотрит ТВ-каналы не реже одного раза в полгода, — составляет 75%. Из них 47% делают это ежедневно. Интернет-аудитория составила 86%, причём 78% опрошенных пользуются интернетом каждый день. Хотя охват аудиторий телевидения и интернета сопоставим, интернет более популярен: ежедневно им пользуется почти четыре из пяти россиян.

Исследователи выделили основные источники информации:

  • телеканалы («Россия-1», «Россия-2», Первый канал, НТВ, «Рен ТВ», «Россия-24»);
  • новостные сайты (Дзен, региональные и местные сайты, социальные сети, YouTube/Rutube, РИА Новости);
  • telegram-каналы (региональные, РИА Новости, каналы о СВО);
  • газеты и журналы («Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Российская газета», региональная пресса);
  • радиостанции («Русское радио», «Европа Плюс», «Маяк», «Дорожное радио», региональное радио).

Участникам опроса также предложили оценить, насколько им важна правдивость в СМИ. Средний балл составил 6,52 из 7. Уровень удовлетворённости тем, насколько официальные медиа и федеральные каналы действительно говорят правду, оказался значительно ниже — 4,13 из 7.

Автор презентации связывает это с особенностями инфополя:

«Люди ищут не столько факты, сколько смысл, структуру и эмоционально понятное повествование. Современная журналистика и коммуникация существуют на грани между искренностью и манипуляцией. Им приходится одновременно просвещать аудиторию и защищать её от информационного переутомления».

Скорость потока новостей, по мнению гендиректора ВЦИОМ, представляет собой проблему:

«Скорость информационного потока сегодня настолько большая, что, зачастую в голове того, кто его читает, возникает абсолютный хаос Одним из ярких примеров проявления хаоса является феномен „фантомных новостей“. Ситуации, когда человеческий мозг конструирует новость из различных информационных осколков».

Исследование проводилось весной-летом 2025 года, оно основано на двух опросах — телефонном интервью и интернет-опросе по вероятностной панели. В каждом из них участвовало более 1600 россиян.


Источник: Лениздат