Погрузиться в новую реальность, но для чего?

О том, как технологии VR и 360-видео влияют на документальность и журналистику, поговорили на Третьей международной научно-практической конференции «Медиаграмотность, медиаэкология, медиаобразование: цифровые медиа для будущего» в ВШЭ. Дискуссию провёл Максим Корнев, редакционный директор ЖУРНАЛИСТА. Обсудили возможности иммерсивной журналистики с использованием VR и 360-градусного видео.

Россия технологически догнала другие страны по развитию и внедрению виртуальной реальности и сферического (панорамного) видео в коммерческом секторе, но для СМИ вопрос вложения серьёзных инвестиций в новый формат стоит остро. 

Светлана КЛИМКИНА, руководитель отдела развития и продвижения панорамного видеоконтента RT360, рассказала о появлении проекта «Видео 360» на Russia Today. 

Для аудитории это новый формат, который востребован максимально – до полумиллиона просмотров в первый день размещения в соцсетях.

По мнению Климкиной, формат интересен тем, что позволяет побывать зрителю там, где он никогда не окажется, например, на МКС, а также взаимодействовать с контентом. Это погружение и эксклюзивные точки доступа.

Однако существует кадровая проблема: сделать качественное видео технически сложно, потому что оператор должен обладать сферическим зрением. Невозможно переквалифицироваться из обычного оператора в 360 за пару часов. Создание видео панорамного формата – это всегда команда из режиссера, продюсера, сценариста и, конечно, оператора.

В редакционных целях я вижу огромный отклик. Тема космоса и технологий стоит на ступень выше, люди стоят очередями в нашу VR зону, чтобы посмотреть наш контент.

Ирина САВЧЕНКО, заместитель руководителя дирекции интернет-вещания «Первого канала», экс-руководитель редакции видеоинформации агентства РИА Новости, подчеркнула, что разницы между иммерсивной и обычной журналистикой нет с точки зрения цели сообщения нет.

Недавно телеканал запустил видео формата 360 для проекта «Голос Дети» и анализирует зрительскую реакцию на этот продукт. Пока люди по-прежнему приходят послушать песни в исполнении детей. А из того нового, что дает формат 360, наибольший интерес вызывает закадровая жизнь проекта, например, работа оператора. И только анализируя пользовательский спрос, можно показать нечто действительно значимое. При этом надо думать о дальнейшем развитии продукта, чтобы не показывать одно и то же.

Только анализируя пользовательский спрос, мы сможем показать людям нечто действительно значимое для них. При этом необходимо думать о дальнейшем развитии продукта, чтобы не показывать одно и то же.

Для медиа остро стоит вопрос смысла использования технологий:

Что мы покажем такого, чего пользователь не видит в стандартном виде? Как работать со звуком, чтобы направлять внимание в ту точку, где происходит действие? При этом качество видео не должно уступать телевизионной картинке.

Аудитории дана возможность вращать панораму и выбирать угол зрения, но пока нельзя зумировать и разглядывать то, что хочется. Для этого нужны специальные плееры.

Конфликт между пользовательским запросом и предложенным контентом: некоторые говорят, что в VR навязывают режиссерскую версию. Такие люди первыми уйдут из категории пользователей, потому что им нужно больше выбора. Вторая категория людей (их больше) задают простой вопрос – зачем мне это? В чем назначение инструмента? Пока ответов на эти вопросы у СМИ нет. Точно так же, как и на вопрос, зачем технология редакциям, ведь кардинально она не меняет пользовательского поведения. Кроме этого, многие даже не догадываются, что смотрят панорамное видео, когда находят его на Youtube.

Вывод для индустрии – VR продукты не должны дублировать «плоский» контент, а предлагать что-то новое. Без конкретной стратегии внедрение VR окажется пустой тратой денег.

Фонд развития интернет-инноваций выделил большие деньги на развитие VR, но пока нет таких команд, которые могли бы предложить качественный продукт.

Вопрос в том, что для журналистики это один уровень компетенций, а для бизнеса – другой. И мне пока неизвестно, в каком заведении собрана такая команда программистов и продюсеров, которые могли бы выполнять сложные проекты. Третий сотрудник команды нужен в зависимости от сферы проекта.

Савченко полагает, что научиться быть таким «третьим» сотрудником невозможно ни в 20, ни в 25 лет, поскольку это другой уровень ответственности.

Самое время создавать экспериментальную площадку, это нельзя преподавать теоретически.

Эксперт рассказала о новой гуманистической проблеме из-за погружения в новые технологии. Происходит так, что человек оказывается в новом мире (неважно, реальном или придуманном) совершенно один. Проблема – как ему взаимодействовать с контентом, и кто там внутри новой реальности с ним общается. Сильные переживания происходят, например, когда человек видит своё тело со стороны. 18 млн просмотров набирает видео о том, как человек плавает с акулами. То есть человек хочет понять – как он будет вести себя в неизвестности, в этих обстоятельствах, в другой профессии и проч.

Георгий МОЛОДЦОВ, программный директор в EMC VR FILM Festival, считает, что технологии ограничивают современного художника так же, как и в начале развития кинотехнологий. Ограничения эти чисто технического характера – сжатие и потеря качества, перегрев устройств и тпрочее.

Когда в прошлом году мне предложили организовать фестиваль сферического кино, я подумал, что это прекрасная экспериментальная площадка. Взять топовый и независимый продакшн, а также студенческое кино, и посмотреть на 1850 зрителей (фокус-группа), которая покажет особенности восприятия. Мы не только показываем контент, но создаем условия его восприятия как кинематографического произведения.

Качество снимаемого сферического видео из всех жанров кино ближе всего к документалистике. Поблажка из обычного документального кино относится и к сферическому – «ну может качество не то, зато достоверно». А зритель доверяет документальному кино больше. Современная техника позволяет делать видео среднего качества и фото высокого качества параллельно.

Будущее сферической журналистики – когда есть общий и крупный план одновременно.

Научные темы хорошо подвержены VR-технологиям. Из них в топе – космос, подводные съёмки, высокотехнологичные производства и человеческое тело.

Екатерина МОВСУМОВА, руководитель первого в России демонстрационного и образовательного центра технологий виртуальной и дополненной реальности Newsroom, бывший исполнительный директор «Ведомостей», считает, что технология недостаточно популяризирована, в том числе, среди аудитории и даже самих медиа.

Впрочем, в демонстрационном центре уже появляются такие СМИ как «Ведомости», «Коммерсант», РБК, чтобы посмотреть на возможности VR.

 


Текст: Камилла Нигматуллина
Фото: Анна Качкаева