А. ШВЕДОВ. Фарисейство

Российская пресса била копытами подобно Савраске, соскучившемуся по коллективному ржанию и почуявшему солидарный запах табуна.

Андрей ШВЕДОВ, военный обозреватель


23.03.03 в 5.30 началась вторая иракская. И понеслось! “Третья мировая!”, “Ирак – наша Брестская крепость”, “Американцы применят ядерное оружие”, “Кровь ради нефти”, “Следующей будет Россия”. И кто же у нас так явно показал савраскины копыта? Да все, включая журнал “Журналист”. Как будто не было двенадцати лет перестройки, поверженного Дзержинского, гайдаровских реформ. Выступления Андрея Черкизова (программа “Назло”) вполне мог выдать в эфир Александр Крутов (программа “Русский Дом”), а статья Сергея Лойко в “Новой газете” подошла бы и “Красной звезде”. Противоположности сошлись, как задружили после распятия Христа враждовавшие прежде Ирод с Пилатом. Европейская печать вела себя не лучше. Все эти Либерасьоны, Зюддойче Цайтунги, Аль Паисы и Ле Суары дули в одну дуду: про разгоны антивоенных демонстраций, о причиненных страданиях невинному иракскому народу. Впрочем, на фоне побед англо-американцев (и фантастического растворения федаинов Саддама) европейские коллеги негромко заговорили о необходимости сотрудничества с коалицией. Тому были причины и аргументы. У России ревматически заныла “пролетарская косточка”, а Европа “слишком много кушать…” (в смысле зажралась). Фарисействовали курс евро и мировые индексы. Такое вот единство.

Клеймящие американскую военщину называли две причины войны: нефть и претензии на мировое господство. Про нефть ответил 3 апреля в “Известиях” посол США Александр Вершбоу: “Это не война за нефть. Если бы нам была нужна иракская нефть, мы бы просили о снятии экономических санкций, чтобы заключить сделку с Саддамом и избежать военной кампании, которая будет стоить более 75 млрд. долларов и неизвестное число жизней наших военнослужащих”. Действительно, проще снять с Ирака санкции (которые они же и наложили) и иметь нефти сколько хочешь, и цену на нее, какая нравится. Но нет. Американцы хитрые: сначала разговорами о войне поднимут цену за бочку нефти марки “брент” чуть не до 40$, потом грохнут на саму войну пару российских бюджетов, расколют НАТО, всю “старую Европу” поставят к себе в оппозицию, и тут как раз свою злодейскую, бесовскую выгоду и выловят. Так, что ли?

А насчет лидерства в мире, то Америке за него есть такая же нужда бороться, как, скажем, Путину – за власть в России. Лидерство и так есть. Господства нет. Это лишь общепринятая журналистская шняга. Вон Турция, союзник, вся от Америки зависящая, взяла и не пропустила американские войска через свою территорию. Почему? Антиамериканские настроения у нее в парламенте поднялись. И всемогущая Америка не может сказать наподобие нашего Виктора Степановича: мол, у кого что-то поднимается – пусть поднимают в другом месте…

Кстати, позиция Путина и России – это две ну очень большие разницы. Конечно, Путин все понимает и душой со Штатами (вспомните хотя бы его требование о выполнении Ираком Женевской конвенции о гуманном отношении к военнопленным). Саддам представлял реальную угрозу, запрещенное оружие у него было, и цивилизованный мир вполне мог стать горячей закуской на его пиру… Путин воевал в Чечне по тем же причинам, что и Буш в Ираке. Но они разыгрывают перед экстремистским миром старый чекистский трюк: злой – добрый следователь. И пусть разыгрывают.

Есть фарисейство и фарисейство* (я беру слово “фарисейство” в каноническом смысле: лицемерие. Потому что в корневом (толковать, комментировать) я и сам первый фарисей). Иракцы, еще вчера лобызавшие портрет Хусейна, а сегодня плюющие в него и бьющие его по носу тапочкой (именно тапочкой, здесь особый кайф) – это одно. Катя Андреева на “первом”: губки бантиком, голосок елейно-возмущенный, искорки негодования в глазах (залюбуешься!) – тоже одно. И все эти кати, все эти новохудоносоры междуреченские на всех каналах и во всех газетах и журналах, у шустеров и киселевых, в парламентах и министерствах, живущих и здравствующих в мире, который защитила Америка, но при этом плюющих в нее и лупящих, лупящих ее тапочкой, – это тоже одно. А вот Путин, которому приходится морочить всем головы хотя бы для того, чтобы они эти головы еще немножко поносили, и играть себя по образу и подобию тех, кто его избрал, – это другое. Совсем другое.

В отличие от эфирных журналистов, газетчиков не настолько ошпарил табунный антиамериканизм. В “МК” были приличные, без соплей, репортажи Мелора Стуруа с фронта; Анна Политковская в “Новой газете” не изменила Чечне и не бросила Шамиля ради Удея, “Известия” давали интервью Вершбоу. Хотя в тех же “Известиях” я читал строки об Америке моего любимчика Максима Соколова, и это были строки, которые и цитировать не хочу… Такое случилось время, когда в произнесении аморальных глупостей соревновались даже те, кого принято считать “моральными авторитетами”.

Вот нобелевский лауреат, немецкий писатель и правозащитник Гюнтер Грасс называет США террористом и варваром, призывает всех не складывать руки и бороться с Америкой. Удивляется, как эта самая Америка помогла избавиться от тоталитаризма самой Германии… И все в мире внимательно слушают, согласно кивают, никто пикнуть не смеет вопреки. Лауреат Нобелевской премии!!! Сейчас в России (уникальный случай) три живых лауреата Нобеля: Горбачев, Солженицын, Алферов. Положите руку на сердце и скажите, кого из них вы назовете безупречно умным человеком? А если их спросить про Америку, они скажут (благо уже говорили не раз) абсолютно то же, что и их германский коллега. Ту же серую, унылую пошлость, какую можно услышать на митинге нацболов или единороссов, только без молодого задора, без: “Ирак – не Моника, не встанет на колени” и “Сталин, Берия, Гулаг – мы пошлем войска в Ирак!”… Нет званий, выдающих индульгенцию от бездарности и фарисейства. И наша “диссидентура” не лучше: все так же спекулирует на “слабых”, на том, что с властью мирно жить нехорошо, что если уж где стоять, то в оппозиции. Правда, стоять ей больше негде…

В какой-то момент мне стало дурно, как двум парнишкам, участвовавшим в психологическом эксперименте. Им показывали белый лист бумаги и спрашивали: какого он цвета. “Белый”, – сказал первый мальчик, и увидел изумленные глаза других участников. “Черный, черный, черный”, – повторяли все друг за другом. Когда очередь дошла до второго мальчишки, не участвовавшего в заговоре психологов, он как можно увереннее заявил “Черный!”… А был еще Беранже из пьесы Ионеско “Носорог”, боявшийся превратиться в зверя (в которого превратились его знакомые, друзья и даже невеста). Но, увидев, что он единственный такой, Беранже запаниковал, возжелал рога, не получил его и вступил в борьбу с “рогатыми”.

С первых дней войны я пытался связаться с двумя выдающимися политическими сидельцами СССР – Владимиром БУКОВСКИМ (его в прошлой жизни Леонид Брежнев обменял на Луиса Корвалана) и Натаном ЩАРАНСКИМ (нынче министр правительства Израиля). Буковский не отвечал, а с Щаранским поговорили по телефону.

* * *

– Натан, вы наверняка знаете, как российская пресса освещает события в Ираке. Называют две причины: нефть и претензии на мировое господство. Ваше мнение?

– Эти две глупости я слышу не только от российских журналистов. Этим больна и Европа. Там так и не поняли, что после Чемберленов приходится приходить Черчиллям. А заигрывание с террористами ничего, кроме ответной агрессии, не вызывает. Америка борется за демократию. За нашу и вашу свободу. И только. Наша пресса в основном это понимает, но у нас свободная страна, и если в “Маарив” или “Гаарец” пишут одно, то в “идиот Ахронот” могут написать совсем другое.

-Какую связь вы видите между Ираком, Чечней и Израилем?

– Уступки. И вы, и мы, и мировое сообщество, идя на неоправданные уступки террористам, только дразнили их аппетит. Помню, как при прежних правительствах в Палестине от имени Хусейна торжественно вручали премии убийцам. Такую же “вольную” вы в свое время дали чеченским бандитам. Кончилось все это одинаково.

– Не кажется ли вам, что личная позиция Путина не такая, как ее представляют в России, Европе и даже в самой Америке?

– Вы правы. Я, конечно, не вправе комментировать умонастроения российского Президента, но “химия” есть. Путин бы мог занять позицию лучше, чем Европа…

– Но Путин живет в России…

– Да, не в Израиле… Но “химия” есть. Я это тоже чувствую. Есть “химия”…

* * *

А как хороша была эта война! Я люблю “кормить глаза” сериалами Би-би-си “Живая природа” – картинка иракской войны не уступала ничуть. И “Томагавки” (несущие демократию на крыльях) так же прекрасны, как пикирующие за рыбой голубоногие олуши. И красивейшие английские “Торнадо” парят, как орлы-белохвосты.

Америка! Ты воевала прекрасно. Щедро, гуманно и красиво. Твоя победа безусловна и оглушительна. Прочь бредни!.. Но все-таки, все-таки, все-таки. И Вы, мистер Блэр, и Вы, мистер Буш, встаньте в сумерках на колени: один в Белом Доме, другой – на Даунинг-Стрит. И помолитесь вашему англосаксонскому Богу за то, что в Багдаде был Саддам, а не Салман…

* * *

P.S. Я закончил статью, когда пришло письмо Владимира Буковского с ответами на те же вопросы. Лондонский компьютер не дружит с кириллицей, письмо было написано по-английски. Мой перевод без комментариев.

ИРАК. Нефть не главный мотив этой войны, которая будет стоить США свыше 100 млрд. долларов. Потребуется более 20 лет торговли иракской нефтью при условии, что американцы будут брать всю прибыль на себя. Но уже объявлено, что деньги пойдут в ООН. Англия не нуждается в иракской нефти вообще – мы ее достаточно производим в Северном море. Путин разыграл свои карты очень плохо. Вместо того, чтобы быть с Англией и Штатами, он решил блефовать и затягивать кризис, надеясь, что это поможет держать высокие цены на нефть в течение долгого времени. Его обман обнаружен, и он проиграл. Кроме того, обнаружены секретные связи с Ираком, и он теперь противник США.

ИЗРАИЛЬ. Я всегда был против соглашений в Осло (см. эпилог в моей книге “Московский протест”). Это соглашение палестинцы расценили как признак израильской слабости, что поощряло их нереалистические ожидания. Конфликт уступками не решится. Надежда только на время: возможно, оно излечит.

ЧЕЧНЯ. Всегда решительно выступал против войны в Чечне. Я называю ее геноцидом и преступлением против человечества. Эта война не имеет никакого отношения к российским национальным интересам. Это политическая война, нацеленная на обеспечение власти Путина. Она может быть закончена в любой момент переговорами с Масхадовым, подобно тому, как это когда-то сделал Лебедь. Никакой связи между этими тремя войнами нет.

ПОСЛЕСЛОВИЕ ОТДЕЛА “СМИ И ОБЩЕСТВО”

Оно будет коротким.

Первое. Санкции на Ирак наложены не США, а СБ ООН (что не одно и то же) и могли быть сняты только тем, кто их наложил.

Второе. Странно – автора и его собеседников не интересуют не только вопрос о законности действий коалиции, но и провальный “повод” для агрессии (ненайденное оружие массового поражения). Мистические “канонерки” часто бывали поводом для реальных войн.

Третье. Вольно военному обозревателю поэтизировать не цивилизацию, а войну. Но если жизнь – всего лишь охота, то тогда в своем праве не только олуши и орланы, но и те, кто охотится на них.

И последнее. Международное давление привело когда-то к освобождению из советских лагерей политзаключенных Анатолия Щаранского и Владимира Буковского. Почему же теперь международный закон для них ничего не значит? Или теперь Америка вместо него?