Очередной всемирный конкурс газетного дизайна показал, что у дизайнеров новые приоритеты, а именно — интернет. Если принять в расчет, что интернет много моложе наших бумажных газет, то очевидно — все лучшее «детям».

Собственно, в критериях современного газетного дизайна и в работах газет-победителей ничего не поменялось. Выигрывают неизменно те, у кого соблюдается баланс жесткой графической модели («скелета» газеты) и оригинальности решений по подаче материалов. Главное, конечно, «скелет» — та самая разработанная под дизайн-макет модульная сетка и синхронизированная с ней по интерлиньяжу основного набора вся система текстово-заголовочных стилей. Только в этом случае в газете все будет выглядеть системно. Системность — не просто «дорожная карта» для читателя, которая помогает ему быстро и комфортно читать издание. Она еще и служит маркером качества газеты. Как мы угадываем: фирменная одежда или с рынка «Садовод»? Все просто — по отсутствию лишних деталей — ненужных карманчиков, клипсов и молний, по точным анатомическим лекалам, по ровным строчкам без торчащих ниток… Точно так же «фирменность» работает и в газете.

Открываешь любое издание — и сразу видно (не только специалисту, но и самому простому читателю), качественная газета или нет. Читатель не догадывается о существовании модульной сетки и об алгоритмах расчета системы стилей. Он даже о существовании этих терминов не знает. Но если со «скелетом» газеты что-то не так, он это чувствует. Попробуйте надеть брюки с ошибкой в лекалах — в одном месте будет топорщиться, в другом — жать, в третьем — швы расходятся.

Экивок многих редакций на то, что отсутствие «скелета» у них нивелирует «аутентичность» газеты — это ни что иное, как ленивая отговорка. Разумеется, читатель будет с газетой, какой бы она ни была, потому что человеку важно знать, что происходит рядом с домом. Но это совершенно не значит, что мы можем этим пользоваться и делать чтение своей газеты неудобным.

А оригинальность зачастую заменяет вычурность, никак не усиливающая и не доказывающая текст. Отсюда засилье вырезанных фотографий, красивых, но информативно пустых графических иллюстраций и другой «декорации».

ЧИТАТЕЛЬ НЕ ДОГАДЫВАЕТСЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ МОДУЛЬНОЙ СЕТКИ И ОБ АЛГОРИТМАХ РАСЧЕТА СИСТЕМЫ СТИЛЕЙ. ОН ДАЖЕ О СУЩЕСТВОВАНИИ ЭТИХ ТЕРМИНОВ НЕ ЗНАЕТ. НО ЕСЛИ СО «СКЕЛЕТОМ» ГАЗЕТЫ ЧТО‑ТО НЕ ТАК, ОН ЭТО ЧУВСТВУЕТ

Если принять постулат, что абсолютно все в газете (и заголовки, и дизайн-макет, и непосредственно оформление материалов) должно помогать читателю читать и доказывать ваши тексты, то все сразу встает на свои места. Самое главное в газете — это содержание. Именно из-за него читатель ее покупает и выписывает. Задача редакции — сделать максимум для того, чтобы это содержание было комфортно прочитано, а оформление материалов (снимки, инфографика и в редких случаях графические иллюстрации) доказывало смысл и детали публикаций.

Чтобы не быть голословным. Вот что оценивает жюри Всемирного конкурса газетного дизайна в первую очередь (декларация с сайта конкурса):

  • организация оформления («скелет»);
  • удобство использования (чтения);
  • типографика;
  • стилистика.

Дизайн должен быть продуманным и системным — с учетом аудитории и содержания. А текст и оформление должны рассказывать историю самым убедительным образом, говорится в релизе критериев оценки конкурса.

Если уж говорить о сайтах или интерактивных веб-проектах редакций (а конкурс проводится не только среди печатных газет, но и среди новостных веб-проектов), то ключевые пункты оценки дополняются техническими критериями:

  • адаптивность;
  • производительность;
  • интерактивность.

В чем же отличие конкурсных работ этого года, скажем, от полос претендентов десятилетней давности? Критерии прежние. Но вот «пиршество» дизайна уже более скромное. Очевидно, что основные силы дизайнеров сейчас уходят в веб — уход аудитории больших городов в диджитал, больше возможностей, связанных с интерактивностью, дополненной реальностью, перекрестными ссылками и анимацией. По сути, такие работы функционально, конечно же, намного сильнее бумажных.

Кстати, важная деталь — жюри конкурса не оценивает работы, выполненные искусственным интеллектом. Труд живых людей — авторов, редакторов и дизайнеров — пока держит «оборону». И вот что эти люди показали на конкурсе в этом году (смотрим работы призеров и победителей).

«Золото» в главной номинации конкурса «Лучший дизайн» в этом году получили два издания. Одно из них — европейский филиал американского медиахолдинга «Politico». Поищите на полосах этой газеты «шедевры» дизайна — не найдете. Потому что, еще раз, ключевой признак качественного газетного оформления — это исключительный порядок. Абсолютно все подчинено содержанию. Газета выжимает максимум для того, чтобы оформление делало содержание удобным (работа модульной сетки и системы стилей, структурирование текстов, информативность заголовков) и доказательным (информативность иллюстраций).

Газета работает в 9-колоннике. Очень удобная сетка с одной колонкой «радикалом», которая позволяет делать системную подачу второстепенных врезов, справок, ремарок и подписей к иллюстрациям. Но. Такая сетка «работает» лишь в том случае, если редакция при подготовке текстов уделяет пристальное внимание этим врезам и работает с ними. Обратите внимание, как газета переносит интернет-форматы на бумагу — часть материалов оформлены в виде «карточек».

Второй победитель — голландская ежедневная (!) газета De Volkskrant. Первый большой успех для них. И опять же — никаких «декораций». Железобетонный нордический порядок на полосах. И опять же 9-колонник.

Можно сказать, традиционный победитель конкурса — немецкая газета «Die Zeit» — стала только финалистом. Ее фирменный прием — оформление материалов с помощью самого текста.

Призер в номинации «Инфографика» — работа газеты «Die Zeit», данные о немецких котиках. Комплекс самых типичных кондовых чарт-графиков. Но именно они, как правило, эффективнее всего (проще и нагляднее) передают информацию. А в инфографике как раз точность и простота ценится больше всего.

Еще один «инфографичный» призер — журнал National Geographic. Это график экологичности производства тканей. Самый обычный Bumpchart. Просто оформленный под виды тканей.

В призы номинации «Инфографика» попала и китайская газета  South China Morning Post. Это работа про виды пластика, которые попали под запрет в Гонконге. Что уже запрещено и что попадет под запрет во вторую очередь. Почти двадцать тысяч ресторанов Гонконга хватаются за головы, ведь пластик — самый дешевый материал для еды «на вынос».

Ну, и напоследок — призеры в номинации «Первая полоса». Обложка газеты  POLITICO Europe с заголовком «Момент Трампа. На выборах в Европейский парламент ожидается всплеск крайне правых (иллюстрация спички с пламенем, стилизованным под прическу Трампа). Предновогодняя первая полоса канадского ежедневника The Globe and Mail  (Канада к этому моменту уже понимала, что премьер-министр страны Джастин Трюдо дорабатывает последние дни). И обложка немецкой ежедневной газеты  Der Tagesspiegel с анонсом публикации о расколе среди избирателей США перед выборами президента страны.


Обложка: freepik.com