Брилльянт в пол-яйца |
Георгий КУЗНЕЦОВ, заведующий кафедрой ТВ и радио факультета журналистики МГУ
Во весь экран – голубые бабочки. Затем, после этой заставки, появляется она, и тоже кажется мне бабочкой. Из тех, что во множестве порхали за последние годы в нашем телеэфире.
Она – Ирма Игнатова, которая ныне с понедельника по пятницу ведет на канале ТВС новую передачу “Высший свет”. Тот, кто подарил Ирме эту роль, наверняка очаровался ее ростом стандартной топ-модели, исключительной фигурой, достоинства коей подчеркиваются обтягивающим “прикидом”, и ослепительной улыбкой среднестатистической голливудской дивы. Но при всех этих прелестях она еще и… безостановочно говорит. Ликующе, с провинциальным напором, не обремененным интеллектом. И когда я записал ее тексты с “видика”, понял: перед нами не столько приятное зрелище, сколько некое персонифицированное явление…
Итак: ТВС, “Высший свет”, 18.30. Цитирую ведущую, на свой страх и риск кое-как расставив знаки препинания.
И.И. Всем добрый вечер! Мы с вами находимся на настоящем брильянтовом балу. К сожалению или к радости, наверное, все-таки, к радости, в Москве каждый день происходит какая-нибудь брильянтовая вечеринка, но сегодня особенная, потому что в Москву привезли настоящий черный брильянт! Сегодня все в черном, я тоже оделась в черное, потому что ну как бы тема обязывает (камера панорамирует от смелого декольте ведущей до ее супермодных остроносых сапожек)…
Да что же это за магия такая у телетехники? Почему человек, едва появившийся в рамке телевизора, нередко вызывает излишние восторги у народонаселения и необыкновенно вырастает в своих собственных глазах? Как говорят, “крыша едет”. Вроде ты уже являешься духовной ценностью, народным достоянием.
Делать жизнь с кого… Не с товарища Дзержинского. А с тех успешных, у кого брильянты и поклонники. “Красивая и смелая дорогу перешла”. Может, так и надо?
Рядом с ведущей – девушка пониже, до шеи героини еле достает. Но декольте тоже смелое и платье еле держится на золотых каких-то подвесках. Субтитр: “Ольга. Бизнесвумен”. Она не в черном, у нее платье цвета морской волны. Но уверена в себе и тоже хороша.
Ольга. Да, он действительно черного цвета и действительно самый большой в мире черный брильянт. 88 карат весом. Я могу вас пригласить посмотреть на него, потому что описывать его просто невозможно.
И.И. Я предлагаю следовать за Ольгой, специалистом по пиару, я бы сказала, по черному пиару, поскольку сегодня все у нас черное (двух дам встречает лицо арабской национальности, вице-президент ювелирной компании, вдалеке в дверном проеме видна стеклянная пирамида, внутри которой черное пятнышко).
И.И. (восторженно). Когда-то он был вывезен из России, 82 года назад он был вывезен из России, это потрясающе, что я могу сказать…
Такая же смелая девушка пришла когда-то ко мне на кафедру вместе со своей мамой. Перед тем в “Московском комсомольце” напечатали, что “сама” Татьяна Миткова будет на журфаке преподавать. Так вот, девушка и мама хотели учиться у Митковой. Я был в затруднении, поскольку Татьяна после этого пиара у нас ни разу так и не появлялась. Отправил смелую девушку по своим старым останкинским связям. Стала она неплохой репортершей, а потом даже засветилась как ведущая программы “Время”. Сперва с подобранными волосами, потом с распущенными. А взгляд был стальной, холодный. Видимо, в деда-разведчика. “Теплота и дружелюбие” – предписывает западный учебник. Ну мы-то идем своим путем, мы-то возвышаемся над собственным населением. Потом сгинула куда-то моя протеже. Чем выше заберешься, тем больнее падать.
Переводчица при лице арабской национальности. Обычно мы не вывозим черный брильянт. Это случается очень редко. И если мы его вывозим, это значит, событие, на которое он едет, очень важное и очень значимое для нас. И период времени весьма ограничен, вот сейчас седьмой раз, когда брильянт покидает то место, где хранится.
И.И. Он находится в Лионе, если я не ошибаюсь, или в Париже? Но мне кажется, что это достояние нашего государства!..
“Красивая и смелая”, похвален ваш патриотизм. Вы поскребли коготками по стеклянной пирамиде, а оператор так и не показал толком черное чудо, и оно осталось похожим на улитку без всяких граней. Но узнать бы, за каким делом, за какой нуждой брильянт приехал в Москву? Дело, видать, важное, но вам было не до него. Вы себя демонстрировали.
Была когда-то на канале ТВ-6 передача “Те, кто”. Вели ее Соловьева (Солодихина) и Фадеев. Поначалу было очень мило. Умник и умница с неподдельным интересом расспрашивали гостей студии. А потом с ними что-то случилось. Их перестали интересовать гости. Они любовались сами собой, перебрасывались репликами с претензией на остроумие, невзначай как бы замечали пришедшего. Что им академик и герой, мореплаватель и плотник! Они были самодостаточны. А это – смерть для журналиста. Где они сейчас, “те, кто”?
Бизнесвумен Ольга. Страховая стоимость этого брильянта 37 миллионов американских долларов!
И.И. Я хочу сказать, что этот брильянт стоит дороже, чем все, что одето на нас! Вот эти Олины подвески, сапфиры, которые одеты на переводчице, которая помогает нам с языком, и даже амуниция автоматчиков, которые надежно охраняют брильянт… Мерси боку, валком (к лицу арабской национальности), почаще приезжайте к нам с брильянтами!..
Однажды пришел ко мне на кафедру Толя Лысенко, нынче телеакадемик, а тогда руководитель перестроечно-популярной программы “Взгляд”. Я попросил его принять участие в отборе студентов на телекафедру. А он не только выполнил мою просьбу, но и взял во “Взгляд” двух первокурсников. “Лыс”, как мы его называли в Останкине, настоящий журналист, смелый человек. Первокурсники – Яна Чернуха и Володя Сидоров – с его легкой руки стали ведущими “Взгляда”, тогда главной демократической программы страны! И сразу же – этакая утомленность в их взорах, высокомерие по отношению к приглашаемым в студию: ну вот вы, академик, расскажите-ка нам… А теперь вы, депутат, давайте-ка… Прости меня, Анатолий Григорьевич, что вспомнил об этом. Но ведь и мне есть, в чем покаяться.
Позвонил мне Борис Берман: “Дай срочно студентку, чтобы брать интервью у кинозвезд”. Не работа – мечта! Ловлю в коридоре вроде бы способную второкурсницу, посылаю к Берману. Назавтра он мне звонит: “Ты кого прислал?” – “А что?” – “Я ей поручаю брать интервью у Чуриковой, на пороге спрашиваю, в каких фильмах эта актриса снималась. “А она мне сама расскажет”, – говорит студентка. “А кто муж Чуриковой?” – “А зачем мне ее муж?” – спрашивает юное дарование.
И.И. Мы выходим из этой замечательной комнаты к гостям этого брильянтового бала, сегодня все здесь в черном, поскольку это черные брильянты. Настоящее великосветское событие. Здесь играют музыканты, которые тоже одеты в черное. Пойдем же туда, там стоит Ирина Понаровская, она сейчас покажет… Ирина Понаровская, настоящий наш черный брильянт! Ирина Понаровская и ее спутник, два черных брильянта! Добрый вечер! Вы сегодня просто как черные брильянты! И блеск, как у брильянта настоящего.
И. Понаровская. Мы ждем показа, ждем черного брильянта.
И.И. А он в заветной комнате находится, но я могу сказать, что он поменьше, чем тот камень, который на вас находится. Это турмалин, да?
И. Понаровская. Аквамарин (панорама по декольте с камнем).
И.И. Он чуть-чуть побольше, но другой формы, абсолютно черный, непрозрачный. Я думала, он такой, как яйцо хотя бы. А он с пол-яйца. Вообще впечатляет!..
Не могу понять, как и зачем мама продвигает свою дочку на разворот “Плейбоя”. Но вот встретилась у моего подъезда, показывает “Плейбой” с гордостью. Дочка до сих пор ведет передачу, называть фамилию не буду. Красивая, не хуже нашей главной героини, которая в “Высшем свете”. Придумал я ей тему дипломной работы: “ТВ в зеркале прессы”. Прочитай, дескать, чего пишут в газетах про телевизор, разложи по полочкам. А она решила расправиться с телевидением сама, без чтения газет и литературы. Тоже “красивая и смелая”. В ночь перед защитой ее дипломное сочинение переписывал однокурсник. Что поделаешь, красота – страшная сила. Процветает девушка на экране и до сегодня.
И.И. Мне приятно, что практически каждый день в Москве происходят ювелирные вечеринки.
И. Понаровская. Каждый день пять!
И.И. И это говорит о том, что мы стали лучше жить!
И. Понаровская. Сложно сказать, кто стал лучше жить.
И.И. Но лучше же, лучше вообще-то…
Бывшая интеллигентная радиостанция “Эхо Москвы”. Я радовался, когда она создавалась. Сергей Корзун своей личностью определял уровень. Но вот пришел учитель истории Алексей Венедиктов. И с тех пор высокомерно общается с миром. Ну почему так получается?
Перечитал написанное и усомнился: а не переизбыток ли цитат из передач “Высший свет”? С другой же стороны, без них лет через 20-30 мало кто поверит, что такое косноязычие, такое бездумное преклонение перед “брильянтовой” жизнью немногих было возможно на общенациональном канале. Ведь будущие историки нашего общества (ТВ в том числе) наверняка сопоставят передачи вроде “Высшего света” с тем, что тогда происходило в России. Вспомнят о миллионах людей, оказавшихся в нищете, о забастовках с требованиями – всего-навсего! – выдать вовремя зарплату или пенсию.
Преуспевающая сегодня Ирма наверняка окажется в том, неблизком пока времени. Не будет ли ей совестно, что, не владея даже азами профессии, но наделенная зато комплексом полноценности, согласилась на роль, врученную ей кем-то из нынешних ее “раскрутчиков”? Впрочем, и сейчас уже тревожные сигналы для нашей красавицы раздаются.
В январе этого года вместо того, чтобы просквозить через очередную “брильянтовую” тусовку, она явилась в гости к многоопытному политику-шоумену В. Жириновскому. Вольфыч встретил Ирму… в экзотически ярком халате и повел по своей квартире. Вот тут у него фуражки-жириновки. Одну из них надела ведущая “Высшего света” и радостно захохотала, когда хозяин снисходительно ей сказал, что “очень к лицу”. А вот здесь у него среди обуви стоптанные домашние тапочки. Ирма снова по привычке захохотала, да так и не заметила, бедная, что талантливый тусовщик Жириновский, начиная с фривольного халата и кончая любимыми своими тапочками, превратил ее передачу в пародию, над которой хохотали уже зрители.
Не ведаю, где разыскали эту диву и какое у нее образование. Во всяком случае она – не наша выпускница. А все равно обидно, потому как по ее пребыванию в эфире тоже судят о журналистах “вообще”…