ДНЕВНИК РЕДАКТОРА Г. МАЛЬЦЕВ. Опасный прецедент


Что же касается всех российских СМИ, то их явно продолжают “строить”. Тихо, под самый вечер 11 июня, во втором чтении Госдумой приняты поправки к Закону “О средствах массовой информации”, предусматривающие возможность приостановки деятельности СМИ в ходе предвыборной кампании.

Вторая половина мая и июнь были богаты знаменательными событиями, касающимися как жизни всей страны, так и непосредственно самих средств массовой информации.

Послание Президента В.В. Путина Федеральному собранию и празднование 300-летия Санкт-Петербурга долгое время были главными темами как печатных, так и электронных СМИ.

В сегодняшнем номере мы устроили “разборку” их освещения. Поэтому выделю лишь то, что наиболее резко бросилось в глаза. Послание Президента подавалось большинством СМИ в основном в информационном ключе. Аналитика превалировала (больше – в публикациях, меньше – в репортажах) в виде рассуждений о причинах задержки его оглашения, поведения депутатов в зале, сроков удвоения ВВП. Бросилось в глаза, что количество выступлений печати до оглашения Послания, в том числе и ернических, было гораздо больше, чем после.

Что касается освещения 300-летия Санкт-Петербурга, то вы все видели и слышали сами. Одни коллеги зарабатывали награды, другие искали кучи навоза за фасадом отреставрированных зданий. Третьи дружно раскручивали Валентину Ивановну, задвигая бывшего губернатора. Города практически не было, были дворцы. В ходу был анекдот: “Оптимизм по-питерски: пережить 300-летие и не дожить до 400-летия”. Но если все-таки вместе с дворцами начнется возрождение всего великого Петербурга-Ленинграда, то я за такое начало. Сегодня мы публикуем снимки основателя российского фоторепортажа Карла Буллы. Они посвящены в основном городу на Неве. Оказывается, люди жили и до 1917 года.

А вот в Москве перестала вещать компания ТВС. Знаем, знаем, отключили ее за долги. Но потеря эта огромна. Сужается спектр политических суждений и взглядов. Вред от этого всем. В том числе и власти, теряющей своего конструктивного критика.

Что же касается всех российских СМИ, то их явно продолжают “строить”. Тихо, под самый вечер 11 июня, во втором чтении Госдумой приняты поправки к Закону “О средствах массовой информации”, предусматривающие возможность приостановки деятельности СМИ в ходе предвыборной кампании. Да, возбудившейся медийной общественности удалось смягчить “кары”, предусмотренные после первого чтения. Теперь отбирать лицензии у телерадиокомпаний не будут, а будут приостанавливать выпуск отдельных теле- и радиопрограмм. Но положения о приостановке деятельности печатных СМИ остались без изменений. Опасный прецедент.

Все это подается под предлогом борьбы с черным пиаром, приводится в пример Сергей Доренко образца 1999 года. Святая наивность. Вы можете себе представить наши выборы без черного пиара? Недавний вброс информации о заговоре олигархов – это только начало. С одной стороны, наш народ уже попривык к самой что ни на есть чернухе. С другой – представьте себе на минуточку, что закрывают на период выборов “Монд” во Франции, “Вашингтон пост” в США и т.д. И это не значит, что на Западе все дозволено. Только что ушел в отставку главный редактор газеты “Нью-Йорк таймс” Хауэлл Рэйнс. Ушел и управляющий редактор Джеральд Бойд. Из-за чего? Да из-за серии вымышленных историй, опубликованных в газете молодым репортером Джейсоном Блэром. Без этих отставок газете сложно было бы поддерживать репутацию. Любой честный анализ в печати у нас можно назвать наездом, и наоборот. Объективных критериев не существует. И власть сегодня, хотим мы это признавать или нет, атакует на нашей, журналистской половине поля. Состоявшийся VII съезд Союза журналистов России и VIII фестиваль СМИ “Вся Россия – 2003”, отчеты о которых вы тоже найдете в номере, это подтвердили.