ЖУРНАЛИСТИКА В ОПАСНОСТИПочему нужно вернуться назад, чтобы двигаться вперед |
Александр ЧУМИКОВ, генеральный директор Международного пресс-клуба,
член Секретариата Союза журналистов РФ, доктор политических наук, профессор
Во второй половине 2002 года в рамках проекта, осуществляемого совместно Международным пресс-клубом, Горбачев-фондом, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Союзом журналистов России, Университетом Калгари (Канада) и Университетом Моунт Эллисон (Канада), проведено экспертное исследование по теме “Становление СМИ в России как инструмента демократии: политика государства и частных корпораций”.
Респондентами исследования стали около 100 представителей государственных организаций федерального уровня, коммерческих структур, центральных и региональных СМИ; экспертов в области СМИ.
Наряду с вопросами глобального характера, требующими масштабного государственного вмешательства, исследование выявило немало острых моментов, затрагивающих локальные интересы конкретных журналистов и медиасообщества в целом. О них и пойдет речь в настоящей статье.
Определяя прошлое, настоящее и будущее российских СМИ, мы сопоставили четыре периода их развития, которым дали условные наименования, а именно:
- СМИ в тоталитарный период (до 1985 г.);
- СМИ в период максимальной свободы (начало 1990-х гг.);
- СМИ в период управляемой демократии (начало 2000-х гг.);
- СМИ в период ответственной свободы, под которой подразумевалась некая идеальная модель, к которой должны стремиться демократически ориентированные СМИ.
Итак, что же, с точки зрения респондентов, мы имели в тоталитарный период (здесь и далее используется 10-балльная шкала, где 10 баллов – максимальное проявление признака, а 1 балл – минимальное)?
Наряду с вполне понятными и воспринимаемыми сегодня негативно констатациями, общий смысл которых сводится к гипертрофированному экономическому и административному влиянию государства на СМИ, выявлены и другие параметры отнюдь не устрашающего свойства.
Так, респондентами отмечались: высокий уровень профессиональной подготовки журналистов (7,9 балла), существенное доверие общества к СМИ (6,5 балла), наличие развитых механизмов этического регулирования деятельности СМИ (5,7 балла).
Приведенные цифры сами по себе мало что проясняют, однако картина становится все более и более познавательной по мере продвижения к современности.
Что изменилось в период максимальной свободы начала 1990-х годов, когда прежняя система была сломлена, а на ее месте только начинала зарождаться новая?
Уровень профессиональной подготовки журналистов понизился (с 7,9 до 5,1 балла), что, вероятно, следует признать естественным: на стыке эпох не могли мгновенно появиться адекватные требованиям времени образовательные программы, учебники, равно как и преподавательские кадры.
Этическое регулирование деятельности СМИ опустилось до крайне низкого показателя (с 5,7 баллов до 2,7). Другими словами, вместе с воздухом демократии в журналистскую среду привносились элементы вседозволенности и безнаказанности.
Но любопытная вещь: доверие общества к СМИ оставалось столь же высоким (6,4 балла в тоталитарный период против 6,5 балла в период максимальной свободы)!
Получается, что СМИ как социальный институт с высоким уровнем доверия сначала “держали” старую систему, а затем “ломали” ее и “строили” новую. В обоих случаях фактор доверия был решающим!
Теперь перейдем к сегодняшнему дню или, в соответствии с заявленной выше терминологией, к периоду управляемой демократии начала 2000-х годов.
Профессиональная подготовка журналистов, с точки зрения респондентов, стала еще слабее (7,9 балла в тоталитарный период; 5,1 – десять лет назад и 4,5 – сегодня). Однако в этом случае снижение уровня вряд ли может быть объяснено временными трудностями “стыка эпох”.
Формальный рост влияния фактора этического регулирования деятельности СМИ (5,7 – 2,7 – 3,6) также не внушает особого оптимизма, потому что абсолютный показатель говорит о незначительном проявлении признака.
И самая неприятная оценка: доверие общества к СМИ существенно упало (6,4 – 6,5 – 4,5) и опустилось до уровня, который может быть охарактеризован, как “ниже среднего”.
Что респонденты хотели бы видеть в перспективе, в идеальной модели периода ответственной свободы?
Профессиональную подготовку журналистов – такой, какой она была в тоталитарный период.
Этическое регулирование деятельности СМИ и доверие общества к СМИ – превышающими уровень всех предшествующих периодов, в том числе тоталитарного (соответственно на уровне 6,8 и 7,5 балла).
Но, может быть, ничего особенного в приведенных сведениях нет, поскольку и по названным, и по другим параметрам респонденту (а он ведь живой нормальный человек) свойственно стремиться к лучшему? Для понимания наличия “особенного” приведем таблицу, где присутствует сравнение по текущему и идеальному периодам всех основных параметров, выявленных в ходе исследования.
Параметр | Период “управляемой демократии” (нач. 2000-х гг.) | Период “ответвенной свободы” (идеальная модель) | Динамика показателей современного периода по отношению к идеальной модели |
Административная и экономическая зависимость СМИ от местных властей (исполнительных органов) | 6,7 | 2,7 | Превышает в 2,5 раза |
Концентрация СМИ в руках государства (сосредоточение финансовых, производственных и информационных ресурсов, монополия на владение и управление СМИ) | 5,4 | 2,9 | Превышает в 1,8 раза |
Концентрация СМИ в руках бизнес-структур | 5,9 | 4,6 | Превышает в 1,2 раза |
Государственная поддержка СМИ | 4,3 | 4,2 | Примерно, соответствует |
Взаимодействие “третьего сектора” (некоммерческих организаций) со СМИ | 4,4 | 6,5 | Принижает в 1,4 раза |
Наличие общественного телерадиовещания, отражающего публичный интерес | 4,8 | 8,3 | Принижает в 1,7 раза |
Профессиональная подготовка журналистов | 4,5 | 8,0 | Принижает в 1,7 раза |
Доверие общества к СМИ | 4,5 | 7,5 | Принижает в 1,7 раза |
Этическое регулирование деятельности СМИ | 3,6 | 6,8 | Принижает в 1,9 раза |
Наличие общественного органа, призванного решать вопросы этического регулирования деятельности СМИ, противостоять административному контролю над СМИ и вырабатывать рекомендации по другим вопросам, связанным с функционированием СМИ на информационном рынке | 2,9 | 6,6 | принижает в 2,3 раза |
Анализ таблицы показывает, что на сегодняшний день модель современных СМИ соответствует идеальной модели СМИ только по такому параметру, как государственная поддержка СМИ. Близки к идеальному показатели концентрации СМИ в руках бизнес-структур. Требуется некоторая активизация взаимодействия СМИ с “третьим сектором” – некоммерческими организациями.
По остальным показателям наблюдаются существенные диспропорции. Особо выделяется параметр “административная и экономическая зависимость СМИ от местных властей (исполнительных органов)”, который в период “управляемой демократии” проявлен, по мнению всех респондентов, в наибольшей степени (6,7 балла), а по данным идеальной модели СМИ должен стоять на последнем месте (2,7 балла).
А далее следует группа параметров, о которых мы говорили выше, – профессиональная подготовка, этическое регулирование, доверие, а также напрямую сопряженных с ними. Например, если в целом СМИ теряют доверие общества, то естественно, что уровень их восприятия как общественных (даже при формальном введении в названия СМИ такого рода терминов) также падает. Или если респонденты воспринимают уровень этического регулирования СМИ как низкий, то столь же низко будут оцениваться и общественные органы, призванные данное регулирование осуществлять.
Первый итоговый вывод не слишком оптимистичен: СМИ теряют почетный статус “четвертой власти” и в ряде случаев превращаются в “структурное подразделение” власти иной – государственной или коммерческой. Только ли по вине последних? Разумеется, нет. Если государство вырабатывает законы, то создание механизмов внутренней самозащиты от всякого рода “чернухи” – как финансовой, так и политической – есть компетенция журналистского сообщества.
Второй вывод – тоже. СМИ пользуются доверием общества, когда они говорят голосом и на языке этого общества. Если же они начинают говорить голосом хозяина-заказчика на эрзац-языке, то просто-напросто теряется предсказуемость развития, и мы начинаем с тревогой думать: с какой кухни, из какого подполья зазвучит следующий “истинный” и говорящий “всю правду” голос?
Развитие указанных выше тенденций опасно для самой российской журналистики. А значит, “вперед” пока не надо. Вернемся назад, а оттуда двинемся к светлому будущему.
Полностью материалы исследования доступны на веб-сайте http://www.pr-club.com в разделе “СМИ как инструмент демократии” (рубрика “Материалы и публикации”).