М. САЖИНА, М. ФИРСОВА. Черное обаяние. Наркотики и пресса. Уроки одно семинара

Марина САЖИНА, Марина ФИРСОВА (Центр профилактики наркомании при Кабинете министров Татарстана)


– Согласны ли вы, коллеги, что наркотики, наркомания – сегодня самая опасная тема для журналистов? Здесь ловушки таятся буквально на каждом шагу, в каждом слове, в каждой фотографии…

Так начал семинар в Казани, организованный нашим Центром и Союзом журналистов Татарстана, автор известной книги “Сны золотые. Исповеди наркоманов” писатель Сергей Баймухаметов.

Самый расхожий пример – обыкновенная фотоиллюстрация. Что чаще всего используется в газетах? Особенно в районных, с ограниченным выбором изобразительного материала? Разумеется, шприц. У взрослых людей он сам по себе вызывает неприятные ощущения. Уж тем более, когда на фотографии в газете мы видим шприц, входящий в вену… Бр-р! Казалось бы, уже одним этим достигается определенный эффект. Однако в том и ловушка, что у подростков изображение шприца может вызвать совсем другую реакцию! Не случайно же на жаргоне наркоманов (а его знают почти все подростки, даже непричастные к употреблению наркотиков) шприц именуется баяном, машиной, боингом, скрипкой… Чувствуете? Это уже называется – черное обаяние. Наркотики, наркомания стали не просто частью молодежной субкультуры, но и некой подсознательной составляющей. Окрашенной в запретно-загадочные, мистические и даже романтические тона.

Еще сложнее – со статьями и очерками. Как правило, журналисты берут материал в беседах с врачами, милиционерами. А это – всего лишь видимая часть айсберга. А до сути, до полной правды трудно докопаться даже в беседах с наркоманами. Во-первых, нельзя обходиться дежурным, поверхностным общением, надо обязательно вызвать их на откровенный разговор, что довольно трудно, поскольку наркоман – интроверт, человек закрытый. А, во-вторых, журналистам самим надо знать, что они хотят сказать свои материалом.

Вот, к примеру, исповеди Фарида и Ольги, опубликованные в “Молодежи Татарстана”. Молодые люди рассказывают, как они по неосторожности пристрастились к наркотикам, как трудно давалось им лечение. Но, к счастью, они сумели избавиться от зависимости. Здесь все вроде бы правильно. Ни слова неправды. А эффект может оказаться совсем иным. Подросток, прочитав, может подумать: “Ну что ж, посидели ребята на игле да соскочили. Значит, ничего особо страшного, и я тоже смогу, я же сильный, я волевой…”

Да, в этом материале ни слова неправды. Но нет и полной правды. Журналист не спросил, а сами наркоманы ему не рассказали. Нет того, что связано с обыденной, повседневной жизнью наркомана. Нет правды о грязи, мерзости его существования, о невыразимых унижениях, на которые он идет ради дозы. Правды, на которой и построена “Сны золотые. Исповеди наркоманов”. Потому-то ее и считают сегодня лучшим противоядием от соблазна, потому-то она за три года вышла тринадцатью изданиями в семи городах России. А без этой жестокой и обнаженной правды разговор с подростками на страницах газеты далеко не всегда приносит те результаты, на которые мы рассчитываем…

Как это произошло, на наш взгляд, с очерком “День, когда исчезли дети” в “Казанских ведомостях”. Сильно, ярко написанный очерк о дружбе и любви шестнадцатилетних. Она мечтает о детях, а он – сидит на игле, при этом убеждает подругу, что он, в отличие от “горилл в джипах,” находит в наркотиках не просто кайф, а высокий смысл, просветление духа и так далее (!). Она-то не знает, она не может возразить, а вот журналист обязан знать, к чему может привести неопытные умы и сердца юных читателей такое возвышение, одухотворение наркоты! Увы. Действие продолжается, и заканчивается тем, что мальчик и девочка вдвоем принимают смертельную дозу. Далее подробно (очень красиво!) описывается, как в ее сознании стали исчезать Солнце, Смысл (все с большой буквы!), Жизнь, Дети…

Безусловно, автор хотел сказать, как это страшно, неотвратимо. Но получилась у него романтическая трагедия. А поскольку смерть для четырнадцатилетних читателей, в силу законов подросткового сознания, понятие абстрактное, эфемерное, то у них в душе остались красивые рассуждения о просветлении духа, театральная трагедия и романтика. В общем, наркоманские Ромео и Джульетта!

А в действительности жизнь наркомана, повторим, не просто страшна, но омерзительна. Только журналисты об это мало знают. Потому и получается у них невольная романтизация. Как это повсеместно происходит нынче в книгах и фильмах о жизни уголовного мира…

К счастью, в татарстанской прессе нет материалов о легализации наркотиков, о том, что и табак, и алкоголь – это ведь тоже наркотики, а их же не запрещают… Но дурной пример центральной прессы, где такие материалы часто появляются, заразителен. И потому журналисты должны объяснять своим читателям, сколь опасны такие рассуждения, что разница между алкоголем и наркотиками такая же, как между человеком и человекоподобным существом. Медицина знает центр алкозависимости и может воздействовать на него, а вот центр наркозависимости – до сих пор загадка для науки. И потому лечение здесь зависит от самого пациента: выдержит – спасется, не сможет – вернется в тот мир. Как говорят сами наркоманы, героин умеет ждать…

Вот какой разговор шел на нашем семинаре в Казани, на котором с докладами также выступали профессор медицины Владимир Менделевич и главный специалист Совета по делам религий Игорь Корнилов. Следующий подобный семинар совместно с Союзом журналистов Татарстана мы планируем провести в Набережных Челнах.

г. Казань