Отбросили болонский хвост: как теперь будут учить журналистов

Автор: Екатерина Павлюченко

С лета 2022 года Россия официально прекратила участие в Болонской системе. На этом закончилась почти двадцатилетняя история международного образовательного обмена, в котором отечественные вузы занимали не последнее место. «Система вышла из нас, а не мы из нее» – под таким лозунгом начался переход к «национальному высшему образованию». В январе Минобрнауки представил проект нового стандарта высшего образования – ФГОС-4.

ЖУРНАЛИСТ попробовал разобраться, что поменяется в обучении журналистов и как это повлияет на редакции и рынок в целом.

К БОЛОНЬЕ ЗАДОМ, К ЧЕМУ ПЕРЕДОМ?

Болонская система подразумевала двухуровневый подход 4+2: деление на бакалавриат, где студент получал базовые знания в профессии, и магистратуру, в которой происходило углубление этих знаний. Образованность студента высчитывалась в кредитах или зачетных единицах трудоемкости, равной 36 академическим часам. Бакалавриат – это 240 зачетных единиц, магистратура – 120. Эти единицы складывались, умножались и позволяли вывести универсальную формулу компетентности выпускника. И такой формулы Россия придерживается до сих пор, несмотря на формальный выход из системы. Илья Кирия, зам. декана факультета креативных индустрий ВШЭ, отмечает: «Во всех странах Болоньи принят расчет зачетных единиц.

НИКТО НЕ СКАЗАЛ, ЧТО ТЕПЕРЬ В РОССИИ ПРОГРАММЫ БУДУТ СЧИТАТЬ НЕ В ЧАСАХ, А В КВАДРАТНЫХ ВЕРБЛЮДАХ. НАГРУЗКА НА СТУДЕНТОВ И ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ОСТАЕТСЯ ТОЙ ЖЕ. ВСЕ ОСТАЛЬНОЕ – БАНТИКИ

Унифицированные зачетные единицы трудоемкости упрощали студенческую мобильность – как из России, так и в нее. С выходом из Болонской системы нарушился межвузовский обмен, а с ним и возможность международного сотрудничества. При этом сотрудничества не только с Европой, но и с Востоком: в Китае точно так же существует двухуровневый формат 4+2: бакалавриат и магистратура.

Но теряется не только международная, но и внутренняя мобильность студентов. Магистратура позволяла готовить уникальных междисциплинарных специалистов. Например, когда на магистратуру журфака приходил экономист-бакалавр. На выходе получался журналист, прекрасно ориентирующийся в экономических процессах и способный объяснить их читателям.

Получается, что с выходом из Болонской системы и отказом от формата 4+2 Россия теряет: а) международный обмен как с Европой, так и с Азией; б) универсальную формулу расчета компетентности выпускника; в) возможность обучения междисциплинарных специалистов.

Какие же варианты предлагают на замену и что за процессы происходят в образовании сейчас?

ДВАЖДЫ ДВА ШЕСТЬ

Уже несколько лет в образовательной среде шло обсуждение возможного введения системы 2+2+2. Бакалавриат дробился бы на два этапа: первые два года студент учится с другими направлениями, изучает филологию, политологию, философию. А в конце второго курса определяет, кто он – журналист, лингвист, переводчик, – и идет на это направление обучаться уже конкретной профессии. Последние два года магистратуры бы закрепляли и углубляли навыки.

СТОРОННИКИ ТАКОГО ПОДХОДА ОТМЕЧАЮТ, ЧТО ОБЩАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКА ПОВЫСИТСЯ – ОН БУДЕТ ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ИСТОРИИ И ПОЛИТИКЕ, ГРАМОТНЕЕ ФОРМУЛИРОВАТЬ МЫСЛЬ.

А ремесленные навыки можно освоить уже в редакциях. Грамотность – это действительно главный бич выпускников. Анжелика Гурская, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты», объясняет: «К нам приходят выпускники, знающие, что такое лонгрид или конвергентная редакция, владеющие модной терминологией, но не способные грамотно сложить слова в сложноподчиненное предложение или выстроить логику публикации».

Противники 2+2+2 указывают сразу на комплекс проблем: тут и смешивание всех гуманитарных дисциплин в одну кучу, и отсутствие мотивации у студентов учиться – пошел на журналиста, а получил кучу литературы от филологов и истории от историков. Кроме того, вузы еще толком не освоили формат 4+2. До сих пор остаются вопросы к делению на бакалавриат и магистратуру, к образовательным траекториям и программам. А тут придется еще больше дробить обучение, да еще и предлагать студенту то, на что он «не подписывался».

РЫНОК СЕЙЧАС НУЖДАЕТСЯ В УНИВЕРСАЛЬНОМ, ГРАМОТНОМ СПЕЦИАЛИСТЕ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫСТРО ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ К МЕНЯЮЩИМСЯ ЗАДАЧАМ СФЕРЫ. НО И СЛИШКОМ «УНИВЕРСАЛЬНОГО» ВЫПУСКНИКА РЕДАКЦИИ ТОЖЕ НЕ ЖДУТ.

Главреды ответили нам, что готовы обучать студентов сами, главное, чтобы была база. «Выпускникам не хватает практики и понимания редакционных процессов. – отмечает Тимофей Шабаршин, главный редактор «МК в Питере». – Специалист должен обучаться профессии “у станка”, получая в образовательном учреждении только необходимый объем теоретических знаний, без общих дисциплин. Зачем, к примеру, изучать жанры журналистики, когда из них живы всего несколько? Что это даст, кроме головной боли студенту? Пусть лучше едет в поля и берет интервью. Это полезней и больше пригодится в будущем».

НА БУМАГЕ ПИСАНО

Обсуждения схемы 2+2+2 были не зря. Проект нового ФГОСа очень напоминает эту систему. Главное изменение во ФГОС-4 – это укрупнение групп специальностей и направлений. ФГОС будет единым сразу для нескольких направлений. В корзине с журналистикой 1) филология и языки 2) переводоведение 3) медиакоммуникации (сама журналистика, реклама и др.). Получается, что и у филологов, и у журналистов, и у переводчиков будет общий набор основных дисциплин, которые они обязаны освоить. По задумке, это позволит получить более универсального специалиста с обширным багажом знаний в области истории, философии, литературы и т.д. На практике же может получиться, что журналистика вновь попадет под «крыло» филологов, а в расписании окажется много «общих» предметов.

Другая более явная проблема – это распределение бюджетных мест. Теперь некоторое количество мест будет выделяться сразу на большую группу направлений, а уже руководство вуза станет решать – какие специальности получат заветное госфинансирование.

Ксения Дементьева, доцент МГУ им. Огарева, рассказывает об обеспокоенности региональных вузов: «Будет вариативность, как внутри учреждения распределить бюджетные места. Может быть, руководство вузов захочет поддержать более уязвимые направления и дать бюджетные места им. Остальные же останутся на платной основе. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению количества поступающих и сокращению рынка труда уже готовых специалистов».

ДЛЯ РЕГИОНОВ КАДРОВЫЙ ВОПРОС СТОИТ ОСОБЕННО ОСТРО. КАК ОБЪЯСНЯЕТ КСЕНИЯ ДЕМЕНТЬЕВА, ПОСЛЕ ВВЕДЕНИЯ ЗАКОНА О ГОСПАБЛИКАХ РЫНОК КРАЙНЕ ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В МЕДИЙЩИКАХ.

«Ищут тех, кто может писать, снимать, вести соцсети, продвигать продукцию. Это, помимо редакций СМИ, еще и госпаблики, общественные организации, государственные структуры. В ВУЗ часто приходят с запросом – дать компетентного специалиста, пусть даже из числа студентов», – делится Ксения Дементьева.

СВОЕ РОДНОЕ

После обращения президента к Федеральному собранию снова заговорили о возвращении специалитета. Это так называемая система 5+1, когда студент учится в специалитете пять лет, после чего идет на один год в магистратуру. Так и к достижениям прошлого возвращаемся, и кусочек двадцатилетних наработок оставляем – магистратура на месте. Но эта система не бьется с формулой 2+2+2, или же пришлось бы совмещать последний год специалитета и один год магистратуры.

Людмила Макарова, заместитель по методической работе директора Института филологии и журналистики ННГУ, подчеркивает, что введение специалитета позволило бы студентам обучаться по индивидуальным траекториям. «В этой дискуссии мне близка концепция возвращения к специалитету, но при сохранении магистратуры. Мы разработали много магистерских программ, от которых не хочется отказываться. На самом деле, идеальный вариант – это существование систем 5+1 и 4+2 параллельно. То есть если студент хочет – с дипломом бакалавра идет в магистратуру. Хочет – заканчивает образование после пяти лет. Или же конкретизирует знания за год магистратуры. Сейчас, когда две системы будут существовать параллельно, поскольку студенты – бакалавры должны получить образование, мы увидим и сравним их возможности».

Возвращение к специалитету – вполне вероятный сценарий.

ДЕЛО В ТОМ, ЧТО В БОЛЬШИНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ МАГИСТРАТУРА БЫЛА ПРОСТО УСКОРЕННЫМ БАКАЛАВРИАТОМ. ДА И ПЯТИЛЕТНЯЯ СИСТЕМА ВЗРАЩИВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ КАЖЕТСЯ УЖЕ ЧЕМ-ТО ПОНЯТНЫМ И МНОГО РАЗ ОТРЕПЕТИРОВАННЫМ.

Тем не менее, Илья Кирия уверен, что продвинутые ВУЗы будут продолжать неформально и скрыто играть в систему индивидуальных образовательных траекторий, которая закрепилась за 20 лет. «Образование не может существовать в башне из слоновой кости. Оно изменяется, и значительно быстрее, чем 50 лет назад. Цифровизация никуда не делась. Инновации происходить будут. А хорошие методисты давно научились даже в рамках регламента реализовывать уникальные, современные проекты».


Иллюстрации: Kandinsky