Торжественная церемония награждения лауреатов Нобелевской премии мира состоялась в ратуше Осло 10 декабря.
Согласно установленному протоколу Дмитрий Муратов и Мария Ресса провели ряд встреч с королевской семьей, парламентариями, премьер-министром и членами кабинета, выступили на пресс-конференциях и приняли участие в детском утреннике. Журналистские и писательские организации в эти дни провели ряд дискуссий о современном состоянии профессии и международного диалога журналистов вместе с Центром прав человека, Норвежским хельсинкским комитетом и другими правозащитными группами, а также приняли участие в традиционном уличном шествии в честь лауреатов.
Тезисы из выступления Дмитрия Муратова на вручении премии
Дмитрий Муратов в своей речи затронул несколько тем, в том числе напомнил о деле Алексея Навального, рассказал о пытках в тюрьмах России и отметил, что уголовное преследование некоторых людей в стране носит политический характер.
Также он подчеркнул, что журналистика в России переживает «темные времена».
За несколько последних месяцев более 100 журналистов, медиа, правозащитников и НКО получили статус иностранных агентов. В России это значит одно — враг народа. Многие наши коллеги остались без работы. Кто-то вынужден уехать из страны. У человека отбирают привычную жизнь на неизвестное время, а может быть, отбирают навсегда.
Журналист заявил, что премия принадлежит всему журналистскому сообществу:
…Мы, конечно, понимаем: эта премия — всему профессиональному сообществу настоящих журналистов.
Мои коллеги разоблачали отмывочные технологии и вернули в бюджет миллиарды украденных рублей, вскрывали офшоры, останавливали вырубки сибирских лесов. Государство в результате поддержало усилия «Новой газеты», «Эха Москвы», «Дождя» (признан в РФ СМИ-иноагентом) и других коллег по лечению детей, больных редкими заболеваниями, для которых нужны самые дорогие лекарства в мире.
<...>
Мы эту премию передаем на помощь больным людям и поддержку независимой журналистики.
Дмитрий Муратов предложил всем присутствующим на церемонии подняться и почтить память погибших журналистов минутой молчания. «Я хочу, чтобы журналисты умирали старыми», — сказал он.
Подробно о событиях в Осло читайте не на нашем сайте и в ближайшем номере журнала.
Фото: NTB