В Екатеринбурге уничтожили сеть распространения печатной продукции

На днях в Екатеринбурге убрали с улицы последний газетный киоск, который входил в сеть «Розпечать». Самое крупное предприятие, несколько десятков лет обеспечивавшее уральцев печатной продукцией, прекращает существование: ведет ликвидационные процедуры, увольняет работников. Ежедневные региональные и федеральные газеты остались без самого надежного, удобного для читателей канала распространения. Еще в начале года у сети было более сотни киосков, сейчас — ноль.

Кто выиграл? По версии мэрии — внешний вид города и инфраструктура: обзор вдоль улиц теперь ничто не загораживает. Не в накладе и местный бюджет, ведь за право аренды земли под нестационарные торговые объекты (НТО) предприниматели сейчас должны бороться на аукционах. Но есть и другая, народная версия.

История повторяется

Непонятно почему, но возникает ощущение, что муниципальные власти не любят нестационарную торговлю в принципе, и обострение этого чувства циклично — совпадает со сменой городской или районных команд управленцев. Едва ли не первое, чем начинают заниматься новички, — это наводить порядок в уличной торговле: многие киоски, которые стояли в городе при прежних чиновниках, оказываются вне закона. Проходит время, меняется руководство города, и обнаруживается: наводить порядок надо снова. Чем же занималась предыдущая администрация? Вопрос риторический.

Издатели предлагали заменять киоски поэтапно, пролонгировать срок договоров аренды, дифференцировать цены лотов. Но горадминистрация на это не пошла

Завершающий этап очередной акции по приведению киосковой сети к норме администрация Екатеринбурга начала в 2024 году. Обосновали необходимостью ликвидировать нестационарные торговые точки тем, что они были установлены на местах, которые не соответствуют изменившимся правилам. Нормативов разного уровня, разработанных чиновниками и одобренных депутатами, множество. Это и расположение вплотную к перекресткам, нахождение над подземными коммуникациями, близость к трамвайным путям, расхождение площади павильона с размером, указанным в Схеме размещения НТО, внешний вид киоска, не совпадающий с типовыми требованиями, и так далее.

Но, как показывает практика, далеко не всегда кампании по ликвидации НТО связаны с реальными нарушениями. В свое время в Екатеринбурге прогремел скандал, когда глава Орджоникидзевского района (кстати, только что назначенный) постановил ликвидировать 21 из 39 киосков прессы. Журналисты не приняли на веру доводы, которыми оперировала администрация, и изучили расположение каждого приговоренного к сносу павильона. Выяснилось: во всем (!) Екатеринбурге в запрещенных для установки НТО охранных зонах тепловых сетей находятся лишь два киоска печатной продукции, и оба в другом районе. ГИБДД заявила, что проблему с обзором перекрестка можно решить без ликвидации павильонов. А прокладке трамвайной линии (тогда предстояло соединить Екатеринбург с Верхней Пышмой) мешал только один объект. В итоге глава района отступил, требования были признаны избыточными, 12 точек из ликвидационного списка продолжили работу.

Кебаб навсегда

В полной схеме размещения НТО Екатеринбурга на начало 2025 года значилось 1668 мест, срок аренды истекал у 1390 точек, в том числе у всех киосков «Розпечати». Вслед за завершением срока действия договора власти имеют право назначить новые условия аренды, а то и вовсе ликвидировать объект. Массовая зачистка города стартовала весной этого года — и почему-то именно с киосков прессы. Екатеринбуржцев снова решили осчастливить насильно, особо не разъясняя планов и не прислушиваясь к мнению горожан.

— Действуем открыто. Мы создали общедоступный интернет-ресурс, на котором можно в режиме онлайн отследить, где и какие павильоны установлены, насколько они легальны и до какого времени действует договор, — пояснял на встрече с журналистами директор департамента потребительского рынка и услуг мэрии Максим Чаплыгин.

Но вопросы возникают не только у журналистов. Жительница Кировского района поделилась в соцсетях недоумением: «Угол Гагарина-Ленина. Киоск «Шаурма». Труба дымит прямо в окна жилого дома. Павильон закрывает обзор автомобилистам и пассажирам, идущим на остановку транспорта. Убрали все стоявшие рядом киоски, кроме этого. Интересно почему?» Подобные истории не единичны. Такую же картину горожане наблюдали на улице Щербакова на остановке «Дерматологический институт». Киоска прессы больше нет, а очередной «Кебаб King», несмотря на жалобы жителей, продолжает работать.

В 2018 году — в первую волну попыток администрации очистить от киосков гостевые маршруты — общественности удалось убедить власти, что газеты и журналы — товар социально значимый, к тому же на продаже печатной продукции, сувениров и прочих бытовых мелочей много не заработаешь. В итоге специалисты Института экономики УрО РАН рассчитали понижающий коэффициент — киоскам печати установили льготный тариф на аренду земли: в десять раз меньше, чем для точек, торгующих более доходным товаром.

Сверхприбыль на газетах

На сей раз при разработке правил участия в торгах о социальной значимости печатной продукции снова забыли. В 2024 году власти Екатеринбурга заявили о необходимости повышения платы за участие в торгах на землю под НТО до рыночного уровня — она была увеличена в два-три раза. Формула определения арендной платы учитывала многие факторы, но не социальный аспект, и в итоге оказалась для торговцев шаурмой и распространителей прессы одинаковой.

— Демонтаж 80 павильонов обойдется в пять миллионов рублей, столько же — размещение новых. Правила аукциона на место под НТО подразумевают платеж не менее 200 тысяч. Очень дорого встанет выполнение требований к внешнему виду киосков. Стоимость одного нового объекта — почти 1,5 миллиона рублей, их одновременная замена потребует разовых вложений в сотни миллионов, — приводил печальную арифметику Сергей Ченцов, руководитель уходящей с рынка компании по распространению печатных СМИ.

Изменить подходы к реформированию системы НТО просили и требовали предприниматели, в том числе торгующие через киоски иными товарами, нежели газеты и журналы, а применительно к периодике — еще и издатели, руководители типографий, уполномоченные по правам бизнеса и по правам человека Свердловской области.

Когда с привычных мест стали исчезать газетные киоски, пошла и массовая негативная реакция горожан. Для инициаторов наведения порядка она явно стала неожиданной. Последовали заявления и даже действия, призванные «отработать негатив»: власти сообщили, что на смену ушедшим распространителям периодики придет предприятие из Нижнего Новгорода, добавили в схему НТО еще несколько газетных киосков — мол, с реализацией прессы все будет хорошо!

Возможно, кто-то в это и поверил, но только не издатели: нижегородская оптово-розничная компания в принципе не развивает киосковую сеть и не реализует ежедневные издания. Это низкодоходное, да еще и крайне хлопотное дело. Лишь вмешательство в конфликт губернатора вернуло ситуацию к исходной точке — к уличной сети. Глава региона правила размещения киосков в Свердловской области изменил: теперь сами муниципалитеты могут сдавать в аренду предпринимателям готовые киоски. В результате малому и среднему бизнесу не придется покупать и устанавливать их за свой счет. Нужно будет лишь оплатить размещение объекта, а затем вносить арендную плату за его использование. Условие божеское. В пресс-службе администрации Екатеринбурга «РГ» сообщили, что именно по такому пути мэрия и пойдет: 70 киосков для установки в местах, зарезервированных в схеме размещения НТО за торговлей периодикой, администрация приобретет и смонтирует сама. Но как быстро городские управленцы смогут запустить этот механизм?

Как отучить людей читать

Строить — не ломать. Предстоит разработать нормативные документы, обсудить и утвердить их в городской Думе, потом найти деньги, заложить их в бюджет, провести торги, изготовить и установить современные и востребованные медиакиоски, как, к примеру, делают сейчас в Москве. На все это нужны время и деньги. На 70 киосков потребуется не очень большая по меркам бюджета Екатеринбурга сумма — ориентировочно до 200 миллионов рублей. Но быстро эти вложения не окупятся, ведь бизнес не высокодоходный. Да и компетенции по торговле прессой за время отсутствия в городе таких объектов могут быть утеряны, и приобретать газеты в киосках покупатели отвыкнут.

Издатели понимают, что киоски прессы в нынешнем виде устарели, но предлагали не сносить все разом, а договориться о поэтапной замене павильонов. По их представлению, ничто не мешало пролонгировать для них договоры аренды, установить дифференцированные цены лотов для участников торгов с разной специализацией, пониженные для прессы, как это сделали в четырех регионах России. То есть смотреть на два шага вперед и, расставаясь с прошлым, создавать условия для будущего. Но горадминистрация на это не пошла, подчеркивая, что действует в рамках своих полномочий и по закону.

Однако, как показало арбитражное разбирательство, местные власти неправомерно сократили срок продления без торгов договоров на размещение НТО с рекомендуемых федеральным постановлением семи лет до двух. Но в мэрии просчет не признают и от дальнейших планов не отказываются. В планах чиновников не учтены интересы жителей города, издательских предприятий, предпринимателей, реализаторов. А чьи интересы преследуются? Как полагают эксперты, это станет очевидно примерно через полтора года.

Тогда же, вероятно, могут появиться и первые медиакиоски от мэрии, соответствующие утвержденному ею новому облику и нормативу по площади — ровно 14,8 квадрата. Почему именно столько, сказать сложно. Видимо, для того, чтобы существующие в городе павильоны печатной продукции не смогли «выйти в финал», — большинство из них либо чуть меньше, либо чуть больше нового норматива.


Источник: Российская газета