Страх перед фейковыми новостями чрезвычайно преувеличен. Такую информацию представляет фактчекинговый американский сайт «Проверка необъективности медиафактов».
Уильям Даттон, профессор СМИ и информационной политики в колледже искусств коммуникаций и наук университета штата Мичиган (Michigan State University), прокомментировал гипотезу:
Это была революция в первые годы появления интернета: каждый мог получать в любой момент и в любой точке мира информацию всего лишь за один клик. Многие надеялись, что такая, по своей сути, демократическая технология приведет к появлению более информированных граждан, которым будет легче участвовать в дебатах, выборах и публичной дискуссии.
Однако сегодня многие обеспокоены тем, что поисковые алгоритмы и социальные сети подрывают качество информации, которую пользователи видят в интернете. Они опасаются, что такая информация может ослабить демократию в эпоху цифровых технологий.
Профессор Даттон считает исследования Twitter и Facebook «ограниченными» и провел собственное расследование в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Польше и Испании в январе 2017 года. Даттон узнавал способы использования поисковых систем по вопросу политики у обычных пользователей. Исследование показало:
• Люди, ищущие информацию в интернете, часто перепроверяют её в других источниках.
• Пользователи бояться эффектов «эха-камеры» и «пузыря фильтров»:
«Эхо-камеры» — искажение информации от адресата до получателя. При этом появляются разные варианты исходного сообщения. В итоге пользователь, который передаёт новость, воспринимает ошибочную информацию как достоверную.
«Пузырь фильтров» — материалы в поисковых системах фильтруются под интересы пользователя (запросы сохраняются в истории браузера). Так работает Яндекс и Google.
По данным исследования Даттона, 2/3 людей используют интернет чаще одного раза в день для поиска новостей и информации, касающейся политики. Процент пользователей составил 64%.
Также Уильям составил диаграмму степени доверия информации в интернете в ряде стран. По данным его исследования, 44% пользователей Германии скептически относятся к поисковым запросам и информации в интернете. Похожую позицию разделяют Франция и Великобритания. Больше половины населения в Италии и Польше считают информацию в интернете «достоверной» и «абсолютно надежной».
Перевод: Анна Курбаналиева Источник: mediabiasfactcheck.com