Любые средства массовой информации служат чьим-то инвестиционным интересам — государственным, корпоративным, частным. Но существует и другая медийная реальность — творческое пространство фанзинов и зинов, малотиражных неофициальных и некоммерческих изданий, территория авторской свободы
От солнца до солнца «ХОЛОДНО»
Несколько лет назад в Норильске открылась Библиотека имени Зины. Многие недоумевали, кто такая Зина, собравшая вместе столько креативных норильчан. Яркое событие для города, где календарная полярная ночь — 45 дней без солнца, но бывает, что северяне и более 80 суток в году живут при искусственном освещении фонарей и ламп. Карина Андреева, руководитель проектов Агентства развития Норильска (АРН), организатор библиотеки, не стесняется признаться, что недавно про зины ничего не знала. А сегодня жизнь не представляет без заполярных зиНоделов и десятков авторских «ламповых» самодельных журналов: «ХОЛОДНО», «Кстати, о птичках», «Солнце 0202», «Люди искусственного света», созданных как «воплощение творческой свободы для любого человека». К 2025 году в библиотеке собрано более 200 зинов из разных городов России.
Рукодельная «КупавнаZine»
К коллекции архзинов, подаренных заполярной библиотеке художником-графиком Александром Архутиком, осенью добавился журнал «КупавнаZine» — новый коллективный литзин, сделанный им в этом году в соавторстве с московскими журналистами и литераторами. Писатель и журналист Николай Фохт отозвался на работу коллег исчерпывающе: «Делать сегодня бумажное издание — это и смело, и правильно… берешь в руки журнал — листаешь, разглядываешь, любуешься. Композиция, соразмерность, контраст, тактильность текста и изображения — ничем электронным такого не достичь. Материализация замысла — это усилие, а сегодня — сверхусилие…Журнал заявлен как zine (то есть, рукодельный). И парадоксально: полиграфия рукодельность уже не портит; полиграфия встает с ней наравне. Такое возвращение к первым оттискам, к китайскому VII веку, европейскому XV. Бумажный журнал или газета становятся артефактами, сакральными объектами…».
Архзины художника Александра Архутика:
ПЕРВЫМ СОВЕТСКИМ ФАНЗИНОМ НАЗЫВАЮТ САМОДЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ «ГУСЛИ КОТА ВАСИЛИЯ», С 1966 ГОДА ИЗДАВАЕМЫЙ ЛЮБИТЕЛЯМИ ФАНТАСТИКИ В СВЕРДЛОВСКЕ
Как началось: от фантастики до рок-н-ролла и субкультур
В начале ХХ века в США в противовес индустрии коммерческих СМИ стали популярными «ассоциации любительской периодики», выпускающие литературные сборники на общественных началах. Редактурой и издательством самодельных журналов занимался писатель с мировым именем, основоположник жанра хоррор Говард Лавкрафт, считавший «гражданскую журналистику более честной». Термин «фанзин» ввел в обиход в 1940 году шахматист Луи Рассел Шовене, музыкант и сочинитель любительской фантастики.
С зарождением радикальных арт-движений и альтернативных субкультур некоммерческие журналы развивались в разных направлениях. Фанзин, сокращенный до «зин», позднее из литературного стал фанатским, художественным, идеологическим изданием. Множились зины не только в музыкальной среде рок-н-ролла, панка или «металла», но во всех пластах общественной жизни. В конце 60-х, с изобретением копировальных аппаратов Xerox, произошел массовый взрыв в активности молодежных зинов, наполненных протестной энергией манифестов, броских заголовков и вопиющих коллажей.
Архзины художника Александра Архутика:
Отечественные традиции: от футуристов до андеграунда
Россия имеет давнюю историю некоммерческих изданий: университетские газеты, семейные журналы, дневниковые заметки. Поиски бумажной формы ведутся веками. В начале ХХ столетия футуристы решились на смелый полиграфический эксперимент. Упразднив привычный типографский набор, способом литографии печатали на разной бумаге, картоне и линолеуме «русские футуристические книжки», прославившиеся на весь мир. Поэты Давид Бурлюк, Владимир Маяковский, Алексей Крученых получили признание как интересные художники. Издательская деятельность рассматривалась ими как средство продвижения авангардных идей.
Нельзя утверждать, что в СССР зины заменили самиздат. Существующие параллельно, но в похожих условиях, они не допускались до редакционных и типографских ресурсов. Первым советским фанзином называют самодельный журнал «Гусли кота Василия», с 1966 года полуподпольно издаваемый любителями фантастики в Свердловске.
Зины XXI века: мир в бумажных миниатюрах
Сегодня многообразие самодельных журналов не поддается ни исчислению, ни описанию. Зины могут быть и профессиональными, и любительскими. Индивидуальными или коллективными. Литературными, иллюстраторскими, сатирическими, но всегда некоммерческими и малотиражными. Тысячи тем: футурология, урбанистика, психология, ЗОЖ, кино, кулинария, секреты единоборств, стрит-арт… Примеры современных отечественных прозинов — «Пыльца» (Pollen fanzine), «Носорог», «Синий диван», «Опустошитель». С 2012 года группа московских философов выпускает интеллектуальный литзин «Финиковый компот». Десять лет назад наметился всплеск личных артзинов, «зиноделие» пришли осваивать представители креативных профессий: искусствоведы, актеры, дизайнеры, книжные иллюстраторы.
Архзины художника Александра Архутика:
Где искать зины?
С 2017 года в России проводятся фестивали авторских книг и самодельных малотиражных изданий. В Москве — Граунд Зин фест, Бумфест, «Вкус бумаги», «Жердела» в Ростове-на-Дону и Краснодаре, «Зин-Зин!» в Хабаровске, «ФотоСинтез» в Воронеже. Арт-платформа Nizina из Санкт-Петербурга объединяет издательство, фестиваль, магазин и образовательные программы. Зины можно найти в московских книжных магазинах галереи на Солянке и Покровском бульваре, в дистро Soyapress и зин-маркетплейсе. В библиотеке музея «Гараж» хранится свыше 1500 зинов, изданных с 90-х годов. Собственными коллекциями авторских изданий обладают библиотеки художественной галереи «Тейт» (Лондон), исторического архива Asia Art Archive (Гонконг), научного фонда музея «Метрополитен» (Нью-Йорк) и другие.
Почему бумага?
Даже с тотальным влиянием интернета и постоянными похоронами бумажных изданий выпуск книг, печатной и рукотворной периодики продолжается. Экономичность и доступность, мобильность и емкость художественного высказывания, творческие эксперименты — безусловные достоинства зинов. Каждый экземпляр — штучное авторское изделие, которое можно перечитывать, коллекционировать, дарить.
А главное — это удовольствие от добровольного соавторства, работы с единомышленниками, объединенных общими творческими и бескорыстными интересами. Никакой должностной иерархии, формализма, коммерциализации. Нет погони за прибылью, спешки, канцелярщины, а есть простые человеческие радости — равноправие, взаимное уважение и творческая свобода.
Фото: Агентство развития Норильска и архзины художника Александра Архутика